В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
24.05.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Ким Юлий Черсанович |
Авторы:
Дебрер Сергей Источник: газета "Русская Германия", № 13, 2-8 апреля 2004 г. |
|
Встреча с молодостью |
В нескольких городах Германии прошли концерты Юлия Кима. Одна из его встреч со зрителями состоялась в Ганновере, организованная Толстовским обществом и Клубом любителей авторской песни. Отметим, что в зале на 600 мест свободных стульев не оказалось, причем значительную часть публики составляла молодежь.
Поколению 60-х представлять гостя было излишне, но афиши на всякий случай напоминали, что Юлий Черсанович Ким, родившийся в 1936 году в Москве, является автором многих стихотворных сборников и песен более чем к 50-ти фильмам. Именно ему принадлежит исполненный Андреем Мироновым в телефильме "12 стульев" душещипательный романс "Белеет мой парус – такой одинокий на фоне стальных кораблей", а также слова другого мироновского "хита": "А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк...". Песни, которые пел Валерий Золотухин в двадцатилетней давности фильме "Бумбараш", а также те, что поет сейчас в одноименном спектакле московской "Табакерки" (театра Олега Табакова) талантливый молодой актер Евгений Миронов, тоже вышли из-под пера Юлия Кима. Его песни выходят на аудиокассетах и лазерных дисках, музыку на стихи Кима писали такие композиторы, как Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Владимир Дашкевич...
Всё это, разумеется, так. Но для поколения 60-х Юлий Ким прежде всего один из основоположников того жанра, что именуется авторской песней. Его песни мы распевали под гитару в турпоходах, узнавая их чаще всего благодаря записям-перезаписям на стареньких магнитофонах, бывшим для нас чуть ли не единственным источником информации о творчестве Окуджавы, Городницкого, Галича, Визбора, Кукина, Кима и других бардов: у тогдашних партийных идеологов авторская песня была, мягко говоря, не в почете. В 1968 году Юлия Кима отстранили от преподавательской деятельности, приклеив ярлык антисоветчика: за взгляды, за мысли, за песни. Отвечая после концерта на один из моих вопросов, Юлий Черсанович обмолвился: "Единственным моим врагом была советская власть. Кончилась она – и все враги исчезли". Ну что тут скажешь? Счастливый человек!
Концерт он начал "триптихами": три романса ("гусарский", "жестокий цыганский для женского баса" и "а-ля Вертинский"), три марша ("партийный", годящийся, по мнению автора, для любой из ныне существующих партий; "туристический" и марш-симбиоз в стиле Киплинга и Высоцкого) и, наконец, "уголовный" триптих, куда вошли песни "Пиратская", "Разбойничья" (из мультфильма "Снежная королева") и "Блатная диссидентская".
После триптихов последовала шутливо-ироничная сюита под названием "Еврейские мотивы" – дань признательности Израилю, где Ким с 1998 года проводит примерно столько же времени, сколько в родной Москве. Правда, творческих дел все-таки больше в Москве, хотя и в Израиле их хватает – тут и литературный "Иерусалимский журнал", и работа с театрами, ставящими спектакли на русском языке. Затронув национальную тему, столь близкую странам, придающим значение чистоте титульной нации, бард исполнил давнишнюю песню-обращение к российскому Союзу писателей:
Позвольте, братцы, обратиться робко: Пришла пора почистить наш народ. А я простой советский полукровка И попадаю в жуткий переплет! Отчасти я вполне чистопородный: Все связки из калужских христиан. Но по отцу – чучмек я инородный И должен убираться в свой Пхеньян.
Думаю, излишне описывать реакцию зала, которую Ким закрепил комичным еврейско-русско-корейским романсом на мотив "Дорогой длинною да ночью лунною". Дав слушателям прийти в себя от смеха, бард уже абсолютно всерьез высказался о поразившем его патриотизме израильтян, в том числе и выходцев из республик бывшего СССР: "Всю нашу сознательную жизнь пропаганда безуспешно пыталась вбить в нас советский патриотизм, над которым мы тогда просто смеялись. А для народа Израиля патриотизм – глубоко осознанное чувство, вызывающее искреннее уважение". Оставшись верным себе, Юлий Ким завершил песенную часть концерта ироничным "Гимном либералу, ставшему патриотом", подписал желающим сборники своих стихов и ответил на многочисленные записки из зала. В числе вопросов был и такой: "А слова к российскому гимну вы не пробовали написать?"
– Отчего же нет, – последовал мгновенный ответ, – естественно, написал. Причем, я поставил перед собой творческую задачу: написать такие слова, чтобы любому нормальному человеку петь их было противно. Последний куплет был такой:
Под музыку эту ковали победу И сами себе возводили тюрьму. Нас вырастил Сталин на страх всему свету, А также и на смех – спаси-и-ибо ему-у-у-у!
После концерта изрядно уставший бард согласился ответить и на несколько вопросов для "РГ/ГБ":
– Что нового в вашей творческой жизни "на два дома"?
– В новом московском театре "Бенефис" вышла первая часть нашего с Гладковым мюзикла, сейчас готовим вторую. Можно сказать, что основная часть моей работы связана с российскими театрами и кинематографом. Планов и предложений – масса. Вообще московская театральная жизнь, да и не только театральная, в последнее время заметно оживилась: публика рвется на спектакли, которых ставят сейчас множество. Художественные выставки сменяют одна другую, настоящая литература востребована. В кино ситуация сложнее: там требуются большие деньги. Но все равно находятся спонсоры.
– Одним словом, жизнь нормализуется?
– В общем, да. Как и куда все пойдет дальше – не знаю, затрудняюсь сказать. Приверженцем Путина я себя не назову, но и в оппозиции к нему не нахожусь. Пока, во всяком случае.
– Вы уже планируете очередные гастроли в Германии?
– Обязательно! Сейчас готовлю новую программу "Белеет мой парус", посвященную моей работе в театре и кино. Постараюсь заранее оповестить о своем приезде читателей "Русской Германии".
На концерт Юлия Кима ходил Сергей ДЕБРЕР, Ганновер
|
© bards.ru | 1996-2024 |