В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

11.05.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Вотинцева Вера Владимировна
  - Иовчук (Вотинцева) Нина Владимировна
Авторы: 
Игнатова Елена

Источник:
газета "Аргументы и Факты - Урал" № 10, 03.1998 г.
 

Среди миров, в мерцании светил

Пожалуй, ни в одной стране, кроме России, не был так силен голос женской поэзии, и в лице наших славных соотечественниц Анны Андреевны Ахматовой и Марины Ивановны Цветаевой женская поэзия стала достоянием мировой литературы. "Я научила женщин говорить, но, Боже, как их замолчать заставить", как-то в шутливой запальчивости воскликнула Анна Ахматова. Но, увы, в современном поэтическом разноцветье России женская поэзия — редкий цветок, тем паче, песенная поэзия. Взлет поэтического свободомыслия 60-х дал нам не только неповторимые голоса Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, но и подарил нам песни женщин-поэтов, достойных преемниц музы серебренного века. Творчество Новеллы Матвеевой, Вероники Долиной, Ольги Качановой открыли нам мир тихого разговора о жизни, где высокое и обыденное не противоречат друг другу, а представляют своеобразный лирический синтез. Но если в Москве женские голоса достаточно хорошо известны почитателям жанра авторской песни, то появление на поэтической сцене трех екатеринбурженок — Веры и Нины Вотинцевых, Елены Бушуевой — дает повод говорить о неожиданном расцвете женской поэзии у нас на Урале.

 

Но начнем по прорядку и представим вам дуэт Нины и Веры Вотинцевых, которому нет — не побоюсь быть обвиненной в преувеличении — подобного в России-матушке. Совершенно невозможно представить те впечатления, которые возникают, когда слышишь это светлое двухголосье сестер. Но попытаемся хотя бы беглым взглядом обозначить поэтический мир Нины и Веры. Возможно, путешествие в этот мир — немного путешествие и в твой мир, читатель.

 

Тема любви — вечная тема поэзии — в этом песенном мире причудливо принимает то образ золотошвейки, у которой так легко "расцветают под руками то ли птица, то ль цветок. ("Золотошвейка"), то образ Марии из Магдалы:

 

"...День полон лжи, а ночь тревог,

Но все ж надежда не угасла,

Храню как радости залог

Немного миррового масла."

("Песня Магдалины")

 

То предстает доверчивым ангелом, который

 

"...Пел песенки и потчевал чайком,

А то вдруг становился тучкой зыбкой

И радугой играл под потолком."

("Ангел")

 

Любовь и ее антипод — одиночество проявляется в образе беззащитного мотылька из сказки Андерсена, потерявшего свою Дюймовочку, и героев старинного рыцарского романа о Тристане и Изольде:

 

"...Наша жизнь — дорогая, наверно, цена,

Но любовь не оплатишь и этой ценой."

("Изольда")

 

Кстати, когда в 1985 году юные сестры прокатились по уральским фестивалям — "Июльские зори", "Зеленая лампа", "Листопад", именно с этой песней они стали лауреатами сразу в двух номинациях — как авторы и как вокальный дуэт. А потом жизнь разлучила их надолго, но в письмах друг другу сестры спешили поделиться новыми стихами. Творчество да еще неиссякаемый юмор помогали преодолеть слишком длинные черные полосы судьбы и не терять из виду белые:

 

"Черная полоса —

Неширока, зато длинна,

Белая полоса

Далеко, зато видна."

("Черная полоса")

 

Боль утрат, эхо разочарований — все пережитое переплавилось в светлый мотив благодарности Любви за то, что она есть:

 

"Любовь моя, пришедшая не вдруг,

Возникшая среди житейских гонок

Ты — не смятенье, боль или недуг

— Души моей единственный ребенок.

...Да кто тебя всерьез назвал несчастной!"

("Любовь моя")

 

А еще — в выстраданную убежденность петь только свою песню:

 

"...И дана мне судьбина паяца

Да сума — ни куска, ни гроша,

Да святое уменье смеяться,

Если даже в осколки душа..."

("Песня паяца")

 

Теперь Нина и Вера снова вместе. И этот — духом и кровью — родственный союз двух муз, двух голосов всего за два года сумел удивить и завоевать множество поклонников в Екатеринбурге. И все-таки до обидного редки их выступления и концерты, хотя в городском клубе авторской песни иногда можно увидеть и услышать этот необыкновенный дуэт, открыть для себя мир песен, малая толика из которых упомянута здесь. И это открытие сделает нас, может быть, чуточку счастливее, добрее, сострадательнее. И, может быть, вечные российские вопросы — кто виноват и что делать — преобразуются для нас в вопросы — где град Китеж?, где небесный Иерусалим? И неожиданно услышишь ответ в песне:

 

"...Но как мне не любить весь свет

Весь от земли до звезд

Ведь где-то кто-то даст ответ

На вечный мой вопрос.

Девица, воин ли седой

Иль юный пилигрим

Воскликнет: "Он перед тобой,

Он здесь, Иерусалим!"

("Иерусалим")

 

 © bards.ru 1996-2024