В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

22.03.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Старцев Петр

Источник:
http://ostrov.nov.ru/forum/viewtopic.php?p=2438&sid=39d7191be4c774f09dbe9389b017ea3c
http://ostrov.nov.ru/forum/viewtopic.php?p=2438&sid=39d7191be4c774f09dbe9389b017ea3c
 

Аналитическая записка о ситуации вокруг Фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина на сентябрь 2007 г.

По просьбе Сенатора (Члена Совета Федерации) от Самарской области г-на Парфенова Д. А., руководитель Т. О. "Самарские Барды" Петр Старцев подготовил аналитическую записку по результатам прошедших в июле текущего года двух Грушинских Фестивалей.

 

Вот эта записка:

 

Аналитическая записка о ситуации вокруг Фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина

на сентябрь 2007 г.

 

Небольшой экскурс в историю конфликта

 

В 1999 году руководством Грушинского клуба и прямым родственником Валерия Грушина, Михаилом Грушиным решено создать Некоммерческую Организацию "Фонд Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина". В состав учредителей, помимо вышеперечисленных, вошла сестра М. Грушина. Всё это согласуется с законом "О товарных знаках", статья 7. В ней говорится о том, что "использование имени и фамилии возможно только с разрешения носителя фамилии, или его ближайших родственников". В 2002 году по непонятным причинам руководство Грушинского клуба рвёт свои отношения с президентом фонда Михаилом Грушиным. На данный момент название фестиваля используется Грушинским клубом незаконно, хотя много раз фондом предлагалось заключить лицензионный договор на безвозмездной основе. Ещё раз хочу заострить внимание – можно иметь, или не иметь любые нарисованные знаки, но без разрешения родственников использование имени невозможно.

 

В 2002 году группа самарских бардов в составе 20 человек решило открыть своё объединение, так как то, что происходило в Грушинском клубе, их не устраивало. Было образовано Некоммерческое Партнёрство Творческое объединение "Самарские барды", которое в данный момент насчитывает более 150 членов, из них более 50 поющих. (для справки – в Грушинском клубе поющих 2 человека). Отношения с Грушинским клубом не сложились, так как из-за амбиций руководства нас просто не замечали. Хотя члены ТО "Самарские барды" неоднократно становились лауреатами Грушинских фестивалей и проводили в зимний сезон порядка 40-50 концертов. (для справки у Грушинского клуба – 8-10 концертов в сезон)

 

В 2005-2006 году спонсором Грушинского фестиваля становится ЗАО НПФ "Мета". В апреле руководство Грушинского клуба и ЗАО НПФ "Мета", совместно с космонавтом Ю. Лончаковым открывают ЗАО "Фестивальный парк", предназначенную для работы на поляне. В июне того же года фирма "Мета "выигрывает тендер на аренду земли фестивальной поляны (для справки – по согласованию с руководством Грушинского клуба). Далее по непонятным причинам руководство Грушинского клуба рвёт свои отношения с фирмой "Мета", начинает, мягко говоря, не очень чистую компанию по её дискредитации и заявляет, что следующего Грушинского фестиваля не будет.

 

После Грушинского фестиваля 2006 года (проведённого ещё Грушинским клубом), 3 организации ("Мета", Фонд "Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина" и ТО "Самарские барды") объединяются для проведения 34 фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина. Предложение войти в состав объединённого Оргкомитета неоднократно поступает в Грушинский клуб. Но не находит никакого отклика. В то же время Грушинский клуб решает проводить свой фестиваль на Фёдоровских лугах.

 

Творческий анализ ситуации перед конфликтом

 

Эпиграфом можно выбрать слова родоначальника Грушинских фестивалей, многолетнего члена Оргкомитета фестивалей Фишгойта Исай Львовича – "... Я очень надеюсь, что Грушинский фестиваль не станет очередной модной тусовкой, в которую, к сожалению, начал превращаться. Почему на Грушинский перестали ездить многие хорошие барды. Из-за этого. Эти фестивали начали утрачивать высокое нравственное начало, присущее авторское песне".

 

Когда-то на фестиваль приезжали ВСЕ известные барды (за редким исключением и по уважительной причине). Председателем жюри были, в своё время Ю. Визбор, А. Городницкий. Планка стояла очень высокая. На момент проведения Грушинского фестиваля 2006 года она опустилась. Такие известные люди, как С. Никитин, тот же Городницкий, О. Митяев не ездят на фестиваль, поскольку находятся в творческом конфликте с руководителем Грушинского клуба. А точнее – он с ними находится в конфликте. А так же происходила утеря традиций, размывание целей и задач фестиваля, странный упор на всё большее присутствие на фестивале направления гитарной, рок-н-рольной и рокерской музыки. И, естественно, гостями фестиваля (теперь тоже за редким исключением) являются барды, которые ещё не достигли той самой высокой планки, поставленной давно. Если бы руководство фестивалем прислушивалось к тому, что хотят от него люди, которых уважают все любители авторской песни, то ситуация менялась бы. Но этого не происходило. 90 процентов людей, с которыми были разговоры о судьбе фестиваля, очень четко осознавали – надо что-то менять.

 

Фестивалю всегда было интересно то, что выходило за рамки жанра. Будь то приезд в 1979 г. ансамбля "Последний шанс", выступление автора Стёркина, который аккомпанировал себе на баяне, выступление фолк-группы "Нон стоп", замечательного гитариста А. Баранова. Так же, когда на горе появлялись спеть несколько песен А. Градский, М. Боярский, Ю. Шевчук, было приятно. Они были точечными вкраплениями в фестиваль, не затмевая его главной составляющей – авторской песни. И когда лет пять назад на фестивале появилась группа "Грассмейстер", все были рады её видеть и слышать. Группа подтянула за собой Ивана Смирнова и других музыкантов рок-н-рольного направления.

 

И произошло то, о чем мы начали говорить уже давно, и только сейчас это стало очевидно. Из-за своей пиар-настойчивости эти ребята ходили по кругу по всем эстрадам и выступали до посинения. Мало того, в 2006 году для них сделали эстраду, которая своим звуком просто забивала другие сцены. И, естественно, у очень многих любителей жанра всё это вызывало раздражение. Тут важно сказать две вещи:

 

1.

 

Мы очень хорошо относимся к этому направлению, но оно не должно превалировать на фестивале (а оно так и происходит)

 

2.

 

В связи с их настойчивостью происходит подмена понятий. Человек приезжает на фестиваль, видит постоянно "Грассов" или "Резонанс" и говорит себе – так вот ты какая, авторская песня. А на самом деле он её просто не слышит.

 

К сожалению, руководство Грушинского клуба не прислушалось ни к одному мнению, высказанному очень многими авторитетными людьми. В их числе Александр Городницкий, Сергей Никитин, Дмитрий Сухарев, Виктор Берковский, и многие другие.

 

Творческий анализ фестиваля на Майстрюковских озёрах

 

Девизом 34 фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина на традиционном месте – "Тишина. Гитара. Голос".

 

Нашу позицию пред фестивалем наше сообщество выразило так:

 

Прежнее руководство фестиваля допустило ошибки, которые позволили другим музыкальным жанрам активно вытеснять АП и ее подлинных поклонников с Поляны. В погоне за прибылью организаторы нацелились на максимальное привлечение разных социальных и субкультурных групп, и в том числе — маргинальных. Они перестали позиционировать Грушинский фестиваль как фестиваль Авторской песни, стали приглашать раскрученных рокеров, ансамбли, работающие в разных музыкальных жанрах. Поэтическое слово в восприятии основной аудитории утратило свою ценность, как главная составляющая песни. Огромное количество рекламы и торговых точек, пьяная молодежь, кришнаиты и т.д. – вот такую картину видели те, кто приезжал на фестиваль в последние годы.

 

Для этого было приглашено ТО "Самарские барды", имеющее опыт творческой и организационной работы на фестивалях. Вместе с ними приглашение работать в новой команде получили и прежние организаторы фестиваля, за которыми оставались многие полномочия, кроме права контролировать финансовые вопросы. Борис Кейльман и его команда это предложение не приняли. Куда привычнее для них, получая значительные суммы от спонсоров, вести политику превращения фестиваля в попсово-коммерческую тусовку.

 

Главное направление деятельности нового оргкомитета – возрождение Грушинского фестиваля. На фестивальную Поляну нужно вернуть дух авторского творчества и бардовской солидарности.

 

Разработан план обустройства фестивальной Поляны для круглогодичного проведения песенных мероприятий.

 

У Оргкомитета есть все юридические права на проведение фестиваля, но мы осознаем, что Грушинский фестиваль – это коллективный брэнд. Главное в нем — не функциональная часть (организация), а его духовная составляющая. Она была заложена еще в 1968 году, когда друзья Валерия Грушина, погибшего во имя спасения детей, решили проводить песенный фестиваль его памяти. Сегодня многих из организаторов первых фестивалей уже нет в живых, но нетрудно предположить, что кто-нибудь из них стал бы присваивать себе единоличное право на проведение фестиваля. Несколько поколений авторов, исполнителей, истинных любителей жанра на протяжении многих лет поддерживали дух фестиваля, наполняли его своим талантом, своими песнями.

 

Фестиваль принадлежит всем тем, кто сочинял, пел, слушал и создавал неповторимую атмосферу единения. Неужели Юнна Мориц, которая написала строки:

 

"На этом береге высоком,

Где бьётся музыка под током,

И смерти нет, и свет в окне,

Царит порука круговая,

И все поют, не уставая..."

 

— неужели она сделала меньше для фестиваля, чем те, кто составлял программу концерта? Надо ценить духовный вклад многих людей, а не только участие кого-то в процессе организации фестиваля, — а эта сторона, к сожалению, очень "хромала" в последнее время.

 

Для нас, организаторов Грушинского фестиваля, важна преемственность. Мы стремимся, чтобы в фестивале приняли участие старшее поколение бардов и поэтов и начинающие свой путь в авторской песне. Нам важны проявления личности, а не формат шоу-бизнеса. Нам важно сопереживание зрителей, а не "развлекаловка".

 

Мы вернем на сцены Грушинского фестиваля поэтическое слово, — ведь именно на нем держится авторская песня. Девиз фестиваля: "Тишина. Гитара. Голос". Эти понятия выражают ценность общения автора с понимающим слушателем. На нашем фестивале Автор и Слушатель найдут друг друга.

 

Сейчас по прошествии 34 фестиваля можно сказать, что, несмотря на все трудности и неадекватные действия, предпринимаемые нашими оппонентами, фестиваль состоялся именно в том контексте, в котором был заявлен. Никогда за всю историю фестивалей, на него не приезжало такого количества гостей (65 приглашенных бардов). Общее мнение, выраженное всеми – наконец-то нас услышали, наконец-то мы напелись вволю. Очень хорошо себя чувствовали и специально приглашенные гости – Николай Дроздов, поэт Игорь Иртеньев, писатель Александр Покровский. Впервые за всю историю фестивалей его председателем стал поэт Дмитрий Сухарев. Многочисленные зрители, около 40 тысяч человек (для справки – на Фёдоровских было 8000) спрашивали организаторов – а откуда у нас взялось столько хороших бардов? Да они были, просто прежнему руководству они не были нужны. И очень важно, что всё это произошло в год, объявленный "Годом русского языка". Завершу этот раздел очень кратким высказыванием метра авторской песни Валентина Вихорева:

 

"Здравствуйте! Вернулся с фестиваля и постепенно начинаю анализировать прошедшее. Первое, что бросается в глаза — степень подготовленности и организация проведения фестиваля. Приятно удивило новшество по информации гостей с расписанием их работы на весь период фестиваля, с указанием времени и места проведения мероприятий. В художественной части сценария хотелось бы видеть большее количество молодых авторов, выступающих в вечернее время на основных площадках. Заканчивать вечерние концерты, в том числе и на Гитаре, песнями классического жанра авторской песни, в исполнении коллектива Самарских бардов с привлечением лауреатов прошлых лет.

 

Считаю, что фестиваль состоялся, и у него есть будущее".

 

Творческий анализ фестиваля на Фёдоровских лугах

 

Было очень много заявлений со стороны Грушинского клуба. Что их фестиваль самый "авторский", самый "истинный", вообщем самый самый. Никто бы и не спорил. Но есть слова, а есть дела. Самыми рекламируемыми проектами на Федоровских были – "Проект неавторская песня", Проект "Виртуальный костёр" (что-то из серии "Старые песни о главном", проект "Босса – нова на Грушинском. Наверное, это хорошие идеи. Но при чём здесь традиционный Грушинский фестиваль, где всегда превалировала только авторская песня. Всё становится понятным из послефестивального письма Художественного руководителя фестиваля на Фёдоровке Георгия Васильева:

 

"...Мне было также очень интересно, что получится из проекта "Виртуальный костер". Этот проект я придумал месяца за два до Фестиваля, и в сжатые сроки он был реализован Алиной Симоновой и Романом Ланкиным. Скажу без ложной скромности, получилось здорово. "Виртуальный костер" стал одним из центральных событий Грушинки — несколько тысяч человек дружно пели хором, а под конец концерта еще и танцевали. Это впечатляет.

 

Принцип действия простой — на сцене живые ансамбли поют известные хоровые песни (не обязательно бардовские), а зрители хором подпевают, подглядывая слова на проекционном экране. На Грушинке был реализован фестивальный вариант этой идеи (с импровизированными сводными ансамблями), но на ее основе можно создавать и концертные программы, и телевизионные шоу и многое другое.

 

Еще одним "фестивалеобразующим" событием стало участие в Грушинке Юрия Шевчука. Поразительно, но он спел новые политические песни, чего я давно уже не слышал со сцены. Вот человек, который вызывает искреннее уважение! Было там также много новых для меня имен. Я получил большое удовольствие от музыки самых разных жанров, которая звучала повсюду (фолк, джаз, босса-нова, акустический рок и т.п.).

 

Вообще, я должен сказать, что Грушинка, в ее нынешнем виде, представляет уже не просто фестиваль авторской (и уж никак не туристической) песни. Очевидно, что она превратилась в мощный фестиваль альтернативной музыки. Не знаю, стремились ли к этому организаторы сознательно, или это произошло само по себе, но это — факт. Мне кажется, будет мудро, если Грушинский клуб, осознав это, поддержит и закрепит эту тенденцию. Не знаю, готов ли он к этому морально, но положение обязывает".

 

Послесловие

 

Вообщем-то после этого письма спорить было не о чем. Фестивали разошлись концептуально. На Фёдоровских – фестиваль альтернативной музыки с законами шоу-бизнеса. На Мастрюковских озёрах – традиционный фестиваль авторской песни, где законы шоу бизнеса неприемлемы, а приемлема основа бардовского движения – доверие, равенство, возможность быть услышанным любому.

 

Ещё очень важный момент – все самарские творческие силы остались на Майстрюках, а Грушинский клуб, к сожалению, превратился в хозяйственную приставку к своему фестивалю, что на самом деле не очень соответствует его уставной деятельности. Это уже не говоря о нарушениях закона о "Товарных знаках".

 

Нам кажется, выход из этой ситуации есть. Это объединение. Но объединения на равных правах со всеми вытекающими последствиями. Это создание общего Худсовета, Оргкомитета и т.д. Но пойдут ли на это, так и ничего не понявшие, остатки некогда огромного образования под названием Грушинский клуб?

 

В заключение хочется привести замечательные слова из письма всем нам Дмитрия Антоновича Сухарева:

 

"... Действительно, в бардовском сообществе годами росло беспокойство, вызванное прогрессировавшей деградацией некогда славного Грушинского фестиваля. Хочется поддержать и поблагодарить тех, кто берётся переломить дурную тенденцию. Вместе с тем хочу напомнить, что старая команда, которая выпустила ситуацию из-под контроля и допустила превращение Груши в "эстрадное шоу", — это наши друзья, имеющие большой опыт работы и известные всем нам заслуги перед авторской песней. Я очень надеюсь, что старая команда примет предложение новой и войдёт в состав оргкомитета и художественного совета фестиваля, обеспечив тем самым единство усилий..."

 

Дальнейшее развитие Грушинского фестиваля

 

На данный момент рабочая группа 35 фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина на Мастрюковских озёрах уже приступила к работе над проведением юбилейного фестиваля. Готовятся документы, проводятся встречи, составляются сметы. Это делается для того, чтобы перед самим фестивалем не возникало форс-мажорных обстоятельств, как это было раньше.

 

Очень важным для Оргкомитета является проведение различных концертов и встреч творческой части в разных городах нашей страны. В том числе и благотворительных. Уже достигнута договорённость с правительством Северной Осетии о проведении благотворительных концертов "Грушинский фестиваль в Беслане", которые состоятся 20-21 октября в Беслане и Владикавказе. В концертах примут участие как лауреаты 34 Грушинского фестиваля, так и постоянные участники и гости – Леонид Сергеев. Вадим и Валерий Мищуки, Андрей Козловский. Специальный гость концертов Вениамин Смехов, друг Ю. Визбора, поэт, актёр.

 

Основная задача Грушинского фестиваля – повышение духовного уровня людей, посещающих его. И мы надеемся, что расширение географии концертов и встреч с участниками Грушинского фестиваля пойдёт на пользу не только фестивалю, а и тем людям, которые будут присутствовать на этих мероприятиях.

 

 © bards.ru 1996-2024