В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
22.03.2009 Материал относится к разделам: - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина |
Авторы:
Кивель Эля Источник: http://www.mahnem.ru/story1065.html http://www.mahnem.ru/story1065.html |
|
Груша! |
Каждый год в первые выходные июля у Мастрюковских озер, что близ Самары вырастает огромный палаточный городок, в который съезжаются люди со всех концов страны и даже мира. Приезжают за тем, чтобы встретиться со старыми друзьями, послушать песни и самим попеть их у костров, подышать этим неповторимым воздухом. И получить заряд энергии, которой хватит до следующей Горы. Вот и мы решили побывать на Грушинском фестивале, помятуя, что лучше один раз увидеть.
Фестивальная поляна встретила нас разношерстным туристским братством, запахами готовящейся еды и звуками гитары. Многотысячное воинство жило по своим, только ему ведомым законам. Городок разделился по улицам и даже районам. Старожилы фестиваля с закрытыми глазами покажут, где находится гостиный двор, лагерь тольяттинцев или челябинцев и что такое "Кольский бугорок". Нам же, как новичкам, поначалу было нелегко приспособиться в поисках продуктов и туалетов, то и другое находили по запаху. Главная фестивальная улица выстроилась из палаток спонсоров, со столами, навесами, охраной и т.д. – издержки производства. Здесь же расположилась и фестивальная ярмарка с различными туристическими "приблудами", самодельными украшениями, поделками и сувенирами, пользующимися огромным спросом у неформальной молодежи. А уж в ней-то на Грушинском недостатка не было – раскрашенные панки, длинноволосые хиппи, рокеры... Сами барды чуть ли не терялись в этой огромной гудящей массе.
Поддерживая формат неофициального мероприятия, каждый лагерь старался выделиться – смешными надписями, плакатами, флагами. Заметили мы и стоянку наших земляков – бардов из Нижнекамска. Курсируя по фестивалю можно было не только послушать песни, приобрести массу интересных вещиц, но и абсолютно бесплатно сделать татуировку, отведать туристической каши и познакомиться с позитивными людьми. Так, например, на одной из стоянок ребята-художники занимались боди-артом, рисуя на лицах и других частях тела желающих языческие символы, в другом месте плели расточки (косички из ниток в волосы). Тут же расположились лагеря политических партий (куда же без них), фирм, СМИ, турклубов и творческих объединений. В итоге фестиваль напоминал кипящую неформальную тусовку, разбивая миф о том, что барды, мол, народ меланхоличный и задумчивый. Хотя, в этом лоскутном государстве самих бардов было процентов 20, не больше, а ведь они-то и есть сердце Груши. В этом году для них сделали аж пять эстрад, различных по стилю и тематике. На первой эстраде играли бардовскую классику, туристические и патриотические песни. Работал проект "Часовые пояса", где состязались исполнители из разных городов. Вторая — "Эстрада фестивалей", порадовала слушателей ретро-песнями метров бардовской песни. Третья, под названием "Гостиный двор", объединила поющих лауреатов и гостей фестиваля. Четвертую эстраду представили молодежные проекты "2 канал", "Азия +" (камерная песня). Поэтам подарили пятую эстраду. Кураторами этого проекта стали популярные в бардовской среде российские поэты.
Но даже такого разнообразия не хватило, и на Грушинском родились еще и неофициальные площадки: "Летучий голландец", "Кольский бугорок", "Междуречье", "Пеньки". Детишкам тоже нашлось место – для них организовали специальную площадку — "Балалайка", детские конкурсы и программы.
Кроме песенного направления активно действовало и туристко-спортивное. На футбольном поле фестивальной поляны состоялся уже традиционный матч Сборная Самары – Сборная Мира, рядом играли в волейбол и баскетбол, занимались скалолазанием, армрестлингом и метанием ножей. Молодежь с удовольствием бегала легкоатлетический кросс, соревновалась в технике водного туризма, спортивных походов. В Туристском Центре проходили конкурсы фотографий, стенгазет и видеофильмов. В общем, было сделано все, чтобы для многочисленных гостей, участников и зрителей фестиваль по-прежнему запомнился как праздник песни и общения. И вместе с тем, Грушинский фестиваль стал площадкой обмена опытом и установления творческих и деловых контактов, для изучения новых тенденций и формирования стратегии развития бардовской песни. Уж коль приобрел статус всероссийского, изволь соответствовать. Впервые на юбилейном 35-й фестиваль бардовской песни имени Валерия Грушина более 10 самых крупных фестивалей России выступило и показало свои программы. Новинкой для фестиваля стал конкурс туристической песни и конкурс туристической кулинарии, для которого образовалась новая площадка "Туристическая стоянка Бурды". Вел конкурс с присущим ему одесским юмором Борис Бурда — известный автор, кулинар и игрок "Что? Где? Когда?".
Кстати, попасть на Грушинский фестиваль в качестве участника, учитывая статус мероприятия, оказывается не так-то легко. Еще с прошлой осени по весну шел отборочный тур фестиваля, победители которого получили возможность выступить на Груше. Все дни фестиваля они состязались в мастерстве, а лучших авторов-исполнителей пригласили к участию в заключительном концерте на Гитаре, что традиционно проходит на фестивальной Горе – героине многих бардовских песен. Конкурс проводился по четырем номинациям: авторы (стихи и музыка), авторы музыки, исполнители, дуэты и ансамбли. В этом году конкурсантов оценивало аж три жюри – Рабочее Жюри, Совет Старейшин или "Жюри 21ого века"— метры бардовской песни и жюри, состоящее из лауреатов прошлого 34ого Фестиваля – "Жюри 21ого века". Оценивался художественный уровень стихов, музыки, исполнительского мастерства. Естественно, никакой фонограммы и электронной музыки, только живое исполнение.
Под вечер третьего дня фестивальная поляна превратилась в огромный человеческий муравейник, пропитанный ожиданием заключительного концерта на Гитаре. Именно здесь традиционно подводятся итоги фестиваля, выбираются грушинские лауреаты и гости праздника. Именно здесь, на другом берегу Волги, на плавучей сцене в форме гитары поются самые светлые фестивальные песни, зажигаются новые имена и вспоминаются старые. Именно так, с минуты памяти начался и нынешний концерт. Желающие могли попасть туда на специально пущенном для этих целей мини-паромчике. В ночи он светился огнями и перевез на себе несколько тысяч человек. К сожалению, не все желающие смогли попасть на концерт — перебраться на Гору можно было только со специальными бейджами участника или гостя фестиваля. Те, кто не смог быть на Гитаре устраивали маленькие самодеятельные концерты у своих или чужих костров. Можно было всю ночь ходить от одного к другому и везде быть обогретым. Те же, кому улыбнулась Гора, до утра слушали любимых авторов: Александра Дольского, Андрея Козловского, Веронику Долину, Вадима и Валерия Мищуков, многих-многих других...Народ сидел кто на скамейках, кто на подстилках, а кто и просто на самарской земле. Когда, ближе к рассвету, слушатели начали откровенно подмерзать, Михаил Кочетков разогрел всех своими веселыми песнями, потом его сменил колоритный Никита Джигурда (мы помним его по К.ф. "Любить по-русски"). Эффектно отрезав себе ножом рукава подаренной организаторами майки, и, тем самым, создав новую моду, Никита спел что-то а-ля патриотическое, а главное быстрое, что подняло боевой дух незасыпающего народа. Гора ожила и до рассвета гудела тысячами голосов, светилась сотнями фонарей, дышала и пела в такт любимым исполнителям. И вот кульминация – Жюри, председателем которого в этом году стал бард Александр Исаев назвало лауреатов 35ого Всероссийского фестиваля бардовской песни имени Валерия Грушина. Ими стали: самарский коллектив – Багаева Е., Русановская О., Хасанова Л., дуэт из Нижнего Новгорода – Ольга Ильина и Олег Новосельцев, ансамбль "Гармония" (г. Заводоуковск) победил в конкурсе туристской песни, лауреатом стала и дочь знаменитого барда Валерия Ланцберга – Евгения Ланцберг. Среди маленьких бардов тоже определили своих победителей – лауреатами конкурса "Детская поющая республика" были названы Трубачева Елена (г. Алма-Ата), КСП г. Нижнекамск (браво землякам!), Будникова Анстасия (г. Саратов). Специальный приз достался ансамблю "Перекресток" из г. Тольятти. Судя по количеству и качеству песен бардовское движение живет и развивается, несмотря ни на что. Многие знают, что последние несколько лет вокруг Грушинского фестиваля разгорелась настоящая война. Как и всегда бывает в таких случаях яблоком раздора стали деньги. Организаторы не смогли поделить прибыльную фестивальную поляну, в итоге многие барды вообще перестали приезжать сюда, а сам фестиваль раскололся на старую и новую Грушу. Новая проходит на Федоровских лугах, по слухам, ее в этом году посетил сам Евгений Евтушенко. На старой же Груше столь громких имен гостей слышно не было – политики, традиционно пестовавшие Грушу, после выборов видимо, решили отдохнуть, не было и известных артистов. Разве что появление известного космонавта Георгия Гречко, заявившего, что он не стал бы космонавтом, если б не авторская песня, порадовало публику.
Так уж повелось, что свободное общение в России доступно либо в бане, либо на природе. Мыстрюки издавна славились как столица фестивалей, теперь здесь планируют сделать парк отдыха, этакую "лечебницу души". По словам организатора фестиваля Николая Мартынова, в скором времени на поляне соорудят зимнюю эстраду, а дабы люди могли слушать музыку не замерзая, еще и домики. По замыслу должно получиться что-то типа турбазы с концертными верандами, максимально безопасной и комфортной. На озере задуман ледовый дворец, а в лесу лыжные трассы. На опасения, не повредит ли это природе и неформальному общению, организаторы заверили, что все атрибуты цивилизации делаются исключительно на благо человека. Что ж, поживем-увидим, сможет ли простой человек попасть на зимнюю "Грушу" и во сколько это ему обойдется. Кстати, в ближайшем времени организаторы планируют провести здесь фестиваль песни городов "Городская песня", спортивные праздники, лесные концерты и туристические слеты.
Как бы то ни было, организация нынешнего фестиваля, несмотря на все недостатки, прошла на высоте, есть чему поучиться нашему Айшинскому фестивалю бардовской песни. Например, санитарно-гигиенические нормы были соблюдены безупречно – на фесте работали биотуалеты, хоть и платные, но необходимые, видели мы и аккуратные умывальники, и места, где можно было набрать питьевую воду. Лесники завезли относительно недорогие дрова, были в наличии и колышки для палаток, значит есть шанс, что лес вокруг фестивальной поляны в ближайшее время не вырубят. Слаженно и спокойно работала милиция и медпункт, к счастью, и туда и туда обращались нечасто. Кроме того, на территории расположилась автостоянка, на пляже дежурили спасатели, любой желающий мог получить карту фестиваля, дабы лучше ориентироваться среди всех этих благ цивилизации. Как никогда слаженно работал Пресс-центр. Но, пожалуй, изюминкой фестиваля, которую приготовили организаторы гостям, стал гигантский знак из живых цветов на Горе, изображающий гитару с символикой 35ого Грушинского фестиваля.
—Организация в этом году мне понравилась, поэтому я и согласился принять участие в фестивале, — высказал свое мнение в адрес организаторов бард Александр Дольский. — В песне должен быть не только смысл, но и поэзия, которой так не хватает большинству современной музыки. Именно поэзия отличает действительно хорошего барда от поп-исполнителя. В песнях Окуджавы, Визбора, Высоцкого поэзия есть. Появляется ли что-то новое? Мы, старое поколение бардов всегда пели бесплатно, нам просто в голову не могло прийти брать за это деньги. Сейчас же поэтов-бессеребреников очень мало. Имена-то есть, но не те. Хотя, сегодня фестиваль повернулся лицом к людям, и потому появилась надежда.
Конечно, у всего есть и обратная сторона, на которую не перестают жаловаться скептики – это и тотальная коммерциализация фестиваля, и засилие рекламы, огромное торговое пространство, относительно высокие цены и, как следствие, присутствие людей, которые о бардовской песне имеют самое отдаленное представление. Но это — атрибуты любого масштабного действа. Согласитесь, было бы гораздо хуже, если б фестиваль, бывший на грани гибели, зачах совсем. Уже сейчас намечается опасная тенденция — если в прошлом году сюда приехало более ста тысяч человек, то нынче – чуть меньше пятидесяти.
Сегодня главная наша задача сохранить уникальный фестиваль любой ценой. Уже хорошо, что бизнес начал вкладывать ресурсы в музыку. Насколько это удалось, судить многочисленным гостям фестиваля. Грушинский можно любить или не любить, безусловно одно — это уникальное явление Российской и мировой культуры. Его значение для существования авторской песни как жанра, трудно переоценить. Мы все знаем Грушинский как альтернативу попсе, участники здесь традиционно живут в палатках, а не в вип-домиках, готовят на примусах, поют у костров и свободно перемещаются по фестивальной Поляне начиная от Горы и заканчивая Волжским пляжем. Грушинский есть — такой, каким мы его любим, каким он запомнился с раннего детства и каким мы хотим оставить его детям. По сути, нас не должно волновать, сколько это стоит и есть ли от этого прибыль. Главное – фестивалю быть. Так отбросим лишние слова, и пусть останется только девиз 35ого Грушинского – "Поэзия. Гитара. Голос".
|
© bards.ru | 1996-2024 |