В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

27.05.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Загот Анатолий Александрович
Авторы: 
Шнарев С.

Источник:
журнал "Турист" № 7 (9?), 1985 г.
http://www.sch57.msk.ru/kuzn/html/articles/zagot1.htm
 

Давайте петь вместе

Слово еще одному гостю сегодняшнего вечера, выпускнику Московского института стали и сплавов, главному специалисту отдела института Теплопроект, автору и исполнителю самодеятельных песен Анатолию Александровичу Заготу...

 

— Где же началась дорога Вашей песни и как она пересеклась с туристской тропой?

 

— Уже в 9-м классе я был членом школьного хора. Поступив в МИСиС, узнал, что и там есть хор. Не будь его, не начал бы, наверное, писать песни да и жизнь могла сложиться по-другому. Считаю, что получил две специальности: основную — инженера-металлурга и музыкально-песенно-хоровую...

 

— В 1956 году в институте был объявлен конкурс на лучшее произведение, посвященное предстоящему тогда Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. У нас с моим однокурсником Леонидом Однопозовым родился "Фестивальный вальс", который стал лауреатом этого смотра. А через год сочинительство превратилось в постоянное и сильное увлечение. Написал на свои стихи (тогда я еще проводил подобные эксперименты) песенку "Снежок". Принес в хор, сказал, что написал знакомый. Песню хор запел. Затем родилось еще несколько подобных "проб пера". Однако скоро понял, что пора искать стихи других авторов. Рядом были мои друзья-сокурсники, имевшие опыт стихотворчества — вот тут-то начались настоящие песни!

 

В отличие от своих товарищей и соавторов я в то время в походы не ходил, но писал музыку на стихи, созданные в путешествиях. А однажды решил проверить, как же звучит туристская песня в настоящем походе. Оказалось, здорово! С тех пор стал заядлым путешественником. Так что меня не туризм привел в песню, а песня — в туризм, чего от души желаю всем, кто еще не приобщен к "музыке дорог и странствий".

 

— А рождались песни в самом походе?

 

— Я пишу музыку и во многом завишу от автора слов. Хотя бывали случаи любопытные. Однажды написал я мелодию и предложил ее своему тогдашнему соавтору К. Натансону. Но текст не получался до тех пор, пока автор не столкнулся с определенной жизненной ситуацией. Только после этого родилась "Песня о веселом туристе": "Вдаль уходит турист, напевая, со своим рюкзаком, а шофер у кювета лежит — "загорает" под поломанным грузовиком. Застрянет в туче самолет, в грязи — автомобиль. И лишь турист везде пройдет, сквозь снег и пыль!"

 

— На чьи стихи писали вы песни?

 

— Всех поэтов — профессионалов и непрофессионалов — назвать трудно. Очень люблю (а значит, использую в своем творчестве) стихи М. Цветаевой, Д. Кедрина, Н. Грибачева, Н. Старшинова, В. Фирсова. Мне близка их основная тема — Россия, русская земля, природа, человеческие взаимоотношения.

 

Когда-то, в самом начале творческого пути, написал несколько песен с В. Кашаевым — ныне известным писателем-сатириком. Пожалуй, самой известной стала песенка о горе-туристе Феде: "Склоны гор круты и каменисты очень, режут плечи лямки рюкзаков. Шли тропой небритые туристы ночью, маленький отряд весельчаков". Наш "Федя" в 1966 году занял одно из призовых мест на Всесоюзном конкурсе туристской песни, организованном ЦК ВЛКСМ, Союзом композиторов и ВЦСПС.

 

Последние 20 лет меня связывала и творческая, и туристская, и чисто человеческая дружба с С. Флейшманом, профессором, доктором технических наук, автором очень интересных стихов. Мы написали около 30 музыкальных новелл. Одна из них "Кто за рублем, кто — за невестой, кто — просто так... А я вчера ходил за песней — такой чудак..." была опубликована в альманахе "Ветер странствий" (№1 за 1972 г.). А в журнале "Турист" прозвучала другая наша песня — "О Грине и Григе" (№8 за 1984 г.).

 

— У композитора должен быть свой взгляд на стихи. Ваш принцип отбора?

 

— Прежде всего, важность и актуальность темы. Обратите внимание: самыми любимыми у туристов стали песни высокогражданственные — "Атланты" (А. Городницкий), "Песня о маленьком трубаче" (С. Крылов и С. Никитин), "Гренада" (М. Светлов и В. Берковский). А как не вспомнить "День Победы" Д. Тухманова, знаменитую "Катюшу", песни М. Блантера, И. Дунаевского, В. Лебедева-Кумача. Конечно, не менее важны интересная поэтическая форма, образность, внутренняя напряженность строки. А в лирических произведениях, помимо всего, — проникновенность, новизна образов, юмор, доброта.

 

— Приходилось ли Вам сталкиваться с собственными произведениями в необычных ситуациях?

 

— Конечно, и не раз. В 1966 году на Всесоюзном конкурсе, о котором уже упоминалось, три моих песни стали лауреатами. И вот однажды захожу я в парикмахерскую побриться, заодно слушаю радио — и вдруг звучит: "...в ночной степи ни тропок, ни дорог, лишь ветра одичалого порыв..." Наша с Л. Однопозовым песня, а. поет ее актер и певец В. Трошин. Лишь потом узнал, что это был анонс пластинки, на которой среди других песен — лауреатов конкурса звучало две моих: второй была "Песня о веселом туристе" в исполнении И. Кобзона.

 

А однажды я услышал свою песню... из космоса. В ноябре 1978 года включаю дома радио и слышу: "Красный отблеск семафора лег на рельсы..." Диктор объяснил, что это поет в минуты отдыха на борту корабля "Союз-6" космонавт Александр Иванченков. А через год на одном из концертов (самодеятельных авторов) познакомился и с самим знаменитым "исполнителем". Конечно, приятно было услышать, что песня эта — такая земная — особенно хорошо звучала на орбите.

 

— Большинство Ваших туристских песен написано, как кажется, специально для массового, хорового исполнения. Это случайность или...

 

— Нет, это не случайность. Я считаю, что песня — от слова "ПЕТЬ", и звучать она должна, особенно в походе, в хоровом исполнении. Конечно, есть и сугубо сольные песни (в том числе и у меня), но в большинстве случаев предпочитаю массовые. Они объединяют людей, а значит, делают их лучше, добрей, дружней. А в том, что именно такие произведения преобладают в моем творчестве — спасибо институтскому хору.

 

— Что бы Вы пожелали своим коллегам — начинающим авторам?

 

— Искренности, мысли, интересных "своих" мелодий. Чтобы молодые авторы не напоминали "одинаково подстриженные елочки". Чтобы новые ритмы не превалировали над чувством меры! Чтобы всегда у сочинителей было много друзей, которые могли бы подхватить их мелодии и слова! И, конечно, новых туристских песен!

 

— А можно ли ждать их и от Анатолия Загота?

 

— Я автор музыки. Если у кого-то из читателей журнала есть интересные стихи, которые могут стать песней, пусть присылают в адрес клуба ТТП. Попробуем!

 

Мы присоединяемся к предложению А. Загота и ждем ваших писем со стихами, дорогие читатели!

 

Записал С. Шнарев

 

 © bards.ru 1996-2024