В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

15.12.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
Ермак Ольга
 

Гении промежуточного жанра, или о "графоманах" неформата

21 век синтезом не удивишь. Эксперимент, новизна и свобода стали дыханием нашего времени! И, как говориться, кто с песней по жизни шагает – никогда и нигде не пропадет.

 

Но, многие знатоки песенного искусства абсолютно уверены, что внимание публики и позиций радиоэфира заслуживают авторы, соблюдающие в своей подаче его величество "формат". Тех, кто не вписался в "формат" они почитают графоманами. Правильно ли это? Действительно ли всем исполнителям, а, следовательно, и слушателям, приемлемо быть "отформатированными" четкими рамками жанра? В чем разница между истинным творцом песни и ее графоманом? И так ли необходим в наше гибкое время жесткий формат?

 

С этой позиции интересна идея и герои книги журналиста Анатолия Обыденкина "Произвольная космонавтика. Время колокольчиков, version 2.0". Именно они как раз и есть "колокольчиками" нового времени, очертаниями образа, еще не получившего звание конкретного жанра. И очень довольны занимаемой ими невесомостью между полюсами русского рока и авторской песни. Чтоб слить звон этих "колокольчиков" воедино автор выводит их в новую музыкальную категорию, определяя как "гениев промежуточного жанра". Кто же эти гении?

 

Это представители интеллектуальной песни, широко известные в узких кругах: Константин Арбенин, Михаил Башаков, Лилия Борисова, Григорий Данской, Александр Непомнящий, Тимур Шаов, Зоя Ященко и другие. По мнению автора, они — новая волна духовных продолжателей творцов по башлачевскому определению "времени колокольчиков" — эпохи расцвета отечественного рока, когда со стремительной силой вылетали из андеграунда на большую сцену ныне известнейшие группы. И его свежее мнение имеет аргументированное право на существование.

 

Времена меняются. На стыке двух эпох приставка "рок" стала постепенно растворяться в мире свободной, не отягощенной режимом жизнью. И старые деятели отечественной рок-музыки уже заслуженно получили звание корифеев. Если рок 70 -80-х был этапом сопротивления, борьбы с "несвободой", то, придя к "свободе", "совковый" и "перестроечный" рок стал не актуален своим конфликтным пафосом. И важно с чем мы подошли к новому этапу русского рока или считать рок фактом истории? О чем петь? Как петь? Каким содержанием теперь эту свободу наполнить?

 

"Гениям промежуточного жанра" более присуща бардовская окраска текстов, сочетаемая с выразительной экспрессией рок — музыки. Этот "неформат" отличает их от привычной подачи себя рок — групп, бардов или шансонье. В песнях улавливается скорей сочетание жанров и в то же время отсутствие конкретного, оригинальное видение мира, свой идеологический и философский оттенок. Такое творчество графоманией не назовешь. Музыканты никого не копируют, но способны зацепить своего слушателя. Как и чем обосновывают они свой маршрут к слушателю и яркую творческую самобытность?

 

Михаил Башаков: "непосредственность – вот, что самое ценное, когда человека захватывает (...). В этом случае нет никакой опосредованности "раскруткой" и популярностью. (...) Тут все не понятно и зависит от случая. Я имел и имею возможность заниматься любимым делом. Мало того, за последнее время появилось много новых песен, какие раньше я вряд ли написал бы. Они нравятся и мне, и тем, кто меня слушает".

 

Вот такой творческой позицией Михаил покоряет слушателей не только в России, но и в странах Европы, и в Америке.

 

Тимур Шаов: " Я вообще не стараюсь придерживаться определенной стилистики. Мне непонятно, зачем себя ограничивать. Кому нужны стандартные гармонии, стандартные ходы? ".

 

Зоя Ященко: " Если хочешь подражать кому-то, тогда важно знать законы жанра, чтобы не выбиваться за рамки. У меня другой принцип: чем меньше правил, тем больше шансов стать исключением".

 

Зоя Ященко с "Белой Гвардией" и Тимур Шаов уже всерьез заявили о себе, собирая не клубики, а залы.

 

Лилия Борисова: " Я не считаю, что понятие графомании применимо лишь к работе писателя. Оно касается и (...) музыканта, когда формой человек худо-бедно овладел, а наполнить ее не чем. Для Лили " песня — живая вода, которую надо донести до слушателя не запачкав и не расплескав. (...) Если не играешь в каком-то стиле, обязательно надо искать людей, которым не важен стиль, которые просто поймут то, что ты делаешь,— важно, чтоб они поняли и хотели выразить ту же идею что и ты(...).Люди должны чувствовать песни".

 

Стоит лишь раз вслушаться в ее песни и память зафиксирует их надолго.

 

Двигаясь в необъятном космосе музыки, лишенные автоматизма форматов свои песни эти авторы-исполнители воспринимают как этапы духовного пути, как своеобразный способ изменения к лучшему мира и себя. Гоняться за признанием на фестивалях или в пластах шоу-бизнеса — не их стиль, им незачем встраиваться в нужный формат популярности. Вот и я думаю, что истинное творчество свободно в своем выражении. Поэтому оно оригинально и удивительно. Новые "колокольчики" дополняют песенную культуру новыми красками, обнаруживают путь развития других ее направлений. Быть космонавтом нелегко, осознавая миссию свободы своего движения. Нужно лишь выбрать свой произвольный путь и осознанно следовать ему в неподдающемся формату космосе. Так что, добро пожаловать в произвольную космонавтику музыкального пространства, если есть о чем сказать слушателю.

 

 © bards.ru 1996-2024