В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

15.02.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Высоцкий Владимир Семенович
Авторы: 
Городницкий Александр Моисеевич

Источник:
материалы ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1998
 

Владимир Высоцкий – предтеча отечественных постмодернистов

Чем больше времени отделяет нас от безвременной гибели Владимира Высоцкого, тем более отчетливо обозначается масштаб его роли в формировании народного самосознания в глухую эпоху семидесятых. Кем он был прежде всего — артистом, певцом, бардом, поэтом?

 

Неповторимость его хриплого голоса многие склонны относить в первую очередь к актерским талантам. Мне же представляется, что неповторимость Владимира Высоцкого, органически соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит, прежде всего, в его авторской самобытности как ПОЭТА.

 

Слово звучащее ничуть не ущербнее слова напечатанного или написанного на бумаге. Тем не менее, до сих пор бытует высокомерное отношение "печатных" поэтов к авторской песне в целом и к Высоцкому как к одному из ее наиболее ярких представителей.

 

Заслуга Высоцкого как поэта прежде всего в том, что он смело ввел в литературу яркий и сочный, многозвучный и мусорный язык улицы, все многообразие различных слэнгов — от блатарей до спортсменов. Его песенные стихи, несмотря на их внешнюю обманчивую простоту, сложны и по смысловому, и по метафорическому наполнению, полифоничны. Сложные песенные строки Высоцкого с изысканнейшими четырехстопными и дактилическими рифмами поются на свободном дыхании и звучат как естественный разговор. Наряду со звучными и неожиданными ассонансами и метафорами Высоцкий как настоящий художник стремительно развивает сюжет на лаконичном песенном пространстве. Его герои точно и выпукло обозначены даже в самых, казалось бы, скупых диалогах. Наконец, Высоцкий, помимо чисто литературной одаренности, обладает главным качеством, необходимым для настоящего поэта: он — яркая личность с нестандартным мышлением, что не мешает ему разговаривать на общедоступном языке и быть "своим" для самых разных категорий слушателей.

 

Именно неповторимость Высоцкого как поэта и личности делают заведомо невозможными все многочисленные попытки его эпигонов подражать ему. Его поэтическая интонация уникальна. Вместе с тем, как поэт, он во многом явился предтечей модернистов и постмодернистов.

 

Вместе с тем яркость и самобытность его творчества не могли не стать истоками других творческих направлений. Так, очевидно, что В. Высоцкий во многом явился предтечей, определившем направление развития отечественного постмодернизма в поэзии 70-х. (Это утверждение будет проанализировано в докладе на примере такого типичного представителя русского поэтического постмодернизма 70-х, как Д. Пригов).

 

Масштабы и уникальность поэтического творчества Высоцкого неоспоримо обеспечивают ему достойное место в отечественной словесности.

 

1998 г.

 

 © bards.ru 1996-2024