В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
22.05.2009 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Шехтман Татьяна Львовна Источник: http://community.livejournal.com/bards_ru/295039.html http://community.livejournal.com/bards_ru/295039.html |
|
О судьбах, как обычно |
Смотрю это я вокруг, смотрю...
Нет, думаю, надо и мне хоть раз провокатором побыть. А то, что получается, в дискуссиях я помалкиваю, потому что сотрясать воздух словесами не хочется, да и к чему? Как обычно, никто никого не убедил, все покричали, пар выпустили и дальше пошли. Истин мы теперь не рождаем... А сказать-то все равно хочется, раньше это в песнях получалось, а теперь приходится в жж посты писать :)
Так вот, о чем это я...
Прошло уже 4,5 года с того момента, как я перестала песни писать. Хронологически, замечу, это с Сашкиной смертью совпало, хотя это ни о чем не говорит...
За отчетный период я пережила острую фазу, потом фазу апатии, потом плавно перешла в категорию слушающих и мотающих на ус. Кстати, мои отказы участвовать в мастерских связаны именно с тем, что я не пишу — а значит, не чувствую себя вправе разбирать чужие ошибки. Видимо, это тараканы, но мне это кажется справедливым.
И вот, наблюдая из своего уголочка за происходящим в мире АП, вот что я наблюдаю:
АП четко расслоилась на совершенно независимые потоки — термин взят у Берга, но в другом значении. Берг разделял потоки только по одному критерию, а я имею в виду "поток" в смысле "течение", "направление", "ручей". Как врач, я часто имею дело с различными классификациями. И, как правило, ни одна из них не бывает полной. Однако бывает так называемая рабочая классификация, которая не претендует на полноту, но вполне устраивает врача-практика, по ней просто удобнее работать. Так вот, попытка систематизировать то, что мы называем АП, привела к тому, что каждую песню (и песню-ресурс, и песню-акт) мы можем положить на отдельную полочку по следующим критериям:
1. По признаку наличия поэзии: никакая, новичковая, графоманская, текстовая, поэтическая
2. По признаку нестандартности образов: штампованная, заезженная, плагиатированная, со свежими образами (наличие свежих образов: нет, единичные в поле зрения, скопления, много, покрывают все поле зрения)
3. По признаку наличия музыки: двухаккордовая, трехаккордовая, новичковая, средняя, продвинутая, музыкальная.
4. По признаку наличия внутренней драматургии: без драматургии, с линейным развитием, с плоским развитием, с объемным развитием.
5. По назначению: песня-плач, песня-клич, песня-протест, песня-баллада, песня-путеводитель, песня-квест, песня-размышление, песня-спектакль, песня-моноспектакль
6. По признаку наличия гармонии между словами, музыкой и исполнением: дисгармоничная, гармоничная
7. По признаку адресата для исполнения: для себя, для одного человека, для группы людей, для концертного зала, для стадиона, для слушателей, для зрителей, для собеседников
8. По признаку инструментовки: гитара+голос, гитара+несколько голосов, несколько гитар+голос, несколько гитар+несколько голосов, гитара(ы)+голос(а)+1 дополнительный инструмент, гитара(ы)+голос(а)+несколько дополнительных инструментов, синтезатор+голос
9. По восприятию со стороны: незапоминающаяся, запоминающаяся, привязчивая, медитативная, колыбельная, грузильная, цепляющая, сложная, нечто.
10. По целевому органу: для ног, для сердца, для мозга, для ушей, для глаз.
Как видим, принимая в качестве рабочей данную классификацию, мы охватываем практически всю песенную область. И где здесь, спрашивается, ставить границы АП? Вывод: границ у жанра просто нет, и уже давно. Каждый выбирает себе любимый ручеек и двигается вместе с ним в каком-то неопределенном направлении. И чего, спрашивается, копья ломать и локтями толкаться?
Что же касается споров остроконечников vs тупоконечников, то бишь по поводу ухудшения качества текстов за счет увеличения количества инструментов — так на то он и закон сохранения энергии... шутка.
Я здесь вижу совсем другую подоплеку. Вопрос не в исполнителях, а в аудитории.
С автора/исполнителя спрос маленький — его дело написать/исполнить так, как ему это кажется целесообразным. Интересно Дефектам или АА добавлять инструменты — ради бога, я прекрасно понимаю, ради чего это делается.
Лирическое отступление: в 1992 году мы пели в составе квартета СКАТ, и раз за разом лауреатились на фестивалях, пока не распались... Мы не пытались никого никуда звать и никому ничего доказывать, мы просто дружили и делали свою музыку, в первую очередь для самих себя — и пытались включать в свою игру людей, сидящих в зале, получая обратно наш драйв в многократном размере. Я до сих пор помню ту эйфорию, поэтому далека от того, чтобы кого-то осуждать и обсуждать.Лирическое отступление ended.
Лирическое отступление 2. История помнит немало примеров, когда творчество одного автора брали, перетряхивали, убирали непонятности и шероховатости, вычищали до плакатного состояния и объявляли флагом для определенной группы людей. В качестве примера можно взять милого безумного старичка Ницше, который после войны стал мировым пугалом, а ведь писал-то он совсем не о том... Лирическое отступление 2 ended
Так вот. Как известно, аудитория — это и есть определенная группа людей. Когда на сцене начинают добавляться инструменты, в зале начинают добавляться те, кто приходит на концерты ТОЛЬКО за драйвом и убавляются те, кто ходил ТОЛЬКО за работой для мозгов. В итоге наблюдается смещение состава аудитории в сторону более раскованных и менее интеллектуальных людей (увы, это факт, проверенный на собственной шкурке). При этом те, кто ходит на концерты НЕ ТОЛЬКО за чем-то одним, как правило, остаются (а потом обижаются, что их гнобят, ага). Что получается в итоге: раньше, выступая в сборных солянках 32.08, я знала, что в условно 100-местном зале найдется десяток человек, которые пришли послушать меня, пара-тройка десятков, которые послушают и меня, и остальных, а оставшаяся часть доброжелательно отнесется к моему присутствию на сцене. Незадолго до прекращения моих выступлений в солянках я почувствовала (не спрашивайте как, со сцены многое видно), что в зале сидят другие люди: десяток тех, кто послушает меня благосклонно, несколько десятков равнодушных, и пара десятков таких, которым я на фиг тут не нужна, они пришли слушать тех, у кого я "на разогреве" (по их мнению). Вот из-за этой-то малой части людей лично я перестала участвовать в солянках, а следом за мной с концертов ушли и мои слушатели. В итоге состав аудитории опять изменился — в процентном отношении в зале стало больше слушателей АК, АА Пучки сотоварищи и Дефектов, и меньше слушателей одиночек с гитарами.
Пойдем дальше. Как известно, чем человек моложе, тем он агрессивнее (в хорошем смысле агрессивнее — активнее, что ли), и тем легче сбивается в группы и стаи. Стоит кому-то кинуть в такую группу какую-нибудь идею, как данная группа тут же называет себя последователями данной идеи, придумывает себе атрибутику и начинает на всех перекрестках кричать о своей идее. Как правила, участники таких групп слушают одинаковую музыку. Именно поэтому рок (и русский, и зарубежный) вечен — он появился как музыка, выражающая идеи молодежи, потому так популярен у молодых. Но речь не о роке, речь о группах, выбирающих музыку. Текст, как ни странно, имеет здесь достаточно большое значение, но для группы текст не слышен, пока нет драйва. В итоге на концерты инструментальщиков от АП начинают ходить те, кто от рока уже ушел, а до личностной песни еще не дорос. Молодые люди достаточно агрессивного поведения, группами, с допингом в виде алкоголя или травки — лично для меня не лучшая реклама концерта. Поэтому, уйдя со сцены, я не перетекла в зал, а просто ушла из данного континуума (я имею в виду 32.08 как оно сейчас есть) — искать другой, более для меня подходящий. Вот такая я эгоистка.
Итог.
1. АП жива и живее всех живых.
2. У жанра АП есть границы. Они описаны уравнением с 9 неизвестными (см. классификацию), и могут быть трактованы как угодно трактователям. В моем случае я считаю, что их нет.
3. Споры внутри жанра о том, кто из нас более правильная АП, считаю бессмысленными и далее участвовать в них не собираюсь. Максимум — в комментариях к данному посту.
Примечание: Все вышеизложенное есть мое сугубо личное мнение. Любые совпадения — намеренные, поэтому кто считает себя обиженным — заранее прошу прощения. Данное исследование не претендует на полноту охвата явления, и своей целью преследует всего-навсего избыть излишек писучести автора :))
|
© bards.ru | 1996-2024 |