В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

28.07.2013
Материал относится к разделам:
  - История АП (исторические обзоры, воспоминания, мемуары)
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)

Персоналии:
  - Кейльман Борис Рафаилович
  - Ланцберг Владимир Исаакович ("Берг")
  - Лорес Юрий Львович
Авторы: 
Лорес Юрий Львович

Источник:
Юрий Лорес
 

Авторская песня фестивалю <<Платформа>> не нужна, её скорее терпят, чем принимают.


Пролог

Жил-был небольшой народец, песенки слушал, сочинял, распевал. Свои традиции у него появились, взаимоотношения, представления, своя вера.

Стали приходить к нему гости из других народов. Одни погостили да ушли. А другие говорили: <<Как у вас все здорово!>> — и оставались. Так народец стал расти, не то чтобы стал народом, но подрос. И еще в нем свои второе, третье, четвертое поколения появились. И стал он совсем открытым для всех, и всех привечал, кто им не брезговал — такие традиции. Им бы какую-нибудь формулу для пришельцев придумать, чтобы не принимать тех, кто в их веру не обратился. Да не придумали. И очень много гостей из других народов среди него поселилось, что стало их даже больше, чем небольшого народца.И стали пришельцы говорить: <<Раз нас стало больше, то теперь вы должны нас развлекать и обслуживать. И вообще традиции у вас какие-то не те, вера не та, не тех людей чтите, не те песенки слушаете. Да и предки ваши не такие уж достойные люди!>> А тут еще кое-кто из подросшего поколения стал соглашаться: <<А действительно не такие уж замечательные у нас были предки, да и вера у нас какая-то архаичная, духу времени не соответствует. Мы-то и моложе и не хуже умеем, и вокруг много интересного у других народов>>. И стал народец превращаться в другой народ, т.е. исчезать. И задумались те, кто превращаться не хотел, что делать. Прогнать пришельцев и поздно, и традициям не соответствует, да и как определять, кто теперь свой, кто чужой. Им бы просто отселиться, но страшно: << И название свое отдать придется тем, кого больше, и маловато нас будет>>. При этом они совсем забыли, как их было мало в самом начале, и как они были интересны даже тем, кто их не любил.

Такова краткая история КСП. (пост из моего ЖЖ 2006 года).

——————————————

Справка

Так как предвижу множество реплик типа: <<Да кто он такой этот Лорес! Непопулярный автор!>>.

Отвечаю:

Я принадлежу этому небольшому народу с 1970 года, а люблю, читаю и слушаю поэзию и самодеятельную песню лет на десять дольше.

Неудивительно, мне уже за 60. Да, я разговаривал и продолжаю разговаривать со своим небольшим народом с помощью стихов и песен. Но еще я ему служил все эти годы и буду продолжать по мере сил. (<<Служить бы рад, прислуживаться тошно!>>).

В 1976 был командиром куста (кто-то помнит, что это такое?) <<Охотный ряд>>.

В 1980 организовывал семинар молодых (в то время) авторов.

В 1987 создавал Театр авторской песни, если не знаете, то <<Первый круг>> знать должны, если не иностранец среди нашего небольшого народца.

В 1993 — 1995 руководил Мастерской (курсами) авторской песни при ГИТИСе (был такой эксперимент). Среди выпускников есть лауреаты и дипломанты и Грушинского фестиваля, и <<Петербургского аккорда>>, и других.

В 1997 совместно с детско-юношеской школой <<Журавлиная родина>> (Сергиев Посад) поставил спектакль по произведениям М.Анчарова, Б.Окуджавы, А.Галича и Ю.Визбора.

Многочисленные мастерские, мастер-классы, жюри... И не всегда за деньги, кто бы что не говорил.

На Грушинском впервые был в 1977, участвовал в конкурсе. Потом в 1979, в конкурс не пошел.

Потом только в 1992 — не было ни средств, ни времени. Все 90-е ездил нерегулярно, потому что почувствовал: что-то изменилось. Хотя и мастерские вел, и в жюри и 2-го, и 3-го тура был. И все это бескорыстно. Даже затраты на проезд мне возместили только два раза из пяти, и это был не Грушинский клуб — организатор фестиваля.

В 2000 я в последний раз пел с Гитары. В 2002 — отказался. Тогда же окончательно понял, что фестиваль стал чужим и решил больше не ездить (это было еще до раскола).

В этом, 2013 году, меня пригласили на <<Платформу>>, точнее, на 25-летие Кольского бугорка и чтобы вести мастерские там же. Отказывался, но пришлось два раза спеть на 3-й сцене и на Гитаре.

—————————————————

Платформа 2013 (только факты):

18 официальных сцен (не знаю, сколько неофициальных, говорили, что еще 6).

— при этом сцен, где авторской песни... о поэзии и вовсе молчу.

— показалось, что все без исключения сочиняющие, поющие, перебирающие, ударяющие и дующие, кроме тех сцен, куда были званы, предлагают себя, чтобы выступить на максимальном количестве сцен, поэтому зрителям можно от своей стоянки никуда не перемещаться: все исполнители придут сами.

— перед Главной сценой (3-я), которую организаторы назвали сценой им. Ю.Визбора, на вечернем концерте в пятницу — 1 тыс. человек, в воскресенье (после 21.30 — не знаю)30 (не тысяч) человек.

на Горе — треть приехавших на фестиваль, на Поляне — две трети.

не только некоторые авторы и исполнители жили на одном фестивале, а пели на другом или на обоих, так же поступали и некоторые конкурсанты.

Размышления:

<<Платформа>> — действительно мульти-форматный музыкальный (правда, без классической музыки) фестиваль, как его и позиционируют организаторы. Доля авторской песни в нем не более 10 процентов и будет сокращаться, а классическая музыка не появится никогда. Такое направление выбрали организаторы, по крайней мере, на сегодняшний день. Это их право. Небольшой народ, о котором я говорил в начале, ездит не на <<Платформу>>, а на свое старое место, где еще можно встретить прежних друзей. Народу этого не больше 10 процентов, т.е. столько же, сколько авторской песни. Все справедливо. Не будет этого народа на <<Платформе>> и авторской песни не будет. Не для кого.

<<Платформа>> — действительно мульти-фестиваль, фестиваль фестивалей, сколько сцен, столько и фестивалей, чем справедливо

гордятся организаторы. Чем больше сцен, тем разобщенней. Разновкусица не есть свобода выбора. В таких условиях не мог бы появиться ни Визбор, ни Высоцкий, ни Галич, ни Окуджава, ни даже Пушкин. Это путь к стенке на стенку. Авторская песня не живет в разобщенной среде.

Если кто-то скажет, что на <<Платформе>> звучит авторская песня, но другая, новая, современная, 21-го века, я отвечу: не лукавьте. Когда я слушаю музыку А.Шнитке или Э.Денисова, я понимаю, что она другая и очень отличается от музыки Баха, Моцарта, Бетховена, но я также слышу, что корни этой другой музыки там: в Моцарте, Бетховене и т.д. Когда я слушаю многое из того, что называют современной авторской песней, я не вижу никакой связи с Окуджавой, Анчаровым, Галичем, Визбором и т.д. Более того, очень часто слышу, что это всё, мол, устарело и пора выбросить, <<скинуть с парохода современности>>. Что ж, временное всегда прикидывается современным, а вечное — старомодным. А суть в том, что

т.н. современная авторская песня растёт из других корней, не из Визбора, Окуджавы и т.д.

Вывод у меня простой: авторская песня фестивалю <<Платформа>> не нужна, её скорее терпят, чем принимают, или используют как прикрытие (ширму) в войне с Фёдоровскими лугами.

Только не подумайте, что съездив на <<Платформу>>, я стал сторонником Грушинского клуба (Фёдоровских лугов). Туда я решил больше не ездить ещё в 2002. Зная вкусы авторитарного Б.Р. Кейльмана, я окончательно понял, что на Грушинском фестивале будет поддерживаться только один из 4-х <<потоков авторской песни>> (по В.Ланцбергу) — эстрадный. Прочие <<потоки>> будут игнорировать или терпеть. Я не буду обосновывать это. Ответьте себе сами на три вопроса: В каком году В.Ланцберг перестал петь для Горы? Почему 2-й канал покинул Грушинский фестиваль? Возможна ли на Фёдоровских лугах сцена <<Азия +>> (не на словах, а на деле и надолго)?

На рубеже 70-80-х в нашей среде стали популярны выражения: <<КСП — это не клуб, а образ жизни>>, <<главное не песня, а общение>>. Для обоих самарских фестивалей главное не <<наша песня>> (по Галичу), а ... сам фестиваль, количество (любого) народу, бренды и т.д., и т.п. Как сказал мне один росконцертовский администратор в 1987 во время стадионных бардовских концертов: <<А мне все равно, с каким жанром работать, лишь бы зал заполнялся. Сегодня на бардов идут, завтра...>>. О самой песне мы когда-нибудь задумаемся? По бардам легко увидеть любят ли они <<искусство в себе>> или свое место под солнцем? А по организаторам?

 

Грушинский фестиваль более 40 лет — флагман бардовского движения в стране. По образу и подобию Грушинки проводится множество фестивалей в стране.

 

Ну, и куда завели?

 

Юрий Лорес

 


 

 © bards.ru 1996-2024