В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

22.04.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Бурда Борис Оскарович
Авторы: 
Кузнецов Валерий

Источник:
газета "Вечерний Красноярск", 19 августа 1983 г.
 

Заморочка от Бурды

Известности жаждут все. Политический деятель, в недавнем прошлом неизвестный никому, кроме собственной жены, заговаривает телезрителей полуторачасовыми речами. Бывший таксист, получивший диплом колдуна (разумеется, международный) снисходительно объясняет журналисту тайны кабалистики. Малограмотный парнишка, вчера фарцевавший на "трубе", сегодня непринужденно острит по частному радиоканалу, делая по пятнадцать ошибок на минуту текста.

 

Известности жаждут все. Причем, не просто известности, а непременно в сфере интеллекта. Интеллект дороже, чем "бабки", "шмотки" и "телки". И это понимают даже самые тупые.

Борис Бурда в этом смысле, наверное, не составляет исключения... Но, как не парадоксально, известности он не ищет — это она его ищет. А точнее сказать, идет за ним, чему я сам был свидетелем.

 

Напоминаю: Борис Бурда, член правления Международной ассоциации "Что? Где? Когда?", один из создателей одесской команды КВН, бард.

Последнее обстоятельство, видимо, и послужило поводом для его появления в Барзовке, под Керчью, в лагере авторской песни, где была наша красноярская команда авторов и исполнителей.

 

Однажды вечером я обратил внимание на странное поведение обитателей лагеря: в столовой, курилке, возле палаток, в палатках все спорили о каких-то шариках. Сортировали, взвешивали, комбинировали. Поскольку большинство прибывших составляли техническую интеллигенцию — инженеры, программисты, физики — я не удивился. Но, увидев, что красноярский физик-теоретик Женя Савельев терпеливо объясняет обступившим его ребятишкам (в лагере было много детей) ту же самую историю, я не выдержал:

 

— Женя, что случилось? Почему вся Барзовка помешалась на этих шариках?

 

— А-а, Бурда приехал — отмахнулся он.

 

— И что?

 

— Ничего. Привез очередную заморочку, вот все и ходят за ним.

 

Через несколько минут я увидел Бурду. Он шел в столовую, а за ним тянулась свита из пацанов вперемежку с взрослыми. Каждый терпеливо излагал свою версию решения заморочки с шариками, и тут же, без паузы следовал ответ Бурды: анализ версии и причины ее несостоятельности.

 

ЗАМОРОЧКА первая.

Перед вами 12 одинаковых шариков. Один из них по весу отличается от прочих, причем неизвестно, легче он или тяжелее. С помощью аптекарских весов (но без гирек) за три взвешивания, комбинируя шарики как угодно, определите дефективный.

 

Повторяю: народ на Барзовке собрался — ушлый. И все-таки правильный ответ на заморочку нашли не бородатые программисты, а одиннадцатилетний школьник из Кишинева, Дима Пузанов, что и было публично удостоверено Бурдой. Тем не менее, ответ держался в тайне, а бородатые программисты подходили со своими версиями уже к Диме.

 

Когда, я подошел к палатке Бурды, он встретил меня, облепленный пацанами, объясняя им что-то — уже про черепах. При виде взрослого гостя ребята неохотно освободили место и уселись неподалеку, с неприязнью глядя на меня.

 

— Почему дети тянутся к вашим заморочкам? Ведь логические игры и взрослому-то утомительны, а у детей при напряженной интеллектуальной работе внимание рассеивается очень быстро. Они начинают скучать и теряют интерес.

 

— Распространенное заблуждение, — без паузы ответил Борис. Он вообще отвечал на вопросы без малейшей паузы, как будто ответ был у него готов заранее. — В некоторых школах Одессы я веду детски клубы веселых и находчивых, так сказать, готовлю кадры для будущего. Обычно я им даю задачки из репертуара старых КВН, и мы вместе их разбираем. Уезжая в этот раз, я распустил их на каникулы, объяснив также, как и вы сейчас — что, мол мозги должны отдохнуть... Вот одна девочка, участница команды, в прошлом — наркоманка, была связана со шпаной, воскликнула: "Борис Оскарович, не оставляйте нас без заданий. Ну, как вы не понимаете, это все равно, что ломка".

 

(Для непосвященных: ломка — это ужасной физическое состояние, которое испытывает наркоман, лишившийся привычной дозы.)

 

Я посмеялся над неожиданным сравнением и повернулся к сидевшим ребятам, несомненно слышавшим наш разговор, ожидая, что они тоже заулыбаются. Но они продолжали мрачно рассматривать меня, и по виду их я понял, что мой уход был бы для них приятным сюрпризом.

 

— Чего это они? — тихо спросил я у Бурды.

 

— Да я им заморочку задал про черепах, — усмехнулся он.

 

ЗАМОРОЧКА вторая.

Три черепахи ползут одна за другой. Первая говорит: передо мной никого нет, а сзади две черепахи. Вторая говорит: передо мной одна черепаха и сзади одна черепаха. Третья говорит: передо мной две черепахи и сзади я вижу тоже две черепахи. В чем дело?

 

— Борис Оскарович — не выдержала одна девочка, — а может они ползут по кругу?

 

— Нет, они ползут по прямой.

 

— Но мы уже все разумные версии испробовали.

 

— Если версия верна, она может быть и неразумной. Даже сумасшедшей, — без паузы парировал

Борис. Затем обернулся ко мне.

 

— Любовь к загадкам вообще в крови у человека. Вспомните мифы, былины сказки. В разное время, у разных народов интеллект героя проверялся загадками. Если у вас есть возможность продемонстрировать свои интеллектуальные способности, вы не преминете ею воспользоваться. Я проделал раз эксперимент. У меня есть "Туристский марш" в соавторстве с одним самодеятельным композитором. Гениальная вещь.

 

Я поперхнулся, но Борис продолжал, будто не замечая:

 

— Я понимаю ваши чувства, но услышав имя моего соавтора вы не будете возражать. Это Вольфганг Амадей Моцарт.

 

— Но он написал "Турецкий марш", — робко возразил я.

 

— Когда произносишь со сцены — разница незаметна, — усмехнулся Борис, — так вот там была строчка "В тишину врываясь, как нашествие татар". Это туристы врывались. Но меня приглашали в Казань, в Татарстан, представляете? Как мне это там петь? И на одном концерте я поделился своим горем со зрителем. Потом на другом, третьем. Знаете, сколько у меня вариантов этой строчки сейчас? Более пятисот. Все рвались мне помочь, правда, в большинстве своем предлагали заменить "татар" на "хазар". "Я говорю: так дело не пойдет, такая песня уже есть — о вещем Олеге". Какая-то маленькая девочка, совсем маленькая говорит: "А вы поменяйте местами слова "татар" и "гитар". Совсем хорошо, это значит с ходу спеть — не щадя татар. Девочка постарше, лет 15, предложила свой вариант "как грузин на базар". Господи, — говорю, а можно, чтобы ни один народ в плохом смысле не упоминался? В Казани я спел свой вариант про татар — и ничего. Никто не обиделся. Потом я рассказал свои сомнения и все варианты замены строки — вот тут смеялись крепко. Это превратилось в игру. Борис Вахнюк, он экспромист, быстро выдумывает новые рифмы, предложил: "словно алкаши в пивбар". В Иваново мне придумали строчку: "как гусары в будуар", В Кемерово был вообще великолепные вариант: "как в Намибию ЮАР". В Ярославле — странный город Ярославль, — "как рука под пеньюар", В Якутске: "как душманы в Кандагар", в Махачкале: "как в амбар продкомиссар".

 

Я заметил Борису, что поправки зрителей к тексту его песни напоминают мне несколько процесс внесения поправок на заседаниях Верховного Совета. Он ответил, что так оно и есть. Законодательное собрание, как и команда КВН, должно найти правильный ответ на поставленный вопрос. Единственная и существенная разница состоит в том, что в Верховном Совете ответ считается правильным, если он принят большинством голосов. В КВН этот номер не проходит — здесь надо работать головой. В качестве примера механики правильного выбора принятия решения Борис привел заморочку одного из выступления КВН.

 

ЗАМОРОЧКА третья.

В Русском музее 2 января 1959 года вынесли из основной экспозиции картину русского художника Федотова, и до сих пор держат в запаснике, хотя картина хорошо известна. Назовите эту картину.

 

Я предоставляю читателю найти эту механику.

 

Нет смысла пересказывать всю нашу беседу. На каждый мой вопрос я получал обстоятельный ответ с привлечением такого количества фактов, ранее мне абсолютно неизвестных, что просто терялся. А вы не растеряетесь, когда узнаете, что сумма расходов Германии на 1 мировую войну составила... 15,4 пфеннига. (Правда, по курсу 1918 года. По замечанию Бурды, это была самая дешевая война за всю историю человечества). Что такое Зальцбургский параллелепипед, как Кадафри назвал ливийскую молодежную организацию, каким образом ученые определили по состоянию ритуальных мумий конец матриархата в одной из южных стран, доказана ли теорема Ферма...

 

— Я понимаю, что участие в КВНах, играх "Что? Где? Когда?" дает вам определенный багаж. Но ведь это следствие, а причина где?

 

— Наверное, в детстве. Я перечитал всю семейную библиотеку еще в раннем возрасте — а она у нас была богатая. Затем, где-то лет в четырнадцать, не помню уж зачем, решил заучивать каждый день по стихотворению. Уже будучи взрослым, я выяснил, что это оптимальный способ развить память. Вот, очевидно, и появилась привычка собирать и запоминать информацию. И нынешняя моя деятельность как нельзя лучше стимулирует эту привычку.

 

Бурда сказал, что он собирается в Новосибирске провести серию игр "Что? Где? Когда?". Я поинтересовался насчет Красноярска, Борис усмехнулся.

 

— Ради Бога. Если у вас найдутся организации или частные лица, готовые профинансировать эту акцию... Вы же понимаете, что речь не столько обо мне, сколько... Хорошее, красивое зрелище должно иметь хорошее обеспечение, иначе это будет халтура.

 

Я заметил, что халтура большей честью как раз и имеет хорошее обеспечение.

 

— Что делать, — пожал плечами Борис. — Все хотят быть известными. Даже дураки. Поэтому я особенно и не напрашиваюсь никуда.

 

Действительно, известности жаждут все. Личной, персональной. Когда можно нести околесицу, пользуясь присвоенным чином или откупленным в эфире временем, или, на худой конец, липовым дипломом экстрасенса. Умственные способности претендента здесь роли не играют. Важна должность. Корочки. Деньги.

 

Понимая, что появление Бурды в нашем городе в обозримом будущем вряд ли возможно (не знаю ни организаций, ни частных лиц, которые доросли бы до проведения зрелищных интеллектуальных игр), я попросил его рассказать мне еще одну заморочку. На прощание.

 

ЗАМОРОЧКА четвертая. [i]Прощальная.[/b]

Французы, в отличие от англичан, терпеть не могут желе. Представьте, что вам подали то, что согласно популярной байке, французу подали в английском ресторане странное дрожащее вещество в тарелке. Скажите те ласковые слова, что произнес бы галантный француз в этом случае.

 

 © bards.ru 1996-2024