В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
27.05.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Фролова Елена Борисовна |
Авторы:
Гершенович Марина |
|
О Елене Фроловой, 1997 г. (название не оригинальное – ред.) |
Где кому суждено, тот там и родился. Елена Фролова родилась в Риге (1969 год, 01.10). То есть, в столице Латвии, выражаясь поэтическим языком, был сотворен сосуд — человек живой. Имя, отчество, гражданство — все это прилагается к человеку по месту его рождения. Это данность, факты биографии. По мере развития личности — обжига сосуда (ибо обжигается, и не раз) — всегда ей сопутствуют свободная воля, рано или поздно наступает время задуматься о своей судьбе. В 1994 роду Лена Фролова переезжает из Риги. Никто Лену из Латвии не гнал, никто не заманивал в Россию. Приехала, увидела город Суздаль, приняла решение и — осталась. Значит, были на то особые причины. Но о них позже.
Если говорить о влиянии рижского климата на Лену, можно выделить в ее характере три основных черты: любовь к прекрасному, внутренняя собранность и работоспособность, возвышенная устремленность (совпадает пейзажность характера с прибалтийской готикой, аскетизмом каменных башен и изысканностью фигурных композиций на фасадах домов и пилястрах старой Риги). Эти же три линии характера можно проследить и в музыке, которую творит Лена. Песни она начала писать очень рано, уже с 16-ти лет — те песни, которые и по сей день живут в ее репертуаре.
Две стены у коридора, ведущего ребенка от родного порога в мир: окружающая среда и собственные эмоции. Что дальше? Жизнь. Осознание себя в мире, выбор пути, поиск желаемого, проба возможностей. Сосуд наполняется содержанием.
Истоки творчества Лены, как оказалось, находятся далеко за пределами родной Риги. Для того, чтобы это понять, стоило поворошить историю предков. Бабушка и дедушка — Фроловы — уроженцы села Ряхово (Владимирской области), мама родилась в Красноярске, по распределению после диплома попала в Латвию, а в 1994 году горячо поддержала Лену в идее переезда на историческую родину. Кстати, суздальские гусляры обогатили певицу еще одним музыкальным инструментом — Лена с удовольствием учится играть на гуслях. В устном слове Лена склонна к стилизации, в ее речи можно уловить говор глухих российских деревень, ее язык воскрешает давно забытые речевые обороты, в стихах оживает устная народная традиция полуплача-полупричитания, заговора-оберега.
Если говорить о песнях, написанных как на стихи поэтов серебряного века, поэтов-современников, так и на свои собственные стихи, то в музыке Лены Фроловой опять же угадывается влияние двух географических ландшафтов: рижского чаячьего, янтарного и совсем не южного взморья и бесконечного простора российских полей, равно — колосящихся ли, заснеженных...
Аранжировка собственных песен — дело отнюдь не стихийное, это работа: огранка жанра требует точности, драматического решения музыкальной темы, собственной интонации. С этой задачей Лена справляется блестяще. И все попытки мастеров-звукооператоров вмешаться, оформить или изменить линию песен Елены Фроловой, на поверку оказываются разрушительными. Сам себе режиссер? Да. В лучших песнях Лены, как в зрелой личности, присутствует некая самодостаточность — только голос и гитара, и — стихи, да, может быть, еще вторая гитара трепетно дополнит, осторожно оттенит рисунок песни. Здесь у Лены есть чуткие и надежные союзники, друзья, коллеги по жанру: Вера Евушкина, Татьяна Алешина, Александр Деревягин, Николай Якимов. Последние трое вместе с Леной создали музыкально-поэтическое братство "АЗИЯ". Вера Евушкина — сотоварищ по творческому дуэту "ВерЛен" (Вера Евушкина, Елена Фролова — 1988 г.).
Состоявшаяся творческая личность не может обойтись без так называемой социальной ниши, поскольку, независимо от времени, сколь бы далеко не уводил ее одинокий путь, рано или поздно — выводит к людям (да и когда, в какие времена поэзия могла прокормить поэта, а вольная песня одинокого музыканта?). В этом отношении судьба Лены складывалась удачно. С 1989 года утвердился социальный статус театра Елены Камбуровой, куда творческий дуэт "ВерЛен" был принят, как самостоятельная творческая единица. Пока это большей частью моральная поддержка музыкантов и поэтов, чьи концерты проходят благодаря усилиям Елены Камбуровой и ее твердой убежденности, что в это трудное для культуры время нужно сделать все возможное, чтобы не оборвалась нить, связующая нас с золотым и серебряным веками нашей культуры. Многие из актеров, которых пестует Елена Камбурова как представителей новой традиции драматической песни — действительно актеры муниципальных театров столицы и театральных студий. Но не Лена Фролова. И ее будущее зависит от ее способности создать свою аудиторию и от нашей зрительской способности не потерять Лену из виду, не утратить вкуса (в самом глубоком понимании этого слова) и не позволить разорить себя хотя бы духовно, чтобы быть достойными слушателями.
май 1997 г.
|
© bards.ru | 1996-2024 |