В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

26.01.2009
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
  - История АП (исторические обзоры, воспоминания, мемуары)
Авторы: 
авторы не указаны...

Источник:
Из материалов Дней Самодеятельной Песни, 1983 г., КСП "Поиск", г. Владивосток. Архив КСП "Поиск" (г. Владивосток), машинописная копия. Материал предоставила Потапова О. Ю.
 

Пресс-конференция КСП "Поиск"

С. Р.:

Сегодня в нашей программе клуб самодеятельной песни "Поиск" ДВПИ. Начнем с небольшого рассказа о клубе и последовательно введем вас в курс. Клуб создан в октябре 77 года, т.е. клуб еще довольно-таки молодой, если тут выступали клубы, которым уже по 10 лет, и присутствуют клубы, которые только что родились, мы занимаем промежуточное положение. Клуб создан в октябре 77 года как небольшой факультетский коллектив, правда, очень быстро, буквально за два-три месяца, создатели почувствовали необходимость расшириться, сил небольшого геологического факультета было недостаточно: ни людских резервов, ни творческих возможностей и т. д. и т. д. Поэтому клуб стал называться институтским, было принято небольшое положение на заседании комитета комсомола и студенческого профкома ДВПИ. На основании этого положения клуб просуществовал почти четыре года, после чего было разработано новое положение, на котором я остановлюсь позже. Как развивался клуб эти четыре года. Поначалу это была одновременно работа на себя и внешняя: на себя в каком-то смысле — в том смысле, что собравшиеся здесь ребята в области самодеятельной песни, в области клубов ничего не знали. Но нам повезло, мы были не одиноки, в то время существовал образовавшийся на несколько месяцев раньше городской клуб самодеятельной песни при Доме ученых, в него вошли сильные товарищи, знакомые с движением самодеятельной песни по другим городам, т.е. у нас было на кого в определенном плане равняться, у кого спросить, кроме того начинал работу Совет молодежных клубов, вначале это был клуб "Дальтерпсихора", — они приглашали бардов и, кроме того, там можно было получить любые консультации, какие толчки, намеки на дальнейшую работу. Большую помощь оказал выступавший здесь Борис Мездрич, некоторые формы работы были предложены им, что-то мы придумали сами, что-то взяли из опыта других клубов, с которыми постепенно знакомились. Итак, существовало два клуба, один из них — наш. Чем мы занимались. Мы сразу же через полгода провели свой первый фестиваль, это был не совсем фестиваль — конкурс первый, вот будет пятый. Что можно отметить, в дальнейшем, проводя ежегодно фестивали: к нам приходит основное количество новых ребят, т.е. состав пополняется за счет этих фестивалей среди студентов. Даже "Приморские струны" такого толчка не дают, т.е. свой собственный мини-фестиваль или конкурс поставляет нам людей, дает толчок к деятельности. И предыдущие рассказчики отмечали, что при подготовке фестиваля существует некоторый подъем, после чего начинается спад, поэтому мы сделали так, чтобы этот подъем был не единственный раз в году. Далее: мы принимали участие во всех фестивалях, начиная с 78 года, фестивалях и конкурсах, проводимых в крае, это был конкурс самодеятельной, патриотической, гитарной песни "Юность моя — комсомол", который проводили Дом самодеятельного творчества и крайком комсомола, принимали участие в фестивалях в Арсеньеве, собственно, эти фестивали и дали толчок движению самодеятельной песни в Приморском крае в 76 году, во всех "Приморских струнах", наши ребята были в числе лауреатов, дипломантов всех этих фестивалей. Кроме того, благодаря помощи краевого комитета комсомола, института удалось побывать на различных фестивалях: Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск. Томск, Тында.

 

Итак, положение о клубе. Положение это было разработано в конце прошлого года, его титульный лист содержит такие вещи: представлено советом клуба "Поиск" такого-то числа, согласовано с комитетом комсомола ДВПИ, согласовано со студенческим профкомом ДВПИ, принято на заседании профкома, одобрено Координационным советом по культурно-воспитательной работе — это орган партийный при парткоме ДВПИ и последняя инстанция — "утверждаю" — ректор ДВПИ. Положение разработано на основании "Примерного положения клуба по интересам", о котором говорили — 1980 года.

 

Цели и задачи: Клуб самодеятельной песни "Поиск", созданный в ДВПИ в октябре 1977 года — творческий коллектив, объединяющий в своих рядах авторов, исполнителей, любителей самодеятельной (авторской) песни из числа студентов, преподавателей и сотрудников ДВПИ, а также учащейся и рабочей молодежи, творческой интеллигенции других вузов и предприятий г. Владивостока. Этот пункт был включен потому, что городской клуб практически бездействует уже несколько лет, его функции выполняем мы, кроме того, это подтверждает существующее положение, что почти что со дня основания клуба в наших рядах оказались студенты других вузов. Цели и задачи клуба самодеятельной песни ДВПИ "Поиск": активное участие в коммунистическом строительстве в нашей стране, выработка у всех членов клуба активной жизненной позиции, содействие развитию их организационных и творческих способностей, инициативы и высокой общественно-политической активности путем широкой пропаганды лучших образцов самодеятельной песни, в которых раскрываются лучшие черты характера советского человека; борьба с мещанским, потребительским отношением к жизни, искусству, приобщение через самодеятельную песню к сокровищнице мировой культуры, формирование у членов клуба высоких моральных качеств и эстетических вкусов. Это был первый раздел "Цели и задачи". Второй — "Организационно-финансовый статус". Организационно КСП "Поиск" входит в состав студенческого клуба ДВПИ, деятельность КСП "Поиск" контролируется Координационным Советом по культурно-воспитательной работе, комитетом ВЛКСМ и студенческим профкомом ДВПИ. Для работы КСП "Поиск" отводится, согласно решению Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Владивостока номер такой-то от такого-то числа помещение чердачного этажа в доме №35 по ул. Пушкинская, стр. I. Финансирование работы клуба самодеятельной песни "Поиск" осуществляются по статьям расходов, кратко: заработная плата президента клуба, заработная плата секретаря совета, оплата поездок за пределы г. Владивостока, оплата руководителей вокальной студии и школы игры на гитаре (разовые приглашения), оборудование для фотолаборатории, фонотеки, концертных выступлений, издательские расходы, печатание афиш, сборников песен, фестивальных буклетов и т.п., подписка на газеты и журналы, расходы по эксплуатации помещения КСП "Поиск" — это восемнадцатая статья, в пределах сметы клуба ДВПИ. Расходы по фестивалю самодеятельной песни ДВПИ — профком ДВПИ. Финансирование осуществляется согласно сметы, составляемой ежегодно и согласованной со всеми перечисленными выше организациями.

 

Текущее руководство работой КСП "Поиск" осуществляет совет клуба из девяти человек, избираемый на общем собрании клуба. Совет клуба избирает из своих рядов президента клуба — председателя совета. Президент (председатель совета) К С П "Поиск" входит в состав правления студклуба ДВПИ. Оплата работы президента и секретаря производится согласно пункта 5.1 настоящего положения как руководителей кружков. Внутренняя организационная структура КСП "Поиск" и все изменения в ней утверждаются на общем собрании членов клуба. Лицами, материально ответственными за находящиеся в распоряжении КСП "Поиск" ценности, являются: за помещение, оборудование, которое числиться на балансе клуба, отвечает заведующий клубом ДВПИ, и перед ним несу ответственность я как президент. Оборудование, экспонаты музея и т.д. — имущество клубное — ответственный президент клуба. Третий раздел: формы и методы работы. Выбор форм и методов работы КСП "Поиск" определяется его целями и задачами. Клуб проводит работу, которую можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. К внутренним формам работы клуб относит учебу актива КСП, занятия с целью повышения исполнительского мастерства (вокал, гитара, элементы актерского мастерства), регулярные программы, музыкальные и литературные, проводимые в помещении клуба для его членов и т.п. К внешним формам относятся: все концертные программы, которые клуб показывает перед большой аудиторией в институте, на предприятиях и в воинских частях Владивостока и Приморского края; организуемые и проводимые клубом "Поиск" фестивали и конкурсы самодеятельной песни; поездки на фестивали самодеятельной песни в других городах страны; поездки с агитбригадами по комсомольским стройкам; выступления на смотрах самодеятельного творчества ДВПИ; проведение экскурсий в музей самодеятельной песни при КСП "Поиск"; приглашение в г. Владивосток известных авторов и исполнителей самодеятельной песни из других районов страны; методическая и творческая помощь молодым клубам самодеятельной песни Дальнего Востока. Четвертый раздел: планирование работы и отчетность. План работы КСП "Поиск" на год детально разрабатывается советом клуба и утверждается общим собранием членов клуба к сентябрю каждого года. План работы КСП "Поиск" согласован с планами Координационного совета по культурно-массовой работе, комитета ВЛКСМ, профкома, Студклуба ДВПИ. Смета расходов КСП "Поиск" на предстоящий финансовый год составляется советом клуба и представляется для утверждения в Координационный совет по культурно-массовой работе, в профком ДВПИ одновременно с планом работы. Одновременно с планом работы совет клуба предоставляет ежегодный отчет о проделанной клубом работе за год. Ежемесячно совет клуба отчитывается перед общим собранием членов клуба о состоянии его работы. Пятый раздел: об изменениях в настоящем "Положении". Изменения в существующих пунктах настоящего "Положения" и новые пункты формулируются советом клуба или общим собранием членов клуба и принимаются на заседаниях организаций, перечисленных в пункте 3 настоящего "Положения".

 

Теперь немного о том, как мы добились своего помещения. Клуб закрепился окончательно в этом помещении и почти решил вопросы материального обеспечения после того как был издан приказ по институту №...от....помещение чердачного этажа в доме №35 по ул. Пушкинской в соответствие с решением Исполкома предоставить профкому ДВПИ для клуба самодеятельной песни "Поиск" и считать его филиалом студклуба, ответственность возложить на тов. Исаева, зав. Клубом ДВПИ. На основании таких документов: положение о профсоюзном клубе, принятое Министерством высшего и среднего образования СССР совместно с ВЦСПС от 3 августа 56 года. И Указ президиума Верховного совета СССР 27 ноября 71 года представление парткома, студенческого профкома, комитета ВЛКСМ ДВПИ. Еще существует решение Ленинского райсполкома о выделении нам этого помещения. Если интересно, я могу рассказать каким образом было получено это помещение. Дело в том, что сразу у нас не стояло никакого вопроса о помещении, когда нас было мало, мы пользовались одной из аудиторий геологического корпуса, т.е. у нас не было практически ничего и мы не ощущали никакой потребности, потом нас стало больше, появился магнитофон, поэтому мы, находясь в большой дружбе с туристским клубом института, стали эксплуатировать их помещение, их было много, нас меньше, они туда уже не вмещались, поэтому то помещение автоматически стало нашим. Это помещение было в спортивном корпусе ДВПИ. Но после того, как сменилось руководство спортивной кафедры, им не понравилось такое соседство и мы вынуждены были искать другое помещение и случайно вспомнили о том, что сейчас во Владивостоке производится активное переселение населения из подвальных и чердачных помещений в более благоприятные условия. В связи с этим здесь существует довольно большой фонд непригодной для жилья ж/площади, нашлось и это, для нас очень хорошее помещение, пустующее полтора-два года. Как мы добивались этого помещения. Мы выяснили, кто хозяин этого дома. Им оказался институт. Мы обратились в хозчасть, ректорат и т.д., но, как вы понимаете, эти организации не очень охотно берут на себя такие хлопоты, поэтому здесь дело встало. Мы уточнили еще раз хозяев, уточнили, что ни в этой, ни в следующей пятилетке дом этот не пострадает и пошли к Председателю Ленинского райисполкома, принесли ему о себе очень подробную справку, что мы из себя представляем, о своей работе, заручились поддержкой городского и краевого комитетов комсомола и общественных организаций института в соответствующих письмах, на основании этого они попросили ДВПИ, составить им письмо, мы правильно на это отреагировали и подготовили письмо за подписью ректора, председателя профкома, месткома, комитета комсомола, секретаря парткома ДВПИ и на основании этого письма было вынесено решение. Все сработало довольно-таки просто. 22 июля 81 года (через чуть больше месяца был фестиваль "Приморские струны") мы получили это помещение и сразу начали приводить его в божеский вид. И это помещение дало возможность по-новому планировать свою работу, внесло некоторые пункты в наше "Положение". Это "Положение" — больше перспективный план, т.е. не все формы работы мы осуществляем, но все хотим. Кроме того, такая борьба, так сказать, за жизненный простор отнимает много сил, т.е. у нас практически не остается времени на серьезную творческую работу, пока мы это не доделаем, потому что приостанавливать работу никак нельзя, т.к. сразу же возникает вопрос об использовании этих трехсот квадратных метров, т.е. все это должно оправдываться. Далее, мы не случайно внесли сюда пункт в раздел "Цели и задачи", пункт о жизненной позиции, активной жизненной позиции и участии в коммунистическом строительстве. Мы считаем, что цели комсомола и цели клубов по интересам не расходятся, а наоборот, клубы по интересам обязаны работать по линии комсомола.

 

Вот, кратко, что я хотел сказать, наши внутренние структуры около 50% на стадии, так сказать, планов, частично реализованные, висят в соседней комнате, мне самому они уже несколько не нравятся. Все уже имели возможность с ними познакомиться.

 

Крупные мероприятия, проведенные нашим клубом: фестиваль "Приморские струны" прошлого года, когда всю основную работу и черновую и др., начиная от составления положения, сценариев и т.д. взял на себя и не так уж плохо сделал КСП "Поиск" до того особой общественной активностью не отличившийся. Кроме того, пятый фестиваль ДВПИ — мы тоже сделали его традиционным, формула его проведения — это помогает и нам и, как мне кажется, дисциплинирует, воспитывает зрителя. Если бы вы побывали на концертах несколько лет назад и на этом, в общем-то, можно ощутить изменение зрительской аудитории, в отношении внимания, тишины, отношения к песне. Я, может быть не очень скромно, считаю это нашей заслугой. Вот практически все, что я хотел сказать, работа проделана колоссальная и параллельно клуб не перестал выступать на площадках, не перестал выезжать на фестивали, у нас нет сильных ярких исполнителей, например, как в клубе "Пьеро" Володя Брусенцов, нет таких ансамблей и в ближайшее время не предвидится, как "Секунда", в общем-то, мы пока не считаем это главным. Пока мы считаем главным создание коллектива единомышленников, а самодеятельная песня явилась для нас поводом. Но мы, конечно же, считаем, что основной была и остается все-таки она. Создание коллектива остается на первом месте. Это дает возможность приложения здесь своих сил, реализация всех своих возможностей, скажем, фотографам и т.д., любителям. Задавайте вопросы. Я перечислил все формы нашей работы, не все пока удается реализовать в связи с тем, что огромное количество времени и сил уходит на всевозможные организационные дела, строительные работы. Тем не менее, каждый вечер стараемся закончить кругом общения, что ли, песней. Например. Иногда количество концертов может кое о чем сказать: в некоторые недели прошлого года получалось так, что каждый день получалось до двух концертов, скажем, когда наступает напряженная пора: конференции и т.д. Мы, практически, не отказываемся от выступления на площадках, буквально при любой аудитории, хоть для нас имеет значение, кто нас будет слушать: студенты или учащиеся ГПТУ, мы стараемся выступать.

 

А. Быков:

Как вас принимает зал ГПТУ?

 

С. Р.:

Сначала смотрят довольно-таки скептически, потом теплее, мы стараемся не перегружать по времени этот концерт, лучше сделать насыщенную программу в течение часа и показать разные течения самодеятельной песни, потому что, скажем, человека абсолютно не имеющего отношения к песне можно туда привлечь песнями разными, а дальнейшее его совершенствование можно проводить в рамках клуба. Например, в позапрошлом году почти таким образом привлекли группу школьников, а сейчас они приличные люди.

 

Б. Л.:

Как вы готовите программы концертов?

 

С.Р.:

Получается по-разному, конкретно этот концерт, который вы видели, относится к разряду импровизаций, т.е. единственное что мы знаем: репертуар исполнителей, и, исходя из этого репертуара, мы может рассчитывать на любую из этих песен. Поэтому появляется возможность оперативно готовить программы, не зависимо когда мы увидим этого исполнителя. Бывает, что у бедных студентов возникают всякие трения, зачеты, сессии, т.е. мы в этом случае не теряем ничего. Если бы была у нас единая композиция, мы бы лишились человека. Потом постоянные выезды на площадки, там тоже практически не удается сохранять композицию. Нам удалось составить две программы, которые мы показывали несколько раз, это было во время выезда с агитбригадами крайкома комсомола по краю это было в 80-м году в апреле и после фестиваля "Приморские струны". Вторая была сделана вместе с челябинским клубом, первая отличалась очень здорово. Ведение программы обычно зависит от того перед какой аудиторией мы выступаем. Можно разделить: программа для тех, кто ничего не знает, для начинающих и для продолжающих, примерно как ваша школа гитары. Т.е. выходя на начинающих, мы большее внимание уделяем информации об авторах, о песнях, выходя на продолжающих, мы помним о том, что говорили в прошлый раз и продолжаем этот разговор. Программа построена в виде разговора на равных с залом, но мы постоянно стараемся вносить свое понимание песни, свои какие-то представления.

 

Б.Л.:

Я правильно понял, вам два раза удалось заранее подготовить программу?

 

С.Р.:

Нет, я имею в виду композиционно построенную, а так программу, не имеющую какого-то основного смыслового стержня практически всегда делаем за неделю.

 

Т. Б.:

Вы не делаете таких концертов, чтобы показать силу клуба, т.е. весь сильный состав без гостей, безо всех, чтобы показать, что мы можем.

 

С.Р.:

Делаем, на день рождения клуба.

 

Б.Л.:

Делаете ли вы платные концерты?

 

С.Р.:

Да, эпизодически делаем, в 80-м году, например, было три подряд концерта. Во-первых, чтобы выяснить, чего мы достигли за два года, чтобы узнать, какое количество народа мы можем собрать. Эти концерты были два года назад, тогда собрали 200 человек.

 

Б.Л.:

Что в перспективе — это понятно, а что сейчас реально кроме концертов?

 

С.Р.:

Библиотеку все видели, это заслуга Елены Сергеевны Хмелевой. Собрано солидное количество сборников поэзии. Мы подготовили два сборника для внутреннего пользования: сборник братьев Кинеров по тем концертам, которые мы слышали здесь и в Ташкенте, почти все Кинеры на уровне восьмидесятого года, кроме того у нас довольно тесный контакт с Юрием Черноморченко, некоторые его сборники имеются у нас. Комсомольск-на-Амуре уже имел по некоторым каналам действенную помощь по части сборников, это сборник Егорова, Круппа, Бокова. Это, так сказать, библиотекарская, литературная, деятельность. Шефские концерты на кораблях — это понятно. Наша встреча — это наша идея и подготовка полностью. Сейчас начинаем создавать музей самодеятельной песни, благо у нас есть возможность по площади, у нас имеется два зала, куда мы все это разместим, там планируется две экспозиции: первая — по основным вехам развития самодеятельного песенного движения за последние двадцать лет, ее истокам, движению самодеятельной песни в стране. Как это будет выглядеть чисто в зале: это афиши всевозможные с автографами, сувениры, призы и т.д., может когда-нибудь удастся повесить гитару Окуджавы на гвоздик.

 

Б.Л.:

Может, пошутим: нижняя челюсть сопредседателя московского клуба Чумаченко.

 

С.Р.:

Очень может быть. Второй зал будет посвящен движению самодеятельной песни на Дальнем Востоке и клуба "Поиск", нам кажется, это интересно. Это новая форма приобщения людей.

 

Т.Б.:

Ты говорил о повышении исполнительского мастерства: вокал, гитара, актерское мастерство, что-то делается?

 

С.Р.:

По гитаре пытались приглашать, но тут дело еще в том, что школы гитары в Москве, школа гитары в Томске — я не знаю — она направлена конкретно на аккомпанемент, нам пока не удавалось найти такого товарища, который помог бы нам в этом смысле. Мы находили руководителя классической гитары. Сейчас мы, в общем-то, вышли на такого человека и буквально скоро у нас будет приведена в порядок комната, для этого предназначенная. По вокалу есть принципиальная договоренность, тоже надо подготовить базу. Практически договоренности о возможности оплаты уже есть через профком ДВПИ. Сейчас видите, в каком состоянии находится клуб, это буквально было доделано 8-го марта. До этого здесь шли лихорадочные работы, можете себе представить, сейчас люди сидят и отдыхают душой и телом.

 

С.М.:

Очень хочется, чтобы ты ответил на вопрос по магнитофонной группе и о библиотеке, не как библиотека, а как текстотека, — она же входит туда.

 

С.Р.:

Да, она входит. Обычная система составления текстов: расшифровка фонограмм, тщательная их проверка на имеющихся дублирующих концертах, при возможности сверка у авторов. Сборник Булгакова у нас Сережа просмотрел, довольно скептически.

 

Б.Л.:

Какие сборники Черноморченко у вас есть?

 

С.Р.:

Кукин, Крупп, Егоров, Боков, сборники челябинцев: Гена Васильев и сборник челябинских авторов сборный. С Акелькиным был личный контакт, но в силу особенностей данного товарища была достигнута договоренность об обмене: туда мы везем местных авторов и получаем что-то от них.

 

С.М.:

А когда примерно будут готовы два этих сборника? В каком количестве вы их делаете?

 

С.Р.:

Они готовы, но не сшиты. Мы их не размножаем и не ставим перед собой такой задачи. Мы не издательство, мы не имеем право на издательскую деятельность, не являясь юридическим лицом. Это сборники для внутреннего пользования.

 

С.М.:

Каким образом нам наладить взаимообмен информацией, в том числе и библиотечной?

 

С.Р.:

Очень просто. Либо исходя из обоюдного интереса, либо без оного. Мы теплые чувства к Комсомольскому клубу питаем, поэтому у них сразу же появился Егоров и т.д. Это делается очень просто: по возможности печатается на машинке. Подготовка буклетов на фестивали в краевом центре, в частности у нас, производится таким образом: готовятся тексты песен, мы стараемся использовать изданные когда-то песни или вышедшие на пластинках, и включаем определенный процент песен местных авторов, песен, которые никогда нигде не издавались. После этого они относятся в отдел пропаганды крайкома комсомола, отдел пропаганды их согласует с отделом культуры крайкома партии после чего они по необходимости литуются в крайлите, но этот вопрос не всегда встает. Далее получается разрешение печатать на отдельных листах.

 

С.М.:

Вот эти образцы других клубов помогают нам делать у себя то же самое, и дает возможность ссылки на некий авторитетный источник.

 

С.Р.:

Еще своей находкой мы считаем форму проведения нашего фестиваля ДВП. Мы считаем, что эта форма (зрительское жюри) и дисциплинирует зал и делает его более активным по отношению к тому, что поется, как поется, кто поет. Мы отметили, что зрители, приходящие первый раз на самодеятельную песню, чисто интуитивно ухватывают то, чем, скажем, отличается самодеятельная песня от некоторых образцов эстрады, по зрительским откликам эстрадные песни иногда получали признание зрителей, но это было в тех случаях, когда это был уж очень яркий исполнитель или эта песня была как-то близка по звучанию, по форме к самодеятельной. Поэтому мы от этой формы не отказались, как-то ее совершенствовали, постепенно вносили что-то новое, и не собираемся отказываться.

 

С.М.:

Библиотека — да, а фонотека пока молчит.

 

С.Р.:

Фонотека начала создаваться буквально на пустом месте, когда мы собрались, у нас была очень плохая запись Дольского и Кукина, больше не было ничего. Но, как я уже сказал, здесь существовал клуб самодеятельной песни, а этот клуб не имел фонотеки, не записал на свой магнитофон не единого концерта, но эти концерты, которые проводили они, проводила "Дальтерпсихора", они кем-то писались, вот с поиска этих людей, с каких-то контактов с ними началось строительство фонотеки. Кроме того, здесь существует городской клуб туристов, клуб спелеологов, там тоже имеются люди, которые этим увлекаются, свои фонотеки, записи собраны, разного качества, правда; часто концерты пишут выборочно. В первые же поездки на какой-то фестиваль завязываются контакты в этой области, кроме того, мы стараемся привозить эти пленки оттуда. Надо сказать, что так четко работает фонотека как сейчас — это довольно недавно она начала — уже ощутимая польза от этой встречи для нашего клуба и для многих здесь присутствующих.

 

С.М.:

Меня интересует еще чуть глубже: это мой любимый сектор — я объясню несколько пространно: все, что происходило в клубе за этот год я писала на магнитофон, фактически каждый четверг старалась записать, смотрю, вы делаете то же самое. Что вы делаете потом вот с этими фонограммами. Они у вас сохраняются в архиве или вы их сразу же обрабатываете, или вы оставляете запись как запись со всеми шумами и разговорами, или выборку делаете только песен, если вам нужно составить фонограмму песенную. Как сейчас к этому подошли?

 

М.Б.:

Пишется обычно, когда приезжают во время фестиваля гости: пишется с целью получить какие-то новые песни, что-то новое почерпнуть и оставить на память. В общем-то, вечера полностью сохраняются, выборка фактически не делается, в общем-то, будет делаться, но сохраняться все равно будет.

 

С.М.:

Т.е. архивный первоисточник будет сохраняться.

 

С.Р.:

Есть единственное "но" — это требуемое немалое количество километров пленки.

 

С.М.:

На это приходится идти.

 

С.Р.:

Концерты авторов мы пишем полностью со всеми разговорами. Дубли делаются сокращенные, либо полные, смотря для каких целей. Кроме того, у нас пока разрешено пользование фонотекой членам клуба и коллективным членам, которыми являются молодые клубы: ДВВИМУ, мединститута, университета, мы, в общем-то, не закрываем двери в свою фонотеку.

 

С.М.:

Кто захочет, тот и переписывает?

 

С.Р.:

Нет, не кто захочет: от них приходит один человек, он имеет право взять пленку только на определенный срок.

 

С.М.:

А с этим клубом, с которым я познакомилась на вечере Высоцкого, вы никак не контачите? Клуб филофонистов?

 

С.Р.:

Нет, они нам почему-то не нравятся.

 

С.М.:

Почему у меня возникает такой интерес; я рада, что у нас по фонотеке точки зрения совпадают, потому что двадцатилетний стаж мой дает право сказать, что сейчас поиск первых записей, тех, когда мы начинали, — дело очень огромного труда. У меня, например, записи с 68 и 64 года сохранились и я теперь их восстанавливаю, потому что это не просто архивная интересная запись, это история, поэтому ты делаешь очень нужное дело и через двадцать лет, когда мы с тобой встретимся, скажешь: Вы были правы.

 

С.Р.:

Кроме того, значительное внимание мы уделяем внутреннему моральному климату, это тоже более желаемое, чем действительное, в общем-то, мы сошлись на том, что это очень важная деталь работы клуба, особенно для такого клуба как мы. Мы не такой клуб, как в Москве, где собственно клубами, представляющими тесный дружеский коллектив, являются кусты и даже группы. С этой точки зрения нам близки некоторые выводы Ланцберга, с которыми можно было познакомиться там, в газете, в нашем разговоре, который вывешен на всеобщее обозрение. Группа "Е" в анкете — это то, к чему мы хотим прийти, то есть тот момент реактивности, о котором говорит Ланцберг.

 

С.М.:

Вам повезло, вы прослушали, поговорили, пообщались: прочитать газету в данной ситуации практически нет минуты.

 

С.Р.:

Намек понят.

 

С.М.:

Нет, спасибо, я не об этом. Я хотела бы почитать.

 

С.Р.:

Да, я вскользь останавливался на агитбригадах, мы считаем, что это очень интересная форма для клубов самодеятельной песни, а некоторые клубы, вновь образующиеся, этого боятся, например, в Керчи, даже несколько странно.

 

С.М.:

А причина?

 

С.Р.:

Мол, затаскают там, ездить по фермам — все понятно. Но с другой стороны, мы выступали: вторая наша агитбригада прошла в горнодобывающем районе — Кавалерово, оловорудный район и Дальнегорск, центр добычи цветных металлов. Выступали, в общем-то, перед такой пролетарской аудиторией и, надо сказать, что прием был довольно теплый, тем более, что до этого там проехали Долина и Смирнов, и тоже были приняты довольно неплохо. Т.е. это тема разговора. Который был вчера: прием зависит от отношения тех, кто поет: либо это будет свысока, либо это будет заигрывание с залом, либо это будет разговор на равных. К залу надо относиться уважительно всегда, сколько бы народу ни пришло вас слушать, какой бы ни был контингент. Как утверждают, нам удалось даже выступить перед "химиками", знаете, что это такое, говорят, они там тоже были. И ничего.

 

С.М.:

"Химики" — это более благодатная аудитория, чем ГПТУ.

 

С.Р.:

Но мы им не пели ни единой песни, которая бы...

 

С.М.:

Ну, понятно.

 

Б.Л.:

Какие формы работы с новичками?

 

С.Р.:

Это, прежде всего — приглядывание, мы не закрываем двери никому, вход свободный. Чем он может здесь закрепиться: если ему подходит тот климат, который существует в клубе, он остается, если нет, он уходит, причем, среди этих товарищей есть и поющие, и перспективные, и абсолютно неперспективные. Все прекрасно уживаются и находят возможности применения себя в коллективе.

 

Б.Л.:

Формы нашей работы с ними.

 

С.Р.:

Нашей?

 

Т.Е.:

Когда ребята приходят, мы их проводим по клубу, показываем, рассказываем, потихоньку начинаем вовлекать в какие-то дела.

 

С.Р.:

Если человек поет, вовлекаем в концерты, не самого высокого ранга и не сразу. Когда он освоит наш репертуар, те песни, которые мы поем, он постепенно выходит и на сцену.

 

Т.Е.:

Благодатный такой момент, когда человек начинает входить в коллектив — это поездка на фестиваль, вот он съездит — и он уже наш человек.

 

С.Р.:

Не просто съездит, поработает. Совместная работа — это и есть тот самый фактор, который сплачивает коллектив.

 

Г.:

Те, кто к вам приходит — это, в принципе, случайные люди, которые не поют, могут петь, могут еще как-то. А как вы ищите тех, которые уже поют, со способностями, чтобы их привлечь?

 

С.Р.:

Для этого мы проводим конкурсы, а потом их участников привлекаем в клуб.

 

Г.:

А теряется сколько-нибудь?

 

С.Р.:

Обязательно. Грубо говоря, получается, что один на 7-8 остается, но, тем не менее, вы видели, сколько прошло человек через это дело и сколько сохранилось, порядка сорока человек; на которых можно положиться — двадцать человек на сегодня.

 

С.М.:

Расскажи о поющем активе и активе клуба.

 

С.Р.:

Так, поющий актив: — раз, два, три, четыре, четыре... ну, как поющий, у нас постепенный переход от поющих к не поющих.

 

С.М.:

Поющие, кто может выйти с гитарой на сцену.

 

С.Р.:

Поющих где-то 6-7 ребят плюс привлекаются из остальных за пределами актива, с моей точки зрения, поющих еще примерно столько же.

 

С.М.:

Инициативная группа клуба.

 

Т.Е.:

Человек двадцать.

 

Б.Л.:

Это не корректный совершенно вопрос: что значит поющий человек, кто предъявляет этот уровень.

 

С.М.:

Я совершенно конкретно говорю, потому что вот она — не поющий член клуба. Потому что она все свои силы направляет совсем в другое русло для клуба.

 

Т.Е.:

Половина.

 

С.М.:

Хорошо, я могу вам сказать, что я имею в виду: из кого вы могли бы составить агитбригаду.

 

Т.Е.:

В агитбригаду у нас все ездят.

 

А.П.:

Как вы сами относите свои возможности творческие и организационные?

 

С.Р.:

Возможности организационные: я могу сравнить подготовку и проведение "Приморских струн" прошлого года, это шло, в общем-то, туго, когда человек пробегал с оформлением бумаг для изготовления вымпелов, пробегав неделю, в конце концов, выясняет, что надо выписать счет, представляете уровень подготовки; и подготовка этого, здесь я в принципе не касаюсь практически ничего, что при предварительной подготовке было возложено на других ребят, они справляются сами, после этого семинара мы тоже разберемся, у нас есть очень много промахов и провалов и постараемся извлечь оттуда кое-какие выводы. Возможности творческие. Мы делали несколько программ тематического плана. Это были посвящения Городницкому и Сухареву, их песням и поэзии. При этом мы пытаемся уловить основной характер поэзии того же Сухарева, мы взяли за основу тепло его стихов, простоту, связанную с тем, что они вышли из реальных жизненных ситуаций, и в то же время глубину, и как-то остановились в программе на этом, использовав не все его песни, которые существуют, только выборочно, как-то скомпоновав и получив такую небольшую 45-ти минутную программу. То же самое там.

 

А.П.:

Понятно, я говорил об оценке, о собственной критической оценке, параллельно у вас идет? Что у вас лучше получается?

 

С.Р.:

На сегодняшнем этапе у нас получается одинаково. Есть колоссальные недоработки и в оргработе и в творческой. Я говорил, что в принципе, в любой момент способны очень разными силами дать примерно одинаковый концерт перед любой аудиторией. Насчет взаимозаменяемости участников и примерно одинакового их уровня, что не является хорошей чертой, так сложилось, что у нас особо ярких звезд нет (есть неплохой дуэт), у нас они появлялись, но по разным причинам ушли.

 

А.П.:

По некоторой стандартной схеме вы знакомы с многими клубами страны и там такой вопрос развивается: как вы оцениваете себя по сравнению к другим клубам?

 

С.Р.:

Это, вообще-то ваша задача оценить нас.

 

А.П.:

Фестиваля не было, мы еще ничего не видели.

 

С.Р.:

И тем не менее, я могу сказать, что уровень исполнителей на фестивале "Приморских струнах" и тех, что я успел прослушать на этот, в общем-то не ниже тех фестивалей, которые бывают. Потом обычно в прослушивании участвуем мы сами, и участвует большое число каэспешников, здесь, на "Приморских струнах" не проходят такие номера, как в Ташкенте в 80-м году, где из четырехчасового концерта можно было полтора часа убрать. Уровень и авторы довольно приличный. Это было отмечено и Берковским на последнем фестивале: было отмечено два момента — довольно высокий уровень и необычайно восприимчивая аудитория.

 

Е.С.:

Что там говорить, творческий уровень у нас еще низкий.

 

Б.Л.:

Товарищи, надо сначала определить по какому критерию, а потом говорить.

 

А.П.:

Зрительских критериев.

 

С.М.:

Нет.

 

С.Р.:

Мы стараемся на концертах компенсировать то, чего у нас не хватает профессионально именно созданием атмосферы, теплой такой.

 

С.М.:

Я понимаю в ответ на ваш разговор, что у всех зрителей одинаковый критерий. Дело все в том, что в критерии зрителя к артисту и критерий зрителя к нам, как к соучастникам действа разный. Мы, когда делаем концерт, мы выходим и зрительный зал вовлекаем в орбиту своего сплочения, "возьмемся за руки друзья" не случайно наш гимн.

 

А.П.:

Вот вы и назвали критерий.

 

С.М.:

Это самый основной критерий. Когда выходит на сцену артист, то зритель уже созерцатель, он уже не может войти в орбиту того, что ему рисуют.

 

А.П.:

Я не............................, вы его сами назвали, критерий, о котором я говорю, что он................почти. Когда вы отдаете душу — вот он критерий, только чтобы это было внятно и воспринималось.

 

С.М.:

Все-таки уровень немножко разный, но ладно.

 

Т.Б.:

Мы все понимаем, что надо повышать уровень.

 

С.М.:

Нет, мы просто говорим о разном.

 

Е.С.:

Возможности творческие еще не используются, у нас явно все способны на большее.

 

А.П.:

Вот вопрос был направлен в эту сторону. Какие у вас возможности выявления? Я хочу подробно.

 

Е.С.:

Занятия вокалом.

 

С.М.:

Насколько я понимаю, их настолько задавили хозяйственные вопросы, что они поют после того, как они наработаются, это все их творческие дела, это грубо очень говоря. Т.е. они настолько вкалывают чернорабочими, что пока говорить о творчестве они просто не могут.

 

С.Р.:

Мы стараемся относиться к этому как к равному, мы считаем равные стороны деятельности: сплочение людей, создание каких-то ценностей и материальных и духовных в очень уважаемый момент.

 

Е.С.:

То, что мы вечером после работы поем — это лучшие минуты нашей жизни, может быть, поем мы очень плохо, во всяком случае, нам очень хорошо.

 

С.М.:

Да, это самое главное. Вы работаете малярами здесь — это вас сплачивает и дает вам возможность петь от всего сердца друг для друга и друг с другом.

 

С.Р.:

Со старыми нашими кадрами, которые нас покидают по разным причинам, мы не теряем связи, один в Комсомольске, который был с самого основания клуба, другой в Находке, он сейчас приехал.

 

Е.С.:

Третий на Угловке, никак не может до нас доехать.

 

С.Р.:

Что касается устава клуба, вы заметили. Может быть, некоторые положения, которые, в принципе, могли бы войти в устав, мы включили в Положение, поэтому у нас устава нет. Мы пытались одно время составить некий моральный кодекс, но обнаружили, что к этому еще не готовы. Как-то стихийно он существует. Мы ценим человека по тому, как он относится к общему делу, в процессе этого возникает переоценка: как мы поначалу относились к конкретному человеку, а потом изменили это мнение. Членства у нас официального нет пока.

 

С.М.:

Почему вы его не вводите, у вас же совершенно невооруженным глазом постороннего человека видно.

 

С.Р.:

Мы решили для начала считать себя только кандидатами.

 

Т.Е.:

Членство — это чисто формально.

 

Е.С.:

Каждый знает член он клуба или нет.

 

С.М.:

Придумайте что-то отличительное.

 

Т.Е.:

Зачем это?

 

С.М.:

Я скажу зачем: у нас 24 марта все, кто готовил вечер, надели такие значки, нас была в зале целая группа. Ребята, которые одели эти значки, им было приятно, что они именно причастны к этому вечеру, а не просто растворились в этой толчее. Какая-то благодарность за истраченные силы.

 

Т.Е.:

Конечно, понятно, с другой стороны, когда человек искренне делает, ему это все равно.

 

С.М.:

Все равно, да не все равно.

 

С.Р.:

Примерно могу рассказать, каким образом мы подготавливали все эти печатные работы: афиша клуба изготовлена офсетным способом на полиграф комбинате, оплата была произведена институтом, стоит она 400 рублей, это было три года назад, от тиража стоимость не зависит. Маленькие афишки фестивальные, изготовлены в порядке шефской помощи, изготовлены литографским способом, т.е. имеющие в своих городах какие-то геологоразведочные организации, может быть, гидрометеоинституты, экспедиции и т.д., которые занимаются изготовлением карт, они имеют эту аппаратуру. Здесь принцип тот же самый: они могут это делать, для этого нужно официальное письмо, разрешение крайлита и т.д. При этом можно получать до трех и более цветов, нужно только соответствующее количество различных клише, выполненных тушью на прозрачной основе, качество получается не хуже полиграфского. Задавайте вопросы.

 

С. М.:

Вы ездите на фестивали, средства дает горком комсомола?

 

С.Р.:

Львиная доля всех средств, которые мы поглотили на поездки — это командировки крайкома комсомола за счет привлеченных средств: до 10 человек и т.д. (постанов. по Ставрополью). Еще поездки за счет института — это фонд практик и т.д. Возможность поездок из собственных привлеченных средств по линии молодежных клубов, сейчас по вполне понятным причинам, о которых говорил Мездрич — этой возможности у нас сейчас нет.

 

С.М.:

А привлеченные средства крайкома комсомола, поездки до 10 человек — это по привлеченным средствам или командировки?

 

С.Р.:

По привлеченным средствам.

 

С.М.:

Мне нужно было выяснить, потому что у нас плохо с привлеченными средствами, имеют ли они право по командировочным фондам — нет.

 

С.Р.:

Скорее всего, что нет, эти фонды — для командировок работников крайкома. Существует возможность при подготовке фестиваля оплаты по трудовым соглашениям, если эту работу будут выполнять члены клуба. По трудовым соглашениям допускается до ста рублей в одни руки. Такими работами, которые оплачивали здесь крайком комсомола были: составление сценариев, эскизы афиш, составление буклетов, дипломов, значков, вымпелов и т.д. Вот тоже источник.

 

С.М.:

Соглашение может заключать работник крайкома?

 

С.Р.:

Да, трудовое соглашение. Там у них типовой бланк: с одной стороны такой-то товарищ из крайкома, с другой стороны такой-то товарищ. Один обязуется к такому сроку сделать работу. У них еще оплачиваются строительные работы на фестивальной поляне, работа аппаратчика, я не хочу сказать, что все эти возможности мы используем, я хочу сказать, что они есть.

 

С.М.:

А что это за аппаратчик?

 

С.Р.:

Это человек, который следит за аппаратурой, усилителями. Еще одна возможность получения наличных средств — это у нас профсоюзная линия, т.е. нам кое-что выделяют для проведения фестиваля ДВПИ, можно получить до 30 р. на проведение вечера отдыха, потом отчитаться копиями чеков.

 

Т.Б.:

А премии дают?

 

С.Р.:

Дают. Я не сказал в положении, какие ставки у нас есть, в настоящее время полставки уже есть, их получаю я как президент клуба в размере сорока двух, что ли, рублей.

 

С.М.:

Кем предоставлена ставка?

 

С.Р.:

Ставка предоставлена студенческим клубом. Нет, это не привлеченные средства, к тому же мы добились того, что институт составил письмо в Министерство ВиССО с просьбой выделить для клуба самодеятельной песни "Поиск" ставки коменданта, уборщицы и т.д. Свою зарплату я использую на нужды клуба, потому что я не считаю, что имею на нее какие-то особые права, потому что вижу, как другие гробят свое личное время точно также. Во внутреннем распорядке у нас существует график дежурств, никто нам не моет полы. Я имею в виду из штатных единиц. Все от остекленения окон до санузла сделано собственными руками.

 

С.М.:

Занимается ли кто-нибудь у вас бухгалтерской работой?

 

С.Р.:

У нас есть специальный человек для этого дела, он является материально ответственным лицом в совете молодежных клубов, т.е. этот человек и занимается всеми финансовыми делами.

 

С.М.:

Т.е. твои полставки идут в наличный фонд клуба?

 

С.Р.:

Мои полставки идут в президентский фонд.

 

С.М.:

Президентский фонд, но наличный фонд клуб?

 

Е.С.:

Покупка красок и т.д.

 

С.М.:

Я понимаю, президентский фонд называется.

 

С.Р.:

Я могу купить пряник и вручить лучшему.

 

Б.Л.:

На представительство.

 

С.Р.:

Что это такое?

 

Б.Л.:

Понятно — не выделять.

 

С.М.:

Я тоже не знаю что это такое.

 

Б.Л.:

Из области высоких дипломатических отношений, непонятно за что дают.

 

С.Р.:

Материальная база: первый магнитофон был куплен на свои деньги, и гитара; мы сразу решили купить хорошую гитару, был перед глазами опыт городского клуба, которые могли собраться, а принести гитару было некому и несколько месяцев подряд там были только высокие разговоры при отсутствии песен. Мы сразу купили хорошую гитару, с тех пор она нам верно служит, правда стала хуже строить. У нас есть два стерео проигрывателя, сейчас уже куча магнитофонов, частично это институт помог, потом, как ни странно нашлись люди, которым было очень приятно делать нам подарки. Приходит человек, говорит: "Я могу вам чем-нибудь помочь?" И через пару дней ни слова ни говоря приносит магнитофон новый, нераспечатанный. "Берите, теперь это ваш".

 

С.М.:

Думаете, этот клубный у меня, один товарищ пришел и сказал, он вам очень нужен.

 

С.Р.:

Примерно, клубное имущество можно разделить по формам собственности как: профсоюзная и государственная, собственность, то, что выделено институтом, собственность клуба, нашего клуба, то есть то, что куплено на общие деньги, и личная собственность, находящаяся в общем пользовании. Из последней формы в предпоследнюю существует постепенный переход.

 

Б.Л.:

Вы это поощряете?

 

С.Р.:

Да, то есть он находится сейчас в использовании, а потом к нему начинаешь привыкать, ну что ты его будешь забирать, да ладно. То же самое по пленкам, во Владивостоке существует оптовый магазин радиотоваров, там возможно приобретение пленок и т.д., но это большой дефицит. Стройматериалы нам выделяет институт. Еще тем, кто пойдет по пути создания вот таких помещений: неизбежные конфликты, которые могут возникнуть — это конфликты с пожарной охраной, электронадзором, водоканал управлением, санэпидемстанциями. Санэпидемстанция предъявляет свои жесткие требования прежде всего с повышенным шумом, мы стараемся относиться к соседям более-менее лояльно. Соседи в нижних квартирах, с которыми мы находились в очень конфликтных отношениях, побывав на концертах, которые идут сейчас, изменили свое отношение к нам, стали покупать билеты на другие концерты.

 

С.М.:

Я считаю, ты должен сделать им пригласительные.

 

С.Р.:

Мы как-то об этом не задумывались. Конфликтные ситуации могут возникнуть на самых разных уровнях. Когда мы находились в аудитории спортивного корпуса, неожиданно возникли конфликты с вахтером. Кстати о пожарниках, сейчас, например, они нам помогают даже краской, а когда-то был большой конфликт. Все очень просто: мы их не понимали, они — нас. Сейчас они понимают, они видят, что здесь сделана капитальная проводка, надежная изоляция, люди работают, они оценили энтузиазм. Т.е. в принципе, понимание можно найти, и этого надо добиться. Об этом, кстати, пишет Шахов и Вайнонен "Воспитание увлечением", это тот самый период заколдованного круга, когда для того, чтобы клубу что-то сделать, к нему необходимо доверие, доверие со стороны организаций, которые осуществляют над ним контроль и т.д., со стороны комсомола, профсоюза, с другой стороны, чтобы завоевать это доверие, надо работать и работать, а чтобы работать надо, чтобы те помогли и т.д. Это такой круг, общепризнанных путей выхода из него нет, этот период преодолевается своими силами. Я считаю, что частично мы из него вышли, хотя до сих пор еще эти круги возникают в самых неожиданных местах. В перспективе мы работу не собираемся заканчивать, а, может быть, даже будем и расширяться. Для нормальной творческой работы нам нужен зал, хотя бы небольшой зал на 70-100 мест. Реально есть такое помещение в этом же доме внизу, подвал, там работы много. Если бы мы не пустили одно учреждение здесь на этом этаже, то там бы вы были каждый день.

 

Т.Е.:

По личным заявкам можно организовать экскурсию.

 

С.Р.:

Обращайтесь к заведующему музеем.

 

 © bards.ru 1996-2024