В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

08.05.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Угрюмов Влад

Источник:
газета "Волжская коммуна" 25.09.2006
http://www.grushinfest.ru/press/press_smi/vol_com/kedry.shtml
 

По ком заплачут кедры?

33-й Грушинский фестиваль давно прошел, а страсти по нему продолжают кипеть. Персонажи этого конфликта известны давно. Это руководитель Грушинского клуба и одновременно председатель оргкомитета одноименного фестиваля Борис Кейльман, генеральный директор НПФ "Мета" Николай Мартынов, директор Агентства лесного хозяйства Самарской области Евгений Бабичев...

 

Суть спора одна. Кому должна принадлежать поляна, на которой в течение многих лет проводились форумы бардовской песни. Юридически сейчас эта площадь находится в арендном владении фирмы "Мета" сроком на 15 лет после проведения лесного конкурса 9 июня, в котором участвовал и Грушинский клуб. Последний предложил 1,1 млн. рублей. "Мета" – 3,25 млн. арендной ставки, которую и должен выплачивать ежегодно в течение 15 лет. Предложила фирма и программу развития и сохранности этой лесной территории.

 

Такой расклад явно не устроил руководство клуба им. В. Грушина, которое привыкло чувствовать себя хозяином этой территории. И отрекаться от своих хозяйских амбиций не намеревалось. Что и продемонстрировал Борис Кейльман на июньской пресс-конференции, где с большим негодованием поведал журналистам о бизнес-нашествии на Грушинскую поляну никому неведомой фирмочки. Правда, как выяснилось позже, слукавил тогда председатель оргкомитета. Фирма "Мета" – многолетний спонсор фестиваля. А в марте этого года Грушинский клуб совместно с "Метой" стал соучредителем ЗАО СП "Фестивальный парк". И договоренность была насчет участия в лесном тендере, проводимом Агентством лесного хозяйства Самарской области, чтобы, не дай Бог, кто-нибудь из посторонних и чуждых фестивалю людей стал арендатором поляны.

 

Но это была легкая кавалерийская атака на общественное мнение, где Борис Кейльман постарался дать свою трактовку тому, кто враг, а кто нерушимый сторонник традиций Грушинского фестиваля. О последнем немного позже. Тогда же открытым текстом он сказал, что в случае, если в течение ближайшего времени территория поляны не будет передана на законных основаниях Грушинскому клубу, то это будет последним фестивалем в его (Кейльмана – авт.), а значит, и клуба деятельности.

 

Тяжелые танки оргкомитет во главе с Кейльманом двинул непосредственно в дни проведения фестиваля, когда в газете "Молния" было опубликовано наряду с другими материалами Обращение к Президенту России В. В. Путину. Подписанное, кстати, как "участниками фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина". И далее графа для подписи. Обычный прием, когда так хочется спрятаться за спинами людей, которые привыкли доверять своим любимцам и кумирам. А Борис Кейльман действительно стал таковым для очень многих любителей бардовской песни.

 

Пересказывать весь текст Обращения не имеет смысла, поскольку там в наличие весь арсенал высоких фраз о благородстве, моральных принципах, светлом празднике и пр. Приведу несколько выдержек.

 

"Клуб является некоммерческой организацией, и в условиях рыночной экономики сохранять самобытность фестиваля ему с каждым годом становится все сложнее, ввиду наличия у ряда предпринимателей желания реализовать свои идеи по коммерциализации фестиваля. (Стиль и пунктуация сохранены – авт.)".

 

"В настоящее время для существования фестиваля возникла более чем реальная угроза. Земельный участок, на котором традиционно разбивается знаменитый палаточный город, в соответствии с торгами, состоявшимися в Самарской области буквально перед самым началом очередного фестиваля, передается в долгосрочную аренду коммерческой организации. Намерения ее связаны с коммерциализацией фестиваля, что, очевидно, несовместимо с той чистой, бескорыстной и потому привлекательной атмосферой, которая складывалась годами и утратить которую просто преступно".

 

"И в качестве ответа мы готовы воспринять реальные меры по его государственной поддержке в форме решения вопроса о передаче в пользование общественной организации Клубу имени Валерия Грушина фестивальной поляны, традиционного многолетнего места проведения нашего фестиваля, а также в форме включения фестиваля в государственную программу "Культура России" с соответствующим финансированием из государственного бюджета".

 

Это уж не Обращение к главе государства, а прямо ультиматум какой-то. В котором, по обыкновению председателя оргкомитета фестиваля, многое просто переиначено, а о многом замолчено.

 

Не сомневаюсь, что немало неискушенных, а точнее не посвященных в важные моменты гостей и участников фестиваля, прочитав это послание, не колеблясь поставили под ним свои подписи. Так велик до сих пор авторитет Бориса Кейльмана.

 

А что же остальные? Ответ тоже не заставили себя ждать. И от кого – ближайших его сподвижников и друзей. Правда, в прошлом.

 

Это многолетний член оргкомитета фестиваля, постоянный член жюри, педагог с огромным стажем И. Л. Фишгойт и директор НП ТО "Самарские барды" П. Н. Старцев. Да, именно тот, с кем Олег Митяев начал покорение бардовского Олимпа и который потом не устоял перед обаянием самарских красавиц, женившись и оставшись здесь навсегда.

 

С ними в свое время Борис Кейльман горячо обсуждал планы развития бардовского движения. Дружил с ними и преломлял хлеб в походах и выездных концертах. От них, когда фестиваль уже в 90-е годы окунулся в дикий рынок, услышал впервые критику, что Грушинский не туда повело. Позднее разногласия по поводу снижения уровня творческой программы в угоду прибыли настолько стали резкими, что Исай Львович был вынужден отмежеваться от фестиваля, как и почитаемый многими любителями авторской песни Петр Старцев, многократный лауреат и дипломант Грушинского фестиваля. Уж они-то хорошо знают кухню и главного повара фестиваля.

 

Вот фрагменты обращения этих авторитетных людей к губернатору Самарской области Константину Титову, последовавшего сразу же после ышеупомянутого письма к Президенту РФ Владимиру Путину.

 

..." Говоря в этом письме о святых вещах, руководство клуба почему-то забыло раскрыть суть самого конфликта. А она проста и банальна – контроль за финансовыми потоками... Мы считаем, что если бы люди знали всю правду о конфликте, из тех десяти тысяч подписей больше половины отказались бы подписывать письмо.

 

Грушинский клуб в письме позиционирует себя как общественное объединение. Но ни для кого не секрет, что он уже давно превратился в бизнес-структуру... А тем временем Творческая программа фестиваля, о которой уже позабыли, увлекшись конфликтами, деградирует.

Путем опроса очень многих людей мы заявляем, что большинство участников видят в нынешней деятельности клуба только тормоз для духовного роста и развития фестиваля...

 

Мы также считаем, исходя из представленной информации, что фирма "Мета" выиграла этот конкурс законно и согласны с ее программой развития фестивальной поляны и самого фестиваля.

 

Не являясь коммерческой организацией, клуб им. В.Грушина не может ни зарабатывать, ни аккумулировать большие средства, которые идут ежегодно на хозяйственные нужды фестиваля. По первым шагам фирмы "Мета" можно судить, что она правильно распорядится землей, обустроит ее и даст возможность работать круглый год, зарабатывая деньги не только себе, но и бюджету области. Таким образом, город, область, люди от такого содружества коммерческой фирмы и клуба только выиграют. А клуб не будет заниматься несвойственной ему хозяйственнной деятельностью, а все силы отдаст творческой работе.

 

Если клуб им. В. Грушина откажется от проведения фестиваля, ТО "Самарские барды" готово взять на себя организацию творческой программы фестиваля".

 

Вот такое послание главе Самарской губернии, которое, на мой взгляд, ставит все на свои места и, в принципе, определяет далеко не однозначные позиции в бардовском или, если угодно, авторском сообществе, сложившиеся территориально в нашей области, а по существу во всей России. Потому что, как ни крути, Грушинский фестиваль был до последнего времени генератором этого движения. Слава Богу, вопреки всему еще живущий и действующий. Вопреки в том числе необъяснимым, на первый взгляд, поступкам руководства оргкомитета и Грушинского клуба.

 

В общем-то за всем этим просматривается одна личность – Борис Кейльман. Человек, который действительно сделал очень много для фестиваля, для того, чтобы он стал популярным не только в СССР, России, но и за рубежом.

 

С самого начала благодаря его неуемной энергии он занял лидирующую роль при организации и проведении фестивалей. И при этом выстроил очень жесткую структуру единоличного подчинения. Не так давно шутили, не пора ли переименовать этот фестиваль в фестиваль имени Кейльмана. И в этом есть доля истины.

 

Ближайшее окружение он набирал из своих проверенных товарищей, которые верой и правдой служили ему. Но когда у него появлялись хоть малейшие сомнения насчет верности или, что еще хуже, они выражали несогласие по поводу принятия тех или иных фестивальных решений, сразу же с ними порывал. Такая судьба постигла многих комендантов, директоров фестиваля, руководителей других фестивальных служб. Все они грозным единоличным решением всесильного Бориса отлучены от фестиваля раз и навсегда. Фестивальная казна, разумеется, тоже была под его неусыпным надзором. Финансовый директор оставался лишь формальным прикрытием.

 

Вообще, председатель оргкомитета не любил и не любит делиться всеми фестивальными секретами даже с ближайшими своими подчиненными и сподвижниками, не говоря уж о рядовых исполнителях и участниках. Так, в частности, и произошло с обращением к Президенту. Ну разве могли они знать или помнить, что местные власти в недавнем прошлом оказывали солидную организационную и финансовую поддержку фестивалю. Денежные потоки прекратились, когда проверки выявили нецелевое расходование выделяемых средств.

 

Были и другие нестыковки, которые заметили, поскольку были в курсе, Исай Фишгойт и Петр Старцев. Кстати, насчет угрожающего предупреждения Бориса Кейльмана. Эти люди пользуются в бардовском мире не меньшим авторитетом, чем он. И организационными талантами их Бог не обидел. Вполне реальная альтернатива нынешнему оргкомитету с Грушинским клубом.

 

И последнее – насчет традиций. Долгие годы открывало фестиваль Грушинское трио. У его участников были все основания взять это имя. Основатель трио Анатолий Головин был близким другом Валерия, учась с ним в авиационном институте и бывая с ним во многих походах. И то, что со сцены-гитары первая песня, посвященная Грушину, исполнялась именно этим трио было естественной и долгой традицией фестиваля. "Это кедры по Валерке плачут..." Кому не памятны эти строки. Так было до тех пор, пока черная кошка личной неприязни не пробежала между трио и Борисом. С тех пор ни на один Грушинский фестиваль этот творческий коллектив, бывший его неоднократным лауреатом и дипломантом, не приглашали. Запретили появляться на Гитаре. Понятно, с чьей подачи.

 

 © bards.ru 1996-2024