В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
25.10.2002 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) |
Авторы:
Коровин Андрей Источник: http://www.poezia.ru/ http://www.poezia.ru/ |
|
...Ах, эти девочки в АП или Шоу продолжается!!! |
Подведены итоги Московского конкурса Авторской Песни, Межвузовского фестиваля АП, 5-го детско-юношеского фестиваля АП и ежегодного Московского фестиваля студенческого творчества "Фестос-2002" по номинации "Бардовская песня". Отчётные концерты состоялись 9 апреля в большом зале Политехнического музея, 21 апреля в ДК им. Горбунова и 23 апреля в ДК МГИМО. Поскольку мне довелось присутствовать на всех этих концертах, хотелось бы высказать некоторые замечания по поводу тенденций, наметившихся в последнее время в нашем самом интеллектуальном и духовном жанре всех времён и народов.
Лично у меня возникает ощущение, что сегодня хорошие песни пишут исключительно хорошенькие, молоденькие девушки, неплохо владеющие гитарой и голосом. Благо именно они в последнее время становятся лауреатами наших уважаемых фестивалей. Я имею ввиду Ксению Полтеву, ставшую в свои 18 лет вначале лауреатом Московского межвузовского фестиваля, а затем – лауреатом Грушинского. Я имею ввиду Киру Малыгину, ставшую в свои 18 лет лауреатом "большого", взрослого Московского конкурса. Да и не только. Не мной подмечено, что в последнее время эмансипация проникла в искусство решительно и кажется даже, что бесповоротно. Ну скажите мне, дорогие мои, насколько серьёзной может быть поэзия у 18-19-летней девочки? Наверное, ровно настолько, насколько она начитана и воспитана родителями. Да, любому таланту надо дать шанс развиваться. Но не надо забывать, что в искусстве вообще женщины оставляют свои следы в лучшем случае в 5 % случаев. Какие женские имена в поэзии нам оставил ХХ век? (я имею в виду Большую Поэзию, а не литературный процесс, в котором женских имён хоть отбавляй). Ахматова, Цветаева. Дальше – сложно. Допустим, Новелла Матвеева и Юнна Мориц. Хотя кто-то возразит мне и назовёт другие имена. Ну да история нас рассудит. Но всё равно: четыре имени. Ну пять. И то, мне кажется, многовато... Какие женские имена оставила нам Авторская Песня? Та же (уже безоговорочно) Новелла Матвеева и её тезка Вера Матвеева. Дальше – тоже сложно. Допустим опять, что – Вероника Долина и ? (знак вопроса). Представляю, сколько поющих женщин, читающих эти строки, меня возненавидят. Трудно объективно судить живых. Ещё труднее сохранять объективность по отношению к умершим. Но пусть у нас будет мужской разговор. Давайте попробуем поговорить по Большому Счёту.
Что движет убелёнными сединами членами уважаемых жюри, которые делают этих девочек лауреатками? А скажите, дорогие, какой мужчина устоит перед обаянием молоденькой хорошенькой девушкой, которая способна лучше вас играть на гитаре и к тому обладает нежным голосочком? Ну разве что полный кретин! К тому же такая девочка – вряд ли реальный конкурент в будущем. Об этом, думаю, тоже не забывают уважаемые члены жюри. Сегодня конкуренция в жанре приобрела настолько нездоровые формы, что писать об этом грустно. Но необходимо. Если в застойные годы конкуренция среди бардов и была, то преимущественно за сердца слушателей. Сегодня же, когда АП стала вполне коммерческим жанром, приносящим вполне реальные прибыли, конкуренция идёт прежде всего за кошельки наших дорогих слушателей. Появились в АП свои кланы, крепко "держащие" свой кусок пирога.
Самый "жирный" на сегодня кусок, по моим представлениям, "держит" компания, работающая по проекту "Песни нашего века". Проект этот, придуманный, если не ошибаюсь, Никитиным и Ивасями, и неожиданно для его придумщиков ставший суперкоммерческим, создал у бардов мнение, что жанр вполне может приносить хорошую денежку. И понеслось. Появились "Песни нашего века-2". Когда это хоровое пение стало совершенно неприличным, Никитин ушёл из проекта, хлопнув дверью. Ещё раньше по неизвестным для меня причинам ушёл из проекта Митяев. Впрочем, Олег как раз и не нуждается в дружеском вое на луну для зарабатывания денег, ему хватает своих концертов. Но уход Никитина не стал концом проекта. Берковский подхватил упавшее было золотоносное древо, освежил команду и выпустил "Песни нашего века-3". Хоровое пение от альбома к альбому стало всё более заунывным. Забавно наблюдать, как те же господа барды вопреки всем законам коммерции работают на параллельный проект – "Время наших песен", где поют почти те же песни, но сольно. Получается это у них куда лучше. Хотя какой-либо идеи у параллельного проекта нет. Там могут соседствовать песни Визбора в его исполнении и аранжировках "Грассмейстера" (вариант проекта, осуществлённого не так давно г-ном Тарасовым) с вполне реальными Хомчик и Ко.
Ещё один сладкий кусок пирога – московское бард-кафе "Гнездо глухаря", первое в истории АП, но далеко не последнее. Нынешний арт-директор "Гнезда" Виктор Забашта поначалу пытавший раскручивать в кафе молодых и не очень, но интересных ему авторов, быстро понял, что этим культпросветом на жизнь не заработаешь. К тому же молодые да резвые стали уж слишком бойко рвать свою долю изо рта добрых отцов. Пришлось провести чистку и остановиться на "классическом меню", состоящим из Городницкого, Никитина, Берковского, Суханова, Сергеева, Митяева с мелкими вкраплениями малоизвестных деликатесов в лице Раи Нурмухаметовой и др.
Прочие бард-кафе – тоже весьма сладкие кусочки для хозяев, но авторам приходится немало вкалывать, чтобы заработать многочисленными выступлениями на реальную жизнь. Здесь выручают гастроли и фестивали. Гастроли для нынешнего барда дело тонкое и хлопотное. Публика если и помнит кого-то из стариков, то в основном Городницкого и Никитина, а из молодых коммерческое имя имеет лишь Митяев. Впрочем, и гонорары его маленькими никак не назовёшь. Для города, не имеющего раскрученной бардовской площадки и хорошо воспитанной публики, собрать зал, скажем, на "живого классика" Луферова – сегодня реальная проблема. Зато фестиваль – это как правило междусобойчик людей, использующих ключевые имена в качестве пароля или теста на предмет "свой-чужой". Под фестиваль можно попросить денег у добрых властей или людей, когда-то маскировавшихся под скромных программистов и ходивших в походы, а теперь вышедших из тени и ворочающих неплохими финансовыми капиталами. Как заявил мне на днях уважаемый автор (не такой уж и известный за пределами столицы и своего уездного городка), нормальный гонорар за фестиваль в России для него – 300-500 у.е. Прощай, бескорыстная юность!
Хороший кусок в бардовском пироге составляет Грушинский фестиваль, из популярного места встреч подальше от чужих глаз ставший золотоносной жилой для организаторов всемирного бардовского шоу. Что только не делают организаторы для привлечения всё большего и большего количества гостей! Тут и авиационные праздники, заставляющие бардов покорно замолкать на фоне торжественного гула пролетающего над поляной самолёта, и съёмки телешоу – то ли "Что? Где? Когда?", то ли "Угадай мелодию", и футбольные матчи типа "Сборная молодого Правительства России против сборной престарелых российских бардов", и приглашение кинозвёзд, эстрадных певцов и т.д. и т.п. Не удивлюсь, если на Груше скоро появится сам Президент России и расскажет, как он любит авторскую песню и особенно Александра Розенбаума. Шоу продолжается!
Ну а причём тут девочки-то? – спросите вы. А при том, дорогие мои, при том. Какое шоу у нас обходится без девочек?
— Какой у нас формат? Ах, интеллигенция... Ну тогда – девочки одеты, проходят трёхмесячные гитарные курсы и курсы вокала – и вперёд! Текст? Текст можно заказать кому-нибудь... Митяеву, например. Какой у нас фестиваль? Грушинский... Ну что ж, 2 штуки за песню для лауреата... И найдите девочку покрасивей. Да, у нас сейчас курс на укрепление вертикали власти и образование молодёжи. Поэтому желательно москвичку и студентку приличного вуза – МГИМО, например. Так, какой у нас следующий фестиваль? Петербургский аккорд? Песню закажем Розенбауму. Хотя нет. Любимому барду Президенту не по статусу. Кто там у нас ещё из Питера? Дольский? Звоните Дольскому, да шоб завтра же была песня! Сколько? Ну, это же не Груша. Штуки хватит...
Это, конечно, фантазии. Впрочем, боюсь, что они недалеки от истины. Да, помню, помню... мораль... Девочек жалко. Вспомните хотя бы судьбу Ники Турбиной, господа жюристы! Что будут делать эти девочки, когда песенки кончатся и начнутся суровые женские будни?
Искренне Ваш, АК
Апрель 2002 г.
Статья перепечатана газетой "Бард`Art" № 6, 2002.
|
© bards.ru | 1996-2024 |