В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
19.04.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Высоцкий Владимир Семенович |
Авторы:
Симакова Лариса Источник: http://vvsimakova.narod.ru (персональный сайт Ларисы Симаковой) http://vvsimakova.narod.ru |
|
Наш ответ Дейчу |
На 10 лет "я из дела ушла, из такого хорошего дела": пришлось сидеть с внучками. Теперь они подросли и "я, конечно, вернулась". И свое возвращение хочу открыть отповедью Дейчу, которую мы в 91-м году сочинили с коллективом только что образовавшегося музея ВВ.
Я и знать не знала, что есть какой-то Дейч, который опубликовал интервью с ВВ еще при его жизни в 74-м году, а потом пнул его в 86-м, сочтя славословия в его адрес незаслуженными. И тут кто-то притащил в музей только что выпущенный первый номер журнала "Я", в котором этот Дейч пнул ВВ еще раз. Моему негодованию не было предела. Ребята меня поддержали, помогли с подбором фактов и я понеслась в редакцию журнала. Там очень обрадовались такому коллективному отпору, но из-за проблем с бумагой из Финляндии 2-й номер журнала так и не вышел.
Я понесла статью в "Неделю". Ее набрали 12.08.91 года, но попросили сократить. Я тут же на скамейке у памятника Пушкину сократила и отнесла обратно. Но через несколько дней грянул путч и стало не до полемики по поводу заслуг Высоцкого: увидев танки возле "Известий", я решила, что все вернулось на круги своя, и забрала гранки ("теперь я жалею").
А 2-го сентября 95 г. Дейч пнул ВВ третий раз, уже на страницах "Вечернего клуба", но мне это стало известно только через месяц и редактор, прочитав "Наш ответ", высказал сожаление, что не получил такой материал вовремя, а с такой отсрочкой публиковать его уже нет смысла.
"Наш ответ Дейчу" был опубликован только в начале 96 г. в бюллетене Тульского клуба "Горизонт" и едва ли доступен всем поклонникам Высоцкого. Может его публикация в Инете предотвратит повторные пинки Дейча.
Так вот "Наш ответ Дейчу на статью "Феномен Высоцкого" от Л.Симаковой и К* 91-го года сочинения.
Его словами мелкими не троньте, Что ваши сплетни суетные все?
А. Городницкий
Марк Дейч разбирает творчество и личность Высоцкого со всех сторон:
Как актер он умеренно талантлив: все роли в исполнении Высоцкого одинаковы, причем одинаковость эта от его внутренней пустоты.
Как поэт он весьма слабый: аритмичность, нарушение размера, неумелая рифмовка, множество необязательных или неточно используемых слов, небрежность.
Как композитор – вовсе никакой.
Высоцкий не тянет ни на философскую простоту Окуджавы, ни на высокую зрелость Галича. Он мельче.
Содержание его песен слишком примитивно: чтобы внимать ему не требуется ни знаний, ни активной работы мысли, ни душевного напряжения. Его военные песни отличаются жестокостью и бравадой, спортивные – представление о нравах нашего спорта дают не слишком верное, а те, которые считаются лучшими, вовсе далеки от реальности.
Хриплый, без обертонов, хотя и хорошо поставленный, голос очень скоро начинает утомлять. Высоцкий был очень благополучным человеком. Нашему высокому начальству просто не за что было гневаться на него, потому что он никому и ничему не мешал. Концерты его никем не ограничивались, даже зарубежные.
Смелость Высоцкого была строго дозированной и существующего у нас порядка вещей практически не затрагивала. Кое-какая практика в его песнях присутствовала, но больше так, по мелочи, и все намеками да аллегориями: козлы разные с медведями, жирафы с попугаями.
Высоцкий не был беден, но жажда иметь не давала ему покоя. Почти каждый год он ездил с концертами на золотые прииски и время выбирал всегда одно и то же – в конце сезона, когда его осыпали купюрами за его блатные песни, потому что для старателей это наиболее доступный вид искусства.
А пил он (и даже спирт в вену вливал) потому же, почему это делает большинство пьющих – из-за слабоволия и бесхарактерности.
Хочу присоединиться к Дейчу. Действительно, что за народ такой! Все народы, как народы, волевые и с сильным характером, а наш поголовно безвольный и слабохарактерный, совсем спился. И, главное, с чего бы ему пить? И кумира себе такого же выбрал. Надо же такое сказать: "А нас хотя расстрелы не косили, но жили мы, поднять не смея глаз. Мы тоже дети страшных лет России – безвременье вливало водку в нас!" Или: "Слева бесы, справа бесы. Нет, по новой мне налей. Эти с нар, а те из кресел – не поймешь, какие злей!" Нашел себе и своему народу оправданье.
И надо додуматься – вливать в вену спирт, когда каждому пьющему известно, что тот же спирт мгновенно всасывается в желудке и эффект наступает с такой же скоростью. Так нет, надо же так изощряться, возиться со шприцами. И, небось, вливали врачи. И чего они вокруг него вертелись, спасали, три раза с того света вытаскивали? "Твоею песенкой ревя под маскою врачи произвели реанимацию" (А.Вознесенский). Нашли кого спасать! Вот Дейча, небось, спасать не станут, стараться.
И вообще, что за народ! 10 лет едут из Магадана и Ленинграда, из Душанбе и Архангельска, тащат цветы на кладбище, переводят деньги на музей. И, главное, иностранцы туда же, пришлось даже открывать валютный счет, делать нечего! Чего они все в нем нашли?
Любимов сделал ставку на посредственного актера, а народ такой глупый, все ломится именно на "Таганку", и именно на Высоцкого. Не соображает, что все роли у него одинаковы и одинаковость эта от его внутренней пустоты. Все лучшие артисты разбежались, чтобы не работать с ним. А народ все ночует в очередях за билетами. Ну, народ!
И опять же иностранцы! Тоже что-то в нем нашли: дали диплом 1-ой степени за Галилея на Международном фестивале театров в Польше, Гран-при за роль Гамлета на 10-тилетии фестивалей театров в Югославии, затем во Франции среди пяти театров, игравших "Гамлета", один из них французский, пальмовую ветвь присудили "Таганке". И уже перед самой смертью на 11-х Международных театральных встречах в Варшаве опять 1-я премия за роль Гамлета.
Г. М. Козинцев (режиссер и крупный шекспировед) говорил Г. Полоке, что Шекспир и Высоцкий где-то близко, что он хотел бы снять фильм, где в главной шекспировской роли – В.Высоцкий. И И.Смоктуновский туда же: "Мы хороним не Высоцкого, а Гамлета!"
На выставку "Высоцкий в контексте русской культуры" в прошлом году приехали поляки. Они, видишь ли, до сих пор со слезами на глазах вспоминают Гамлета-Высоцкого у себя в Польше: повезло попасть на спектакль. И, главное, и болгары, и югославы тоже устраивали чествования.
А шведы вообще додумались: привезли к нам спектакль "Песни Владимира Высоцкого". А их художественный руководитель Стефан Беем говорит: "Я думаю, что успех Высоцкого в нашей стране можно объяснить тем, что он по-настоящему большой поэт. Он нашел какую-то очень важную правду о человеческой жизни и шел с ней к людям... В мире не много поэтов, которые находят отклик у всех людей, и Высоцкий, несомненно, один из них..."
А Карстен Пальмер, актер и переводчик Высоцкого: "У людей остается очень сильное впечатление от Высоцкого, потому что они слышат в его песнях страстность и силу до конца честного человека".
И на празднике "Юманите", на огромной площадке, когда вместо рок-группы вышел одинокий маленький Высоцкий, и в переполненных залах на Монмартре, чего они его слушали? Вот люди! Не разбираются совершенно, что его голос их утомляет.
Те же, кто так плохо срабатывались с ним в театре, почему-то не хотят вспоминать плохое (а почему бы не вспомнить – он все равно не ответит), а вспоминают только хорошее.
А Булат Шалвович тоже хорош! Нашел, кому посвящения писать. Да не одно. И Розенбаум туда же, и Городницкий, и Макар, и Лоза, и вообще: З. И. Лихачева собрала со всего Союза пять тысяч посвящений. А Вознесенский на себя бы посмотрел, а то туда же: "Ты жил, играл и пел с усмешкой, любовь российская и рана. Ты в черной рамке не уместишься, тесны тебе людские рамки". Нашли, кому посвящать! Они же не соображают, что содержание его песен примитивно, не требует ни активной работы мысли, ни душевного напряжения, что это песни однодневки. А люди их все слушают и их дети уже слушают.
И эти фронтовики! Наивные! По его песням воспринимали его как фронтовика. Не сообразили, что в его песнях жестокость и бравада. А война – она же была помягче и поспокойнее.
Ну, а со спортсменов вообще нечего взять: они не заметили, что у Высоцкого представления о нравах нашего спорта далеки от реальности. Поэтому заслуженный тренер РСФСР по самбо и дзюдо Массарский считает, что он очень точно передает переживания спортсменов. Да что он понимает! А мастер спорта по альпинизму Елисеев вспоминает, что песни из "Вертикали" среди альпинистов произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Ну, да они не авторитеты для нас.
И откуда взяли, что он кому-то мешал, что ему ставили палки в колеса, что его песни "не пускали в квадрат экрана и на пластинки их не писали" (В. Платоненко), что запрещали роли и спектакли, не печатали стихи. Даже сейчас печатают. Вот последний раз двухтомник. Так его даже за сто рублей никто не берет (цены 91 г.). А тираж огромный – аж 200 тысяч экземпляров.
А то, что "не пускали в квадрат экрана", то правильно делали: после просмотра кинопробы Высоцкого в "Маршальскую звезду" художественный руководитель объединения Ю. Я. Райзман, сказал: "Он актер экстракласса – всех забьет" (В. Фрид).И заключение начальства студии: "Убедительнее всех Высоцкий, но играть будет Матвеев" (В.Смехов).
Придумал же: "И, улыбаясь, мне ломали крылья. Мой хрип порой похожим был на вой. И я немел от боли и бессилья. И лишь шептал: "Спасибо, что живой!"
И концерты его никто не ограничивал, на каждом заборе афиши висели: "Концерт Высоцкого". Я сама сколько раз видела, думала: "Пойти – не пойти?" — Так и не пошла. А записи в книгах мероприятий в ДК не делали, потому что на его концерты никто не ходил. Поэтому все другие концерты вписывали, а его нет. И никакие гэбэшники не стирали фонограммы его концертов, вон в любом ДК есть его записи, никому не нужны.
А что в Химках горком партии сжег билеты на его концерт, так это, потому что все равно никто не захотел их купить: ведь билеты стоили целый рубль. А концертная ставка у него была 19 рублей. И даже в воинских частях он не хотел давать бесплатных концертов, такой жадный.
Его даже посылали с концертами за рубеж, но он не знал дороги, поэтому его возила Марина Влади.
И специально же ездил на прииски каждый год (а именно в 76-м) и обязательно в конце сезона (если считать концом сезона июль месяц). А старателям все равно некуда было выбрасывать купюры, вот они его и осыпали, а вовсе не потому, что так уж им нравились его песни.
Вон Б. А. Львов-Анохин считает, что Высоцкий пел беду, стон и бунт русской земли, поэтому он и находил отклик даже в самых загрубелых и простых сердцах. А Виктор Шкловский считал, что "когда люди слушают песни Высоцкого, то вспоминают, что они – ЛЮДИ.
Да мало ли кто что считает. Ерунда это все. Просто старатели ничего, кроме блатных песен не понимают, даже если среди них были такие, как Игорь Кохановский.
Или С. Бирюкова пишет: "Людям тяжкого труда в экстремальных условиях нужно искусство простое, как хлеб и вода. Все, что воспевалось в песнях Высоцкого: долг, честь, мужество, братство – укрепляло людей, но и ставило их как бы над теми, кто с ними сейчас не мерз, не тонул, не падал с гор: "Лилипуты, лилипуты – казалось ему с высоты". Да мало ли, что она там еще пишет.
Высоцкий нахапал денег и еще возмущался: "Вокруг меня кликуши голосили....Судачили о даче и зарплате: мол, денег прорва, по ночам кую...". А сам менял "Мерседесы": захочет, пойдет в магазин серый купит. Захочет – коричневый. Народ его за это терпеть не мог: все время шины прокалывали и на спектакли совсем перестали ходить. Миллионеры должны быть скромными. Это только вылезая из бедности можно так радоваться обновкам и давать потрогать, из какой мягкой кожи куртка.
Поэта нашли! Сначала преподаватель по классической русской литературе профессор А. А. Белкин, побывав во время своего дежурства в общежитии школы-студии на вечеринке, которую устроил Высоцкий, заявил ошарашенному театроведу Б. М. Поюровскому, что Высоцкий — настоящий поэт: "Вы просто не знаете этого".
Потом какой-то Н. Р. Эрдман говорил Ю. П. Любимову: "Юра, не сможете ли вы пригласить Володю в гости? Может быть, он споет мне: меня поражает, как он пишет свои песни! Я понимаю, как сочиняет Булат Окуджава, как пишет Саша Галич, но никак не пойму, как этот человек рождает такие необыкновенные словосочетания, такие необыкновенные обороты отыскивает, оригинальность оборотов речи..."
И Иосиф Бродский туда же: "Это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны". Да кто они такие, чтобы их слушать. Он и стихи-то сочинять не умел, не знал, что "не стоит рифмовать: "кричу – торчу".
Подумаешь, пророк какой: "Наше горло отпустит молчанье, наша слабость растает, как тень, и наградой за ночи отчаянья будет вечный полярный день". – Дня что-то пока не видно. А то, что его строчки постоянно мелькают в заголовках газет и в текстах, так это он содрал у народа, а народ теперь их себе возвращает.
И все иносказательно, все аллегории. Эзоп нашелся. Смелости хватило написать только: "Я никогда не верил в миражи, в грядущее не ладил чемоданы. Учителей сожрало море лжи и выбросило возле Магадана". Или: "И куда, в какие дали, на какой еще маршрут нас с тобою эти врали по этапу поведут?". А больше ничего такого.
А теперь еще какой-то доктор филологических наук профессор Георгий Хазагеров рассмотрел "поэтическое творчество Владимира Высоцкого в контексте Древней Руси и Советской России" и проводит параллели с творчеством Пушкина: http://www.relga.rsu.ru/n29/rus29.htm. С ума сойти!
Так что прав Дейч: он, как Леонардо, разносторонне талантлив, поэтому и разбирается и в театральном мастерстве, и в поэтическом, и в музыкальном (правда я не знаю, кто он такой).
А то Шнитке – профессионал нашелся: "Большая часть песен Высоцкого отличается величайшей тонкостью и нестандартностью – по количеству тактов во фразе, и ритмикой, как бы создающей свой пульс рядом с пульсом метрической основы его песен, идущей от стихов и – вопреки этому стихотворному ритму – следующей внутреннему дыханию.
Очень много тонких подробностей и в гармонизации, и в мелодике, и в кадансах – в отказе от трафаретных кадансов, или в нарочито дурацком их исполнении, отчего они немедленно попадают в смысловые кавычки.
Замечательный слух Высоцкого, проявлявшийся не только в том, как он чисто пел и интонировал. Высоцкий чисто интонировал не только звуковысотно: поразительна точность интонирования согласных – распевание на "р", на "л".
Может такое и встречалось уже. Но в столь яркой осознанной форме это было только у Высоцкого. И я считаю, что это его вклад в музыку".
Придумает тоже! Ничего не понятно.
Вот М. Таривердиев сказал проще, когда предлагал передать заказ на песни к к/ф "Последний жулик" Высоцкому : "Он очень сатиричен, остро чувствует слово и ситуацию". Но какое дело Дейчу до мнения профессионалов, он сам, как Леонардо: все знает, все понимает. Только не молчит.
"Не дай ему Бог второго!"
Член общественного Совета музея Высоцкого (при первом директоре Петре Леонове — был такой) Л.Симакова и К* Январь 1991 г.
А 4-го мая 91 г. я взяла интервью у главного режиссера Нового драматического театра, народного артиста РСФСР Бориса Александровича Львова-Анохина. Вот в чем видится ему феномен Высоцкого:
"Мне кажется, что феномен Высоцкого заключается в том, что в его личности соединились актер, поэт и музыкант. Это определило уникальность и своеобразие артистической личности.
Мне более всего хочется сказать о Высоцком-актере. Потому что как исполнитель своих собственных песен, он очень популярен, любим, и поэтому очень часто отходит как бы в тень его деятельность артиста. А актером, мне кажется, он был чрезвычайно интересным, крупным.
По своему огромному темпераменту он повторяет, как бы продолжает линию знаменитых русских актеров-трагиков. И сам его голос даже, чуть хрипловатый в отличие от них, потому что тогда ценились голоса красивые, бархатные, а у него был голос хрипловатый, но тоже очень красивый по-своему и мощный. И вот этот могучий его темперамент, он где-то продолжал линию замечательного русского актера-трагика.
И больше всего, надо сказать, я любил его в ролях стихотворных. Потому что он как поэт необыкновенно чувствовал стихи. Вот, скажем, в роли Хлопуши в "Пугачеве" Есенина он был так погружен в стихию есенинского стиха, что это было поистине необыкновенное исполнение. Он произносил эти стихи так, словно это были его собственные стихи. Он в хорошем смысле их присваивал себе на сцене, он был автором этих стихов. Поэтому это было необыкновенно интересно. И все его стихотворные роли были очень захватывающими.
И даже в такой роли, как Лопахин Чехова, он тоже чувствовал музыкальность чеховской прозы, чеховского диалога, чеховского слога. И тоже поэтому слушать его было очень интересно.
А Гамлет! Как он читал стихотворение Пастернака в этом спектакле! Это было замечательно!
Я не так часто хожу в кино, поэтому я мало знаю его киноработы, но вот эта стихийная мощь его сценического темперамента, это его удивительное владение поэтическим словом, которое было его родным, близким, эта его какая-то внутренняя музыкальность, не только когда он пел, но и когда играл, когда говорил, — мне кажется, это все делало его актером по-своему уникальным и неповторимым.
И в песнях своих он всегда был актером, потому что он почти никогда не пел "от себя", хотя и от себя, но всегда через какой-то образ, через какую-то другую судьбу, через какое-то перевоплощение. Так, если в песне он всегда был актер, то на сцене он всегда был поэт. Это придавало, мне кажется, особое обаяние его творчеству.
Когда я впервые услышал его песни? Боюсь сказать точно. Я слыхал его песни, но не систематически, не полно. А помню, когда я часами слушал его песни – это уже после его смерти, когда Никита Подгорный, замечательный актер Малого театра, тоже рано умерший, приехал из Парижа и привез его диск. Прекрасный диск, прекрасно записанный.
Мы с Никитой вместе отдыхали в Доме отдыха Театрального общества в Щелыково, в усадьбе Островского, и вот там Никита часами прокручивал этот диск и мы много-много раз его слушали. Вот тогда, пожалуй, до меня по-настоящему дошло и я по-настоящему познакомился с его песнями, погрузился в эту стихию отчаянья, бунта, стона, вопля, проклятия, в это неистовство тоски, ярости насмешки... Высоцкий пел беду, стон и бунт русской земли. Поэтому он и находил отклик даже в самых загрубелых и простых сердцах..."
Вот так вот. А то какой-то Дейч берется судить.
ДОПОЛНЕНИЯ
К годовщине смерти Владимира Высоцкого у Анатолия Игнащенко родился необычный проект памятника "Оборванный нерв": литой 4-метровый ржавый брус металла скручен и "оборван". На каждой его грани телеграфной строкой надпись: "Владимир Высоцкий", "Василий Стус", "Давид Сикейрос" и "Виктор Хара"... По мнению Игнащенко, такие "оборванные нервы" нужно поставить на родине всех этих бунтарей. Булат Окуджава, впечатленный простотой проекта, сказал: "Даже смерть Высоцкого способна родить мастера".
К 70-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
написано 05-03-2008 23:42 Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии, д.э.н. ———————————————————— "Русский журнал": Почему, на ваш взгляд, Высоцкий был кумиром самых разных людей в Советском Союзе, чем это было вызвано?
Иосиф Дискин: Могу сказать, что по репертуару у Высоцкого имеется единственный аналог — это Александр Сергеевич Пушкин.
Высоцкий был энциклопедией советской жизни. Это — во-первых.
Во-вторых, Высоцкий говорил со своим народом на его народном языке. И эти две вещи, то, что он был энциклопедией советской жизни, и то, что он говорил о том, что интересно народу, и говорил на языке народа, при этом не опускаясь до сегодняшнего совершенно варварского обращения с языком, сделало его поистине народным кумиром.
написано 05-03-2008 23:39 Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино" ———————————————— "Русский журнал": Почему, на ваш взгляд, Высоцкий был кумиром самых разных людей в Советском Союзе, чем это было вызвано?
Даниил Дондурей: Ну, Высоцкий... Всегда ведь герой возникает из двух обстоятельств. Либо он очень точно попадает в какой-то социальный слой, в его ожидания, мифы, сказки, надежды, опасения. Либо он является универсальным героем, таким как Тихонов -Штирлиц или Смоктуновский в конце 60-х — начале 70-х ("Берегись автомобиля", в "9 днях" и других фильмах). Либо герой попадает точно в свой слой, либо это универсальный герой.
Вот Высоцкий был такой универсальный герой. Он был, я думаю, даже сверхуниверсальный герой, поскольку это был редкий случай, когда он отвечал ожиданиям всех диссидентов и высших офицеров ФСБ, членов политбюро ЦК КПСС и "доходяг" на производствах, докторов физико-математических наук и дворников в ДЭЗах.
Вот это какой-то универсализм, русская бесшабашность, точность, смелость, такое поэтическое творчество. И одновременно — особая стать, за которую тебя любят лучшие французские красавицы. С одной стороны, ты получаешь 20 копеек в театре, а тем не менее разъезжаешь на мерседесе. В том, что ты можешь петь, что ты хочешь, когда в стране 30-этажная цензура, и есть вот эта вот скрытая свобода, которой лишен любой член политбюро, любой режиссер и любой мусорщик. Все это он воплощал и все это предъявлял людям. И в этом смысле он был идеальное воплощение левого, правого, свободного, несвободного, советского, антисоветского, русского, европейского. Он как бы ускользал от любых оппозиций, от любых разведений.
И в этом смысле он был даже выше, чем сам Чапаев!
написано 22-04-2008 13:57 Михаил Веллер, писатель —————————————————— "Русский журнал": Почему Владимир Высоцкий был кумиром для самых разных людей в Советском Союзе?
Михаил Веллер: Владимир Высоцкий был и остается самым народным поэтом России за всю тысячу с лишним лет ее существования. Это не метафора, не юбилейное славословие и преувеличение, это констатация факта. Высоцкий вернул поэзию к ее истокам. То есть когда поэт сам пишет стихи и сам их исполняет под собственный достаточно нехитрый аккомпанемент, вкладывая всю экспрессию, весь эмоциональный накал не только в текст, но и в произнесение, в исполнение этого текста, в его звучание. Это то, чем была поэзия при своем рождении. Странно и удивительно, что критика никогда не могла этого понять. Именно эмоциональный накал Высоцкого обеспечивал его стихам сильнейший, беспрецедентный в русской поэзии резонанс в самых разных слоях населения, независимо от образования, профессии и, в общем, даже возраста. Потому что эмоциональный строй человека, в сущности, одинаков у любого, независимо от образования и профессии.
написано 11-04-2008 20:06 Владимир Желтов, редактор отдела культуры "НВ":
Для многих, очень многих людей в Советском Союзе Высоцкий был богом.
Надо было видеть изумленного Котенко. Он все повторял: "Не верю. Разве можно вот так снять телефонную трубку и вот тебе Высоцкий? Не верю!"
написано 10-04-2008 23:48
Copyright © 2006 Larisa Simakova
|
© bards.ru | 1996-2024 |