В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

20.04.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Городницкий Александр Моисеевич
Авторы: 
Касперович Наталья
 

А на чистых прудах лебедь белый плывет...

Александру Городницкому – 65

 

Он — не поэт, увлекающийся наукой и не ученый, сочиняющий в свободное от работы время стихи. Эти два его мира, два берега не пересекаются и не дополняют друг друга. Они просто существуют. Как солнце и луна. Как две любимые женщины.

 

Можно долго размышлять над тем, почему поэт по Божьей воле, по сути своей и своему мироощущению, великий романтик Александр Городницкий не бросил занятия наукой. Ведь для того, чтобы стать известным, ему достаточно было написать всего несколько песен — (1958), (1959), (1960), (1960). В шестидесятые годы их пела вся страна. На московских кухнях, в ленинградских парадных и одесских дворах, в тайге у костров и в залах студенческих театров. Их пели и, порой не зная фамилии автора, считая эти песни народными.

 

Тут бы Александру Городницкому и сесть за писательский стол. Нет, он выбирает экспедиции. Средняя Азия, Енисейское Заполярье, Гавайские острова, Новая Зеландия, Бермудский треугольник. Он плавал по всем морям и океанам, опускался на океанское дно. Он искал Атлантиду, выдвинул гипотезу ее гибели, и это, может быть, был один-единственный раз, когда Городницкий-поэт и Городницкий-учёный работали вместе.

 

Узнать как можно больше, успеть как можно больше. Это образ его жизни. Потому что действительность безумно интересна, а времени, чтобы ее познать, ничтожно мало.

 

Морские песни Александра Городницкого (1974), (1963), (1972), (1963) — это короткие романы в стихах о Доме и Женщине, о любимых городах, которые "превращаются в город единый", это монологи бесстрашного моряка и настоящего мужчины. В какой-то момент оказалось, что и в современной жизни ему тесно. Он увлекся историей, переехал в Древний Рим и поселился рядом с Иосифом Флавием ("в бесславье или славе, среди чужих людей), в Трое он встречался с быстроногим красавцем Ахиллом, а в сибирской ссылке беседовал с Пущиным, наконец, он объявил своим старшим братом по музе и судьбе и деликатно вошел в круг друзей Пушкина.

 

Песни Александра Городницкого, связанные с историей России — (1970), (1976), (1972), (1987), вместе с (1977), (1970) и (1963) давно уже стали классическими. Строго запрещенные или не рекомендованные к исполнению большими и маленькими начальниками и несмотря на это (или благодаря этому) популярные, эти песни, исполненные автором, переписывались с бобины па бобину, с кассеты на кассету. Их пытались петь популярные эстрадные певцы и молодые исполнители авторской песни. Но Городницкий был всегда точнее. Может быть, потому что никогда не перевоплощался в своих героев, а сами герои обычно говорили от его имени. "Я" в песнях Городницкого — это всегда сам автор.

 

Специфический талант Городницкого — он не просто поэт, он еще и автор музыки на свои стихи, хотя и считает, что главное в его песнях — текст. Его мелодии не перепутаешь с мелодиями других авторов. Как и в стихах, в них неповторимая интонация сильного человека, которую приняли и подхватили в шестидесятых, перенесли в семидесятые, передали детям в восьмидесятых и девяностых.

 

...В Гамбурге в театре "Звездочка" дети эмигрантов из России — конечно, под руководством взрослых — поставили спектакль о жизни Городницкого "След в океане". С акцептом говорящие по-русски дети поют песни, написанные в другую эпоху для их пап и мам. Взрослые в зале, все еще хорошо понимающие этот язык, плачут. Немецкий журналист Арне Васмут, снявший два коротких фильма об Александре Городницком по заказу телеканала NDR в ноябре прошлого года и теперь снимающий большой фильм, посмотрев сказал, что он никогда в своей жизни не видел такой реакции публики на детский спектакль и на песни вообще. Сам Арне по-русски не говорит, но песни Городницкого решил включить в фильм без подстрочного перевода на немецкий. Свое решение он объяснил тем, что в этих песнях все понятно. "Во-первых, удивительные мелодии, во-вторых. Городницкий поет так, что я чувствую, о чем он поет".

 

Вышедшая в 1997 г. В Санкт-Петербурге книга стихов "Ледяное стремя" стала, хотел или не хотел того автор, своеобразным подведением жизненных итогов. Критика встретила книгу восторженно. Друзей насторожил общий мрачный тон ее, такой несвойственный для Городницкого. Но автор, как всегда, непредсказуем. Написанные уже после выхода этой книги "Ленинградские вокзалы", "Прощание с Истрой", "Система Декарта" получились светлыми и полными надежды, словно между ними и знаменитыми "Атлантами" не прошло тридцати с лишним лет. Это смогли оценить зрители на юбилейном концерте Александра Городницкого в Политехническом.

 

С днем рождения, Александр Моисеевич!

 

г. Гамбург

 

 © bards.ru 1996-2024