В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

14.02.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Высоцкий Владимир Семенович
Авторы: 
авторы не указаны...
 

"Ах, если б время я имел... я столько бы сказал": в День рождения Владимира Высоцкого

Сегодня исполняется 64 года со дня рождения Владимира Высоцкого. К этой дате приурочено открытие выставки "Мой Гамлет" в Государственном культурном центре-музее. Выставка рассказывает об истории воплощения Владимиром Высоцким одной из самых великих и сложных ролей мирового классического репертуара.

 

Премьера спектакля "Гамлет" с огромным успехом прошла в театре на Таганке 30 лет назад, в ноябре 1971 года. Своим ошеломляющим успехом спектакль равно был обязан как Владимиру Высоцкому, так и руководителю театра "На Таганке" Юрию Любимову, художнику Давиду Боровскому и композитору Юрию Буцко.

 

Владимир Высоцкий: непредсказуемый и великий. "Златоустый блатарь", как писал о нем Андрей Вознесенский, оставил след в истории развития культуры всей страны, его боготворили, ему завидовали, любили и ненавидели. Чем больше времени проходит со дня его гибели, тем больше хочется узнать о нем, конечно же, от тех, кто знал его. Алла Демидова – актриса театра "На Таганке", партнер, большой друг Владимира Высоцкого, вспоминает:

 

"После душного летнего спектакля „Гамлет" мы, несколько человек, поехали купаться в Серебряный бор. Не было с собой ни купальных костюмов, ни полотенец, вытирались Володиной рубашкой. А поодаль в удобных дорожных креслах, за круглым столом, накрытым клетчатой красной скатертью, в разноцветных купальных халатах сидели французы и пили вино. Было уже темно, а они даже не забыли свечку, и эта свечка на столе горела! Мы посмеялись: вот мы у себя дома, и все у нас так наспех, а они – в гостях, и все у них так складно, по-домашнему...

 

Упрекают нас, работавших с ним вместе, что не уберегли, что заставили играть в предынфарктном состоянии. Оправдываться трудно, но я иногда думаю: способен ли кто-нибудь руками удержать взлетающий самолет, даже если знаешь, что после взлета он может погибнуть... Его несло. Я не знаю, какая это сила, как она называется. А он знал о своем конце, знал, что сердце не может вынести этой нечеловеческой нагрузки и бешеного ритма. Но остановиться не мог. От него всегда веяло силой и здоровьем. На одном концерте как-то он объявил: "Мои похорона", в зале раздался смех. После этого он запел: "Сон мне снился..."

 

Тема жизни и смерти – тема "Гамлета". Спектакль у нас начинался с того, что выходили могильщики, рыли могилу, бросая настоящую землю на авансцене, откапывали череп... А заканчивался словами Гамлета-Высоцкого:

 

Ах, если б время я имел...

Но смерть – тупой конвойный

И не любит, чтоб медлили...

Я столько бы сказал!..

Дальше – тишина...

 

На гастролях за границей мы посмотрели фильм Бергмана "Бал шутов". Там есть одна сцена, где актер очень натурально играет смерть. После фильма я заметила, что актеру опасно играть в такие игры – это трясина, куда засасывает... Высоцкий со мной не согласился, сказал, что все люди смертны, все когда-то умрут, просто у каждого свой срок. А через какое-то время я прочитала в его стихотворении "Памяти Шукшина":

 

Смерть тех из нас всех прежде ловит,

Кто понарошку умирал...

 

Его предощущение смерти... Когда-нибудь аналитик-литературовед проследит связь между такими, например, строчками: "Когда я отпою и отыграю", "Я в глотку, в вены яд себе вгоняю", "Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт", "Устал бороться с притяжением земли" или в "Кате-Катерине": "Панихида будет впереди..." Или – "Не поставят мне памятник где-нибудь у Петровских ворот". Я уж не говорю о его прекрасном провидческом стихотворении "Памятник".

 

Он жил на юру и похоронен у самых ворот при входе на Ваганьковское кладбище. Вначале было жаль, что на таком открытом месте мы его хороним. Но сейчас я понимаю, что, наверное, лучшего места не сыскать. На этом кладбище лежит много хороших людей. Я часто думаю, вот бы им собраться, поговорить и попеть вместе. Потому что все люди – поющие, кто горлом, кто сердцем. Есенин, Шпаликов, Даль, Дворжецкий, Высоцкий..."

 

28.01.2002 г.

 

 © bards.ru 1996-2024