В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

10.05.2009
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
Макаревич Алексей

Источник:
http://www.srostki.ru/wfsection+article.articleid+30.htm
http://www.srostki.ru/wfsection+article.articleid+30.htm
 

Профессионалы - 2

Нет правила без исключения.

 

В семье не без урода.

 

Если говорить о VIP-профессионализме, то речь пойдёт о более менее известных авторах-исполнителях, представляющих более менее качественную "продукцию", основным источником дохода которых является концертная деятельность в АП (авторской песне).

 

Степень отношения их к субкультуре АП, качество "продукции", опыт, возраст, известность в народе различны.

 

Степень известности таких профессионалов колеблется от "всенародной" до "внутри тусовочной". Это во многом определяет их доход и отношение к АП.

 

Целью данной статьи не является обсуждение материальных аспектов их деятельности. Скорее речь пойдёт об этике отношений. Об отношениях в рамках "КСП-среды", отношениях к "песенному продукту", отношении к самому себе.

 

Всякий человек, взявший в руки гитару, хоть мимолётно задумывался о возможной профессиональной карьере. Для кого-то стремление к профессионализму становится целью жизни.

 

Одни видят в ней возможность легко (без особой физической или интеллектуальной нагрузки) заработать (в этом случае более всего шансов перейти в разряд ГОП-профессионалов).

 

Другие, осознавая всю меру ответственности и трудоёмкости профессиональной концертной деятельности, ищут возможность заниматься "чистым" творчеством, дабы не задумываться о материальной составляющей бытия. Здесь в основе лежит всё-таки большой труд и честные помыслы (и здесь скорее появляются шансы стать VIP-профессионалом).

 

В любом случае всё это называется "ЗАНИМТЬСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ".

 

Здесь можно бы и порадоваться за человека, НО...

 

VIP-профессионализм представляется мне явлением с двойным дном.

 

Он предоставляет человеку возможности, как положительные, так и отрицательные.

 

Не претендуя на полноту описания, изложу то, что лежит на поверхности.

 

Итак, под знаком плюс:

 

— Возможность материального обеспечения своих нужд без отрыва от творческого акта.

 

— Возможность профессионального роста. Количество "работы" в какой-то мере перерастает в качество.

 

— Возможность профессионального роста за счёт увеличения круга общения и повышения качества этого общения.

 

Под знаком минус:

 

— Необходимость регулярного производства нового "продукта" и в результате возможность снижения его качества, "перепроизводства", быстрого "износа".

 

— Изменение качества среды общения. Некогда неформальное общение всё более обретает черты формальности внутри "КСП-среды", и как следствие, своего рода стресс, сказывающийся на этике взаимоотношений. Доминирование материального фактора в отношениях. Коммуникативное и информационное "переедание". Как следствие – появление неприятия к "КСП-среде".

 

Здесь я предлагаю немного пофантазировать и проследить наиболее характерные (и, возможно, несколько утрированные) этапы эволюции VIP-профессионала. Назовём нашего виртуального героя условно БАРД.

 

Итак, некий юноша, руководствуясь теми или иными мотивами, учится играть на гитаре.

 

Затем волею судеб попадает в "КСП-среду", остаётся в ней, и в какой-то момент превращается в некоего автора или исполнителя – Барда.

 

Творчество Барда пользуется неким успехом в "массах" и вскоре его начинают приглашать на фестивали, организовывать ему концерты и т. п.

 

Затем ему начинают за это платить деньги.

 

В какой-то момент заказов на присутствие Барда где-либо становится более чем достаточно.

 

Бард повышает расценки до определённого минимума-максимума. В целом всё это представляет обычное поведение индивидуума в рамках рыночных отношений.

 

Между тем граница между отдыхом и работой становится всё менее заметной.

 

В какой-то момент приходит осознание того, что отдыхать уже нужно как-то по-другому, иначе рутина КСП-шной жизни может поглотить своего "адепта". На этом этапе АП уже перестаёт быть для Барда отдушиной, отдыхом. Она становится для Барда работой.

 

Более того, в минуты отдыха от АП (а также в процессе возможного развития качеств музыканта, актёра, поэта и т. п.) сфера интересов Барда (хобби) изменяется. И вот здесь Бард попадает в противоречивую ситуацию...

 

Морально, эмоционально и т. д. (никак, в общем) он уже не может адекватно существовать в "КСП-среде". Тусовка ему опостылела, чужого творчества (да и своего, впрочем) он уже "объелся". Взять бы всё и бросить, да начать осваивать новые вершины, представляющий больший интерес. Ан нет! Новые вершины уже не даются. Появился большой живот, хуже стало с памятью. Трудно отказаться от "кормушки", ведь новое дело нужно начинать с нуля, в том числе с материального нуля. А для этого необходимо здоровье, резвость ума и прочее, и прочее. Былые навыки в какой-либо другой профессиональной деятельности утрачены. Если финансовый статус позволяет, то можно платить за реализацию нового хобби, но это совсем не то, чего ищет человек вкусивший "свободы любимого дела" и привыкший на любимом деле зарабатывать.

 

Весь парадокс в том, что Бард понимает, что он уже не тот, и он ищет общения и понимания со стороны людей связанных со сферой его новых интересов. Но время упущено. Кроме опостылевшей "КСП-среды" он не нужен никому!

 

Внутренние страдания Барда выливаются в тихий соглашательский конфликт с "КСП-средой". Тусовка терпит его "причуды" по старой памяти, за былые заслуги, и даже за какие-то новые успехи, которые Бард совершает по инерции (ведь не бесталанный же он). Бард в свою очередь терпит тусовку из материальных соображений. И вот тут проявляется момент, когда VIP-профессионализм становится столь же вреден для "КСП-среды", как и ГОП-профессионализм. Что же в результате имеет "КСП-среда"?

 

— "Коррумпированное" жюри на конкурсах. Гостю (члену жюри) уже давно абсолютно не интересны процессы, связанные с АП. Ему всё равно за кого "поднимать руку". При условии оплаченного гонорара он делает то, что ему диктуют организаторы.

 

— "Никакое" жюри. При отсутствии момента "коррупции" члену жюри всё также абсолютно без разницы, кому раздавать "слонов". Здесь он либо ведёт себя пассивно, либо предлагает заведомо "ложных" лауреатов, чтобы, видимо, хоть как-то скрасить свой досуг.

 

— Любой концерт либо фестиваль изначально делаются для людей, но в данном случае организаторы получают Гостя, который работает для денег. Он честно отрабатывает все пресс-конференции, он в поте лица поёт на концерте, образно говоря, он честно точит на станке деталь за деталью. Если его попросят точить деталь по-другому, он будет точить её по-другому, но сам никогда не воспользуется этой продукцией. И в процессе своей работы он не думает о потребителе.

 

Ещё один неполный список перспектив...

 

Таким образом, АП теряет своё хвалёное личностное начало, теряет свою не-конъюнктурность, да и много чего ещё теряет. И теряет она это усилиями всеми любимых и уважаемых VIP-профессионалов. И это вовсе не брюзжание по поводу пресловутой коммерциализации АП. Лозунг "Барды денег не берут!" уже давно приказал долго жить. Более того, на сегодняшний день что-то сделать без денег, практически невозможно. Дело в другом... Дело в честности перед собой и перед другими, в ответственности, в смелости.

 

Это вечные вопросы и вечные проблемы. В конце концов, это очень индивидуально, и каждый сам отвечает себе на эти вопросы.

 

Но всё-таки...

 

 © bards.ru 1996-2024