В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

20.04.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Берковский Виктор Семёнович
Авторы: 
Косолапов Борис

Источник:
http://www.kspus.org/Articles/Kosolapov/index.htm
http://www.kspus.org/Articles/Kosolapov/index.htm
 

Под музыку Берковского

Вот уже восемь лет существует проект " Песни нашего века", представленный группой ведущих российских бардов. И все эти годы, параллельно с подготовкой программ, выпуском дисков и концертами, на страницах газет, и в электронных СМИ идет нешуточная полемика. Вот основной набор претензий, которые кочуют из одной публикации в другую. А зачем, собственно, эти песни вообще петь хором. Ведь авторская песня вещь глубоко личностная. Ну выходят 10 мужиков и поют "а я еду за туманом", а ведь еду-то единственный -Я. Вся популярность жанра строится на магии личности автора. Слушатель в авторской песне со времен Галича и вплоть до Шаова идет не столько на песни, сколько на автора. И никакой хор не может заменить обаяния личности, он ее только нивелирует. Вот ведь до чего дожили — хорист Мирзаян, ну не нелепость ли. И вообще, недоумевают критики, какой смысл нести авторскую песню в массы. Тот, кто умеет ценить слово, звучащее в музыке, давно ее любит и знает. Более того, истинный любитель и знаток жанра давно перерос песни типа "Милая моя". Истинный гораздо выше чем "Возьмемся за руки" ценит, допустим, Окуджавскую "Римскую империю". И пока одни упражняются в запуске критических стрел, другие до отказа заполняют залы на их концертах. Причем иногда это одни и те же люди. Встретились мы на концерте в Торонто с одним таким серьезным критиком. – Ты чего здесь, спрашиваю, ты ведь их отвергаешь. – Да брось, — отвечает он мне. Это же я концептуально с ними не соглашаюсь. А концерт при чем здесь, концерт кайфовый.

 

И я готов согласиться с концептуалистами. Хор не бардовское дело. Но в том то и суть, что на сцене не хор бардов. Даже если бы и хотели, то у них, слава богу, не получилось. Недавно был я на концерте известного мужского хора. Замечательные голоса, интересные аранжировки. На сцене один и потрясающий исполнитель — собственно хор.

 

В песнях нашего века личности спрятать не удалось. Обаяние ли, неординарность ли, авторская магия – сделали свое дело. Ну не хор у них, как ни крути. Им не нужны дополнительные подпорки и игры в театрализацию. Видел недавно группу молодых исполнителей с песней "Вы слышите, грохочут сапоги". Ребята в касках и маскхалатах усиленно изображают театральное действо. Песням Века не нужны каски, костюмы, подсветки. Казалось бы, самая невыигрышная мизансцена — стоят в одну горизонталь девять человек и поют. Любому студенту режиссерского отделения за это бы надо ставить неуд. Но когда в горизонтали стоят Мищуки, Иващенко, Богданов, Хомчик – от этого невозможно оторваться, это уже само по себе действо. Загадка, или наоборот разгадка, в лицах, интонациях и, конечно, в самих песнях. Они поют песни, написанные на нормальном, чистом и почти исчезающем русском языке. Песни, в которых лай-ла-ла не является основной смысловой нагрузкой. Хотя возможно лай-ла-ла это шедевр, по сравнению с "ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже". Песни бардов ничему не учат и никуда не призывают. Они для тех, кто способен слышать и думать. И пока есть люди понимающие, почему жаль когда "над победами нашими стоят пьедесталы, которые выше побед", еще ничего не потеряно. Кстати, в древности в школах грамоте учили пением. Может быть, они возвращают нам эту мудрую традицию.

 

После первых четырех дисков, вобравших в себя лучшие бардовские песни, они подготовили и записали еще две, но уже персональные, программы. Первая по песням Булата Окуджавы. Передо мной лежит фотография. Они — улыбающиеся и счастливые, рассматривают новый Окуджавский диск. В центре душа и мотор всего проекта — Виктор Берковский. Кто бы мог предположить тогда, что через год они будут готовить программу памяти Виктора Семеновича. "Под музыку Вивальди" — эту редкой красоты песню, написанную совместно Берковским и Никитиным на стихи Величанского, когда-то пела, без всякого преувеличения, как минимум одна шестая часть планеты. "Под музыку Берковского" назвали они свою новую программу. В который раз я слушаю этот, уже шестой по счету в проекте, диск. И все больше убеждаюсь – время песен Берковского еще впереди. Конечно, давно уже стали народными его "Бригантина", "Гренада", "Амазонка". Их поют буквально везде. Речь о другом. Его "Божественная Суббота", "Шуберт Франц", "Лошади в океане" давно и прочно ставшие бардовской классикой, являются шедеврами не столько узкого жанра авторской песни, сколько русской музыкальной культуры. И в этом смысле открытие Виктора Берковского еще грядет. Песни нашего века сделали важнейший шаг в этом направлении, создав свою новую программу, посвященную творчеству их первого руководителя.

 

В начале этого материала, мы говорили о проблеме пения глубоко личностных песен хором. Блестящей иллюстрацией того, как это можно сделать, имея такт и вкус, является редкая по красоте песня " Куда ты уехала Сьюзен" на стихи Дмитрия Сухарева. Один из лучших образцов, почти исченувшей, высокой любовной лирики. Музыкальное решение, найденное Берковским для этих стихов, безупречно. И поется это тихо, на полутонах. Они сделали почти невозможное, спев ее коллективом. Это выдающееся, но не хормейстерское решение. Это решение поэтов и музыкантов, собравшихся спеть вместе. Кто же они,создатели и исполнители последних программ, посвященных творчеству и памяти двух великих российских бардов.

 

Дуэт Вадима и Валерия Мищуков по праву называют лучшим бардовским мужским дуэтом на всем русскоязычном пространстве. И все же создатели песен "Я побывавший там" на стихи Левитанского, "Синай" Чичибабина, "Ну вот и опять застолье" — это гораздо серьезнее, чем просто, даже очень хороший, дуэт. Внимательно слежу за работающими в жанре сегодня авторами, и отчетливо вижу насколько сильно влияние на них поэтического языка и музыкального стиля Валерия и Вадима.

 

Александр Мирзаян — человек начавший петь Бродского, когда это казалось совершенно немыслимым. Автор знаменитых Мирзаяновских цыганочек, о которых, даже по первым перестроечным временам,говорили шепотом. Композитор, литературовед, исследователь языка. Представляя участников программы Берковский говорил о нем — " этот у нас самый умный".

 

Алексей Иващенко — почти 20 лет пел с Георгием Васильевым в знаменитом авторском дуэте ИВАСИ. Соавтор мюзикла Норд-Ост. После ухода Васильева в супер большой бизнес остался в авторской песне. Является автором программы "Под музыку Берковского".

 

Дмитрий Богданов – во время последнего приезда коллектива Песни Века в Америку Виктор Семенович Берковский сказал мне: "Вот Димка по натуре музыкальный диктатор. Я то в нашем с ним дуэте привык к этому и не очень сопротивлялся. Но посмотри, как наш коллектив, состоящий из таких музыкантов, спокойно воспринял этого математика как диктатора. Вот что удивительно".

 

Галина Хомчик — в коллективе, сплошь состоящем из авторов, единственный профессиональный исполнитель. Режиссер телевидения, журналист. Особый и нижайший поклон Галине от поклонников творчества Окуджавы. Она первая решительно ушла от запетых и широко известных песен и открыла, во всяком случае, для широкой публики, мир мало известных песен Булата Шалвовича.

 

Елена Фролова — автор музыки к стихам Блока, Цветаевой Кузьмина. Как исполнитель работала в театре Елены Камбуровой. Лауреат премии Веры Матвеевой. Не в премии конечно дело. Просто глядя на Лену, невольно ловишь себя на мысли, что на ней лежит отсвет Веры. Я думаю все, кто знал Матвееву, меня понимают.

 

Анатолий Колмыков— известен по авторскому дуэту Колмыков-Луньков. Их сборник "Неполное прижизненное" был одним из самых серьезных открытий и одним из самых востребованных. Участвует в коллективе начиная с пятой, Окуджавской программы.

 

И,наконец, контрабасист Сергей Хутас. Играть с такой компанией, людей музыкально одаренных и, безусловно, амбициозных, все-таки все авторы, дело очень непростое. Но авторитет Сергея для них непререкаем.

 

Каждый из них самореализуется в своих собственных песнях и исполнительских программах. Да и на хлеб насущный каждый из них зарабатывает собственными концертами.

 

И все-таки периодически они собираются вместе, чтобы спеть те великие песни, на которых выросло вот уже какое поколение , песни заставляющие думать и переживать, а не тупо пританцовывать— песни нашего века.

 

 © bards.ru 1996-2024