В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

11.05.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Визбор Юрий Иосифович
Авторы: 
Шипов Роллан

Источник:
журнал "Люди и песни", 2004 г.
 

Юрий Визбор в Интернете

В Интернете память о людях живет как бы своей, виртуальной жизнью. И каждый может понаблюдать, что происходит с памятью о том или ином известном человеке, расцветает она или же постепенно угасает. Давайте посмотрим, как живет память о Юрии Визборе, со времени кончины которого прошло уже два десятилетия.

 

В мировой сети вы легко обнаружите несколько сайтов, целиком посвященных знаменитому барду, а также ряд посвященных ему страничек на других сайтах. Представляется, что наиболее показательны не примеры признания со стороны больших поклонников Юрия Визбора, а примеры как бы случайного обращения к его творчеству самых разных людей в самых разных ситуациях. Множество таких примеров свидетельствует о том, что данная личность со временем стала неотъемлемой фигурой общественной жизни общества.

 

Прежде всего, память о Юрии Визборе выражается в сохранении памяти о его песнях. Посмотрим, какие его песни, так или иначе, помнят жители страны "Интернет".

 

В связи с 85-летием А. Солженицына на одном из зарубежных сайтов излагается биография знаменитого писателя. Автор этой статьи уходит на полвека назад и попадает на 11 декабря 1953 года. "Полгода назад умер Сталин, только-только проклевывается оттепель, студент московского "педа" Юрий Визбор пишет песню "Мирно засыпает родная страна" о романтике "далей Забайкалья и Сахалина", а до реабилитации "врага народа" Александра Солженицына еще три года".

 

Справедливости ради скажем, что текст этой песни Ю.Визбор написал вместе с будущим поэтом Ю. Ряшенцевым, а музыку к ней придумал В. Красновский. Песня до сих пор является гимном московского государственного педагогического университета.

 

Сайт newsinfo пишет о недавнем назначении известной балерины Нины Ананиашвили на должность главы балетной труппы Тбилисского театра оперы и балета. Автор материала пишет: "Благодаря великой Нинико грузины скоро смогут гордо спеть известную песенку партайгеноссе Визбора про то, что в области балета они так же, как и их "старший брат", впереди планеты всей!" Последние слова, а также словосочетание "в области балета", органично вошедшие в русский язык, заимствованы из песни Ю. Визбора "Рассказ технолога Петухова". Что касается слова "партайгеноссе", то здесь автор статьи намекает на роль Бормана, сыгранную Визбором в фильме "Семнадцать мгновений весны".

 

В 2000 г. ансамбль "Песни нашего века" посетил США. Об этих гастролях Владимир Нузов написал статью в газете "Вестник" (США), в которой упоминаются три песни Ю. Визбора, исполненные ансамблем. Не лишено интереса мнение журналиста о песне "Домбайский вальс": "Может, я несколько преувеличиваю, но считаю строчку "Лыжи у печки стоят" гениальной. Попробую объяснить, почему. Произнесенная, она мгновенно дает зрительный образ, вмещает целый роман, целый мир: маленький домик, скорее всего, турбаза, кто-то вернулся, поставил лыжи и, не раздеваясь, не стряхнув снега со штормовки, шагнул в другую комнату, а там его ждет любимая. Или — поджидает одиночество...

 

Сайт Авторской гимназии Петриевой (Ульяновск). Торжественное открытие гимназии, затем — концертная программа. Стихи А.С Пушкина, классическая гитара, восточный танец, а затем – песня Ю. Визбора "Милая моя" в исполнении гимназистов 8 — 10 классов (хор). Как видно, "Песни нашего века" сделали свое дело.

 

Вообще у этой песни счастливая судьба. Вот пишет Юрий Емельянов, работавший по контракту в Университете г. Генуя (Италия) в качестве физика-исследователя: "Я встретил тут замечательных друзей, с которыми тяжело расставаться. Но через три недели я возвращаюсь домой в Минск. Меня там ждет моя семья. Я нашел отражение своих чувств в песне Юрия Визбора "Милая моя" и перевел ее на итальянский язык. Надеюсь, что вам она понравится". А вот разговоры на форуме "Формат Мелодии: Что делать? И Кто виноват?" (Сохраняю особенности орфографии.)

 

Елена: Скоро наша свадьба. Первый танец хотим песню "Ты у меня одна" Ю. Визбора. Но кто ее исполняет и как раздобыть не знаем. Голос у исполнителя похож на Караченцева. Помогите, пожалуйста. Свадьба уже на следующих выходных.

 

Елене: Песню Ю. Визбора "Ты у меня одна" исполняет Сергей Дружко.

 

Елена: А где можно скачать эту песню или купить на диске? Срочно до субботы!!!

 

Теперь с другого форума — миасской городской газеты "Глагол". Разговор о том, что следует вкладывать в понятие "дома". Одна участница дискуссии пишет: "Дом — это состояние души. Я назову своим домом лишь то место, где создам свои правила и традиции, где часто вечерами будут пить чай с вареньем на кухне, где я и только я буду Хозяйкой. "И лучше нет огня, который не потухнет,/ И лучше дома нет, чем собственный твой дом,/ Где ходики стучат старательно на кухне,/ Где милая моя и чайник со свистком". На одном из "мореходных" сайтов описываются особенности морских и речных радиоканалов. Изложение доходит до 16-го, или так называемого Дежурного канала. О нем говорится следующее: "Пограничники, увидев в море подозрительный плавучий объект, попытаются вызвать его на 16-м канале. Если не ответит, попытаются задержать. Пресловутые 3 минуты тишины из песни Визбора — запрет на вызовы в 16-м канале (за исключением SOS)". Напомню, что речь здесь идет о известной песне, начинаю щейся словами "По судну "Кострома" стучит вода...".

 

По какому поводу могут вспомнить Ю. Визбора в фитнес-клубе? А вот: "Борьба с излишним весом — серьезная задача, для решения которой существует огромное количество способов...". Поняли? Да, да! Припев из его песни "Излишний вес" ("Излишний вес он словно бес...") взят в качестве эпиграфа к сайту одного из фитнес-клубов.

 

Не забываются и достаточно редкие песни Ю. Визбора. Так, на сайте газеты "Свободный Сахалин" пришлась к слову его песня "Курильские острова", причем один из собеседников говорит: "Визбор ведь никогда не был на Курилах, но его поэтическое чутье, пожалуй, безупречно". Строчка из его песни "На заре стартуют корабли" послужила темой приведенной на его сайте картины "Земной ракетодром" живописца А.К. Соколова. Цитата из песни "Карельский вальс" взята в качестве эпиграфа к сайту проживающих в США выходцев из России, любящих лыжные походы по Америке. Один из участников конференции туристов парусников предлагает: "Решил попробовать себя в новом деле и сваял музыкальный видеоклип на песню Ю. Визбора "Солнце дрожит в воде". Оцените начинание". Песня "Археологи" взята в качестве заставки сайта Кафедры археологии и музееведения Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Строчка из "Посвящения В. Смехову" взята в качестве эпиграфа странички сайта, посвященного III Международному фестивалю памяти Виктора Шнейдера (Бонн, 2003): "Несмотря на то, что он умный и талантлив больше, чем надо..." (У Визбора, правда, "...чем нужно..."). На одной из страничек сайта "nortfort" любителей путешествий по Северным Крепостям в качестве подписи к фото взята строфа из песни Ю. Визбора "Виталий Палыч", а любители путешествий по тунгусской тайге эпиграфом своего сайта взяли строки из его песни "Речка Нара": "Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья". "Парижеманы" также не обошли вниманием творчество Ю. Визбора: рекомендациям к осмотру Нотр-Дама они предпослали строфу из песни Ю. Визбора "Католическая церковь".

 

Встречаются и разного рода трогательные заблуждения. Чемпионат Санкт-Петербурга по игре "Что? Где? Когда?". Нужно было угадать окончание строчки в ранней песне Ю. Визбора "Слаломисты": "Три тыщи лет стоял Кавказ./ И было грустно так без нас./ Ходили барсы по тропе,/ Не опасаясь...". Ответ: КСП. Комментарий: Клуб самодеятельной песни. Далее дискутируется время возникновения КСП, годы создания песни и пр. Увы, знатоки оказались не на высоте: Визбор не мог написать бессмыслицу. Действительно, как могли барсы на кавказской горной тропе опасаться клубов самодеятельной песни? В данном случае речь идет о Контрольно-спасательных пунктах (тоже КСП!). Визбор сам об этом неоднократно говорил. На одном из сайтов наших зарубежных соотечественников, любящих проводить свой отпуск, путешествуя по свой Родине, после посещения Сахалина предпослали своим фотоматериалам приписанную Ю. Визбору цитату: "Ну что тебе сказать про Сахалин?/ На острове прекрасная погода...". В действительности эта песня принадлежит М. Таничу и Я. Френкелю. Однако ошибка извинительна, поскольку Ю. Визбор любил эту песню и пел ее, что, впрочем, не удивительно, поскольку она написана в бардовской манере.

 

Сайт Московского трамвайного управления не мог пройти мимо стихотворения Ю. Визбора "Московские трамваи", в котором в поэтической форме автор пишет о том, как морозным утром трамваи выходят из парка в город. Создатели сайта по-своему комментируют стихотворение: "Это стихотворение, пожалуй, наибольшим образом выражает любовь автора к трамваям, причем именно московским. Дело в том, что районы, перечисленные в стихотворении, —Черемушки, Черкизово и Чертаново —это как раз те районы Москвы, где трамвай до недавнего времени действительно являлся основным видом транспорта, на котором можно выбраться "в город". Знание автором настоящих "трамвайных зон" приводит к мысли, что это был любимый вид транспорта знаменитого барда!" Полный текст песни Ю. Визбора "Деньги" ("Теперь толкуют о деньгах...") приводится на сайте газеты "Якутия" с комментарием: "Юрий Визбор в этом стихотворении выдал пророчества, которые нострадамусам и не снились. Ибо главное в нем — время, когда оно было написано. Май 1982 года! Еще был жив Брежнев, еще жив был Моральный кодекс строителя коммунизма, еще трудящиеся рвали здоровье не за деньги, а за почетные грамоты... Кем же надо быть, чтобы заглянуть через эпоху и описать наше сегодняшнее настоящее с такой парадоксальной точностью? Воистину, поэт в России — больше чем поэт". В этой песне автор пишет: "Тот век рассыпался, как мел,/ Который словом жить умел,/ Что начиналось с буквы "Л",/ Заканчиваясь мягким знаком". Автор, разумеется, подразумевал, что слушатели однозначно определят зашифрованное им слово "любовь".

 

Наши зарубежные соотечественники провели на одном из сайтов аукцион, в котором надо было найти как можно больше имен существительных, нарицательных в единственном числе и именительном падеже, начинающихся на "л" и заканчивающихся на "ь". Из рассмотрения исключались слова, заканчивающиеся на "-ость". Всего было найдено 36 таких слов. Помимо победителя, специальным призом был отмечен Дмитрий Азовцев, назвавший самое длинное слово — лейкопластырь. Воистину с Визбором не заскучаешь! Завершу эти заметки словами автора с сайта "bardrock", которым он предпослал строфу из песни Ю. Визбора "Я в долгу перед Вами": "Снег над лагерем валит,/ Гнет палатки в дугу./ Я в долгу перед Вами,/ Словно в белом снегу". "Я благодарен Визбору, которого, к сожалению, лично не знал, за то, что он единственный мой кумир мира музыки, в котором я не разочаровался. Его песни нравились мне с раннего детства, и хоть то, что я пишу, мало похоже на то, что писал он, я все равно считаю его своим главным учителем". К этому, как говорится, не добавить, не прибавить.

 

 © bards.ru 1996-2024