В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
07.02.2003 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП |
Авторы:
Коровин Андрей Источник: "Бард`Art", № 11, 2002 г. http://www.bard-art.narod.ru |
|
ЭПОХА "НОРД-ОСТа" |
"19 октября 2001 года начнется эпоха русского мюзикла...", — писали 18 октября того же года "Известия", подразумевая, что начнётся она с первого русского мюзикла "Норд-Ост", созданного легендарным бардовским дуэтом Иваси – Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым. Однако "Норд-Ост" побил все прогнозы. Он стал не только самым громким русским мюзиклом – теперь это самый известный мюзикл в мире...
Когда читаешь статьи, интервью, комментарии после того, как произошло какое-то трагическое событие, в них всегда видится какой-то иной, казалось бы не заложенный в них автором смысл... Вот заголовки статей про Норд-Ост с сайта KM.RU: "Театр разбомбят с самолёта" (28 августа 2001 г.), "От мюзикла "Норд-Ост" не уйдёт никто"... (4 сентября 2001 г.) Слава Богу, ни того, ни другого не произошло, но – каково читать это ТЕПЕРЬ?! А вот Борис Ельцин, посетивший мюзикл в марте 2002 г., улыбаясь, заявляет: "Надо будет – я Владимира Владимировича сюда за руку приведу..." ("Комсомольская правда", 14 марта 2002 г.) И ведь привёл! Поскольку именно Владимиру Владимировичу пришлось расхлёбывать страшные последствия войны, затеянной Борисом Николаевичем. Конечно, ни Иваси, ни "Норд-Ост" не виноваты в том, что террористы выбрали именно это ДК и именно этот мюзикл... и уж тем более эти ребята, создавшие первый русский мюзикл, не виноваты в том, что "партия войны" в российском правительстве в 1994-м развязала многолетнюю кровавую чеченскую бойню... Ребята просто "попали".
"Норд-Ост" — это итог всей многолетней деятельности Ивасей вместе и порознь на самых различных поприщах. Путь к мюзиклу был долгим и трудным.
[i] Г.В.: Мы пришли в авторскую песню из музыкального театра и дальше по инерции продолжали сочинять театральную музыку. Что-то удавалось втиснуть в наши концерты авторской песни — у нас очень много театрализованных песен, сатирических песен. А значительная часть не попадала, потому что требовала сцены, актеров, оркестра. За эти 20 лет накопилось огромное количество мелодий, которые мы не могли использовать в авторской песне, и это нас тяготило. То, что возникла отдушина в виде мюзикла, — подарок, который мы сами себе сделали. Я думаю, на второй мюзикл нас уже не хватит.
А.И.: Опять будем 20 лет готовиться. (А. Обыденкин. Новая газета. №20 (663), 22-25 марта 2001 г.)[/i]
***
[i] АИ: Мы лет двадцать бредили музыкальным театром, но ничего не могли сделать, пока не поняли, что это настоящее большое производство.
ГВ: И начали мы не со слов и музыки (за них мы взялись только через пару лет после начала проекта), а с того, что стали изучать технологию театра одного спектакля. Ведь его в России до сих пор не существовало. Такой театр работает совершенно на других экономических, организационных и технических принципах... (www.bards.ru, Е. Решетняк, авторский (полный) вариант статьи, опубликованной в газете "Трибуна")[/i]
Началось всё в 1996-м, когда Иваси хотели купить права на постановку мюзикла "Лемизирабль" по мотивам "Отверженных" Гюго. Но контракт стоил слишком дорого, и у профессионального бизнесмена Васильева безошибочно сработала интуиция – финансовый кризис 1998-го пустил бы их по миру... "Русский" сюжет тоже искали долго. Отмели уже готовые мюзиклы, написанные нашими композиторами – они, по мнению Ивасей, "не пелись". Иващенко в поисках сюжета несколько месяцев просидел в библиотеке, перечитав всё – от бродвейских мюзиклов начиная с 1924-го года до Пушкина и Куприна. Помимо "Двух капитанов" были ещё два сюжета, но остановились всё-таки на романе Каверина. А какая ещё идея, помимо покорения Северного полюса, может претендовать на настоящий русский сюжет? В этом бессмысленном героическом движении к полюсу льда и смерти – и есть русский путь...
[i] А.И.: Два с половиной года назад, в июне, был написан первый синопсис, он состоял из 36 сцен. В окончательном варианте — 39 сцен.
Г.В.: Сначала все очень медленно шло, потому что мы искали стиль, не очень понимали характер стиха, характер музыки, и примерно полгода ушло на поиски. Когда появились первые две-три сцены, стало очевидно, что все оказывается возможным, но надо ставить работу на поток. Тогда мы договорились с Алексеем, что полностью прекращаем концертную деятельность, прекращаем писать песни и даем себе зарок: до тех пор, пока не сделаем этот спектакль, никакими другими вещами не заниматься. Все пока получается, потому что Алексей сел у нас в подвале за компьютер и синтезаторы и, проведя там два года, выдал основу мюзикла. (А. Обыденкин. Новая газета. №20 (663), 22-25 марта 2001 г.)[/i]
Но написать мюзикл – это было ещё полдела. Нужно было найти артистов, которые соответствовали бы предъявляемым стандартам и которые согласились бы на этот марафон – играть каждый день только в одном мюзикле несколько лет. Иваси не стали искать людей с улицы. Они решили создавать профессионалов нового типа – артистов мюзикла. Из тысячи претендентов было отобрано всего 30 человек... Такого конкурса в России, пожалуй, ещё не было... Мюзикл получил хорошую прессу. Более того – он понравился и публике, и привередливым журналистам, и бардам, и профессионалам-эстрадникам, что в нашей Отчизне случается крайне редко. 19 октября нынешнего года "Норд-Ост" отметил свой первый юбилей – год со дня рождения.
[i] Георгий Васильев: – Реакция критиков была предсказуемой. Мне, конечно, хотелось, чтобы они приняли спектакль лучше. Тогда еще не было критериев оценки – мы фактически создали жанр. Одни считали, что актеры мюзиклов должны обладать оперными голосами, другие – что сюжет должен быть более развлекательным, третьи – что для мюзикла обязательна эстрадная прилипчивая мелодия. Угодить всем было невозможно.
А вот отношение зрителей меня искренне порадовало. Именно благодаря их потрясающему приему спектакль вот уже год показывается ежедневно. Никакой рекламой невозможно удерживать зрителя так долго. По данным социологического исследования, около 40% зрителей, посмотрев спектакль, выражают желание через какое-то время увидеть его снова. Некоторые собираются сделать это почти сразу же после первого посещения. А есть любители "Норд-Оста", которые были на спектакле десятки раз! 95% зрителей рекомендуют этот спектакль к просмотру своим близким. Так что он может жить очень долго... (Ваш досуг, 11 октября 2002 г.)[/i]
***
...Так получилось, что 23-го октября после захвата здания Алексею Иващенко удалось выбраться вместе с другими артистами из здания, а Георгий Васильев остался внутри, вместе с другими заложниками. В тот день они были в студии звукозаписи на третьем этаже, когда вбежал менеджер сцены и сказал, что в зале стреляют. Васильев бросился в зал к зрителям, а Иващенко – в гримёрные к артистам. Иващенко удалось вывести часть труппы из здания. Сам он, спускаясь с 3-го этажа, повредил ногу и его отвезли в больницу, откуда он сбежал, написав на имя главного врача заявление с просьбой отпустить его "в связи с производственной необходимостью". Посетивший его психолог говорила, что он твердил, что должен быть в театре, что он считает себя виноватым... Из больницы Иващенко привезли в штаб, где он, очевидно, и пробыл до окончания операции по освобождению заложников...
О Васильеве же в эти тревожные дни ничего не было слышно. На сайте Ивасей поклонники дуэта беспокоились о нём все эти дни. Когда стало известно, что Васильев жив, запестрили сообщения в форуме:
[i] "Алексей, 27-10-2002
Ребята, (можно Вас так называть?) очень рады, что всё закончилось! Закончился тот кошмар в который Вас втянули помимо Вашей воли и из которого Вы, слава богу, вышли живыми. Почему-то не верилось, что исход будет другой, что Вы погибнете. Несмотря ни на что в душе всё же теплилась надежда на то, что мы ещё увидим Вас всех и ещё услышим новые песни любимых бардов. Скорее поправляйтесь, а мы обязательно прийдём на Ваши представления и концерты.
Вечная память тем кто не дожил до этого дня."[/i]
[i] "Алена Семыкина, 27-10-2002
Дорогой Георгий!
Вы знаете, как вас любят в Самаре. Я думаю, все жители нашего города в эти страшные дни болели душой за вас и за всех, кто оказался заложниками этих гадов. Они и подобные им просто не понимают, что нельзя сломить людей, в душах которых рождаются такие песни.
Мне видится пятно зеленое на склоне, где ранее была одна лишь чернота...
Ростки добра и любви пробьются сквозь любую мерзость! Мы ждем вас на зимний "Грушинский"! Счастья вам и вашим близким!"[/i]
[i]"Надежда Локтева, 27-10-2002
Дорогие Георгий и Алексей! Не хочу говорить высоких слов, но... спасибо вам за то, что вы действительно такие, как можно увидеть по вашим песням. Желаю вам поскорее оправиться от пережитого и надеюсь, что ваша работа всё же позволит вам когда-нибудь ещё вырваться в Самару, а нам — услышать вас на Грушинском. Жаль только, что другого хорошего барда — Александра Карпова — услышать живым нам больше не удастся. Вечная ему память.
Надежда, выпускница МГУ"[/i]
Сегодня известно, что Васильев очень много сделал и для поддержания духа заложников, и для того, чтобы как только можно смягчить ход событий...
Говорит один из заложников: "...Мы, наоборот, пытались как-то друг друга поддерживать. Сидевший рядом со мной продюсер "Норд-Оста" Васильев вообще постоянно шутил. Сначала рассказывал анекдоты. Потом какие-то девушки ему заметили, что мюзикл они смотрели в первый раз и им бы хотелось все-таки его досмотреть. На что он уже совершенно серьезно пообещал, что всех заложников будут теперь пускать на спектакль в любой день, если они, конечно, сами захотят прийти." (www.izvestia.ru) [b] [i]Георгий Васильев: "Важно было побольше разговаривать. Со всеми: с чеченцами, с заложниками. Любые контакты вели к смягчению ситуации. Как с чеченками поговоришь по-человечески, они отходят, плачут вместе с нашими женщинами. И может, в том, что заряды не взорвались, есть частица и нашей работы. Сам я все время старался подойти к женщине, которая сидела на "главном детонаторе". И беседовал с ней в общей сложности часов пять. О жизни, о погибшем муже, о Коране, о том, как ведется счет прегрешениям и достойным поступкам, — словом, обо всем понемногу. Она мне даже написала на клочке бумаги заветные слова, которые я должен был произнести перед смертью." ("Комсомольская правда", 29 октября 2002 г.)[/b] [/i]
На днях Васильев заявил, что восстановить мюзикл будет очень трудно, а без помощи спонсоров или государства и попросту невозможно. И что артистам будет психологически трудно играть в ЭТОМ зале. Я не был на "Норд-Осте", но очень хотел на него сходить. Теперь хочу — с удвоенной, утроенной, удесятерённой силой. Надеюсь, что найдутся люди, которые понимают, что восстановление мюзикла, который стал не просто первым русским мюзиклом, а фактически художественным символом современной России – дело чести нашего государства. Люди, которые погибли, пришли смотреть "Норд-Ост". Пусть же его досмотрит за них вся страна! И пусть никогда ни один мюзикл не прервётся словами: "это – война!"
[b] [i] "Бард`Art", № 11, 2002 г.
http://www.bard-art.narod.ru/[/b] [/i]
|
© bards.ru | 1996-2024 |