В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
22.10.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Удинцева Мария Источник: газета "Уральский рабочий", рубрика "Неожиданный ракурс", 27.02.2008 |
|
"Я пишу обо всем..." |
Так пел когда-то Владимир Высоцкий. Сегодня эти слова могут повторить его исследователи. Вновь и вновь рассматриваются факты биографии поэта и артиста. Из этого ряда выбивается своей уникальностью книга "Галактика Владимира Высоцкого".
Автор этого труда наш земляк Дмитрий Суворов уделяет внимание не биографии, а творчеству Высоцкого, причем рассматривает его в связи с философскими, социальными и культурологическими феноменами XX века, и не только.
— Дмитрий Владимирович, вы можете причислить себя к апологетам Высоцкого? И готовы ли вы к тому, что ваше исследование может вызвать негативную реакцию у фанатов: мол, неизвестный им человек взялся препарировать произведения кумира?
— Мне помогал в работе тот парадоксальный факт, что сам я фанатом Высоцкого не являюсь, хотя к его творчеству, безусловно, отношусь положительно. Что касается реакции, то я понимаю, что моя книга может вызвать даже аллергию. Но с точки зрения науки, не должно быть никаких запретных тем. Австрийский философ Карл Поппер сказал в свое время: "Наука начинается там, где появляются версии, которые можно отвергнуть". Моя книга — своего рода авторское размышление о разных гранях творчества Высоцкого. Но я ни в коей мере не навязываю свою трактовку читателю, он волен либо соглашаться со мной, либо нет. Но, мне кажется, любая информация о кумире должна радовать любителей его творчества.
— Высоцкий — автор, с одной стороны, очень злободневный. С другой стороны, его творения выходят за рамки "здесь и сейчас"...
— Очень мало кому из поэтов удавалось совместить актуальное и вечное. У Высоцкого это получилось. На мой взгляд, это говорит о том, что злободневность — лишь верхний пласт его поэзии, который, кстати, и сейчас не теряет своей актуально¬сти, но за которым стоит нечто гораздо более глубокое. Это касается и тематики, и выразительных средств, и символики, и философских осмыслений.
— Творчество любого автора опирается на какие-то смысловые источники, культурное наследие. Высоцкий — не исключение?
— Нет. Например, одна из глав моей книги ("Высоцкий и контркультура") посвящена анекдотной составляющей в творчестве барда. Анекдоты во многом стали питательной средой для его песен. В Советском Союзе анекдоты в некотором роде выполняли роль независимой прессы. Кроме того, любой анекдот построен на несовпадении действительности с ожидаемым. И практически все творчество Высоцкого основано на этом же эффекте. Цитат можно привести множество: "Открыли все, но мне туда не надо", "Если вы уже устали — сели-встали, сели-встали". Любой советский деятель культуры прекрасно знал анекдотную культуру и охотно ею пользовался.
Однако творчество Высоцкого связано не только с анекдотами, но и вообще имеет ярко выраженные фольклорные корни. Это и сюжеты, и характерные образы, и архетипичность (в широком смысле слова). Кроме того, в произведениях Высоцкого можно найти и явную связь с романтизмом. Например, когда Высоцкий выражает в своих песнях позитивный идеал, он, подобно романтикам, практически всегда делает это на экзотическом материале, будь то горы, моря, стрелки Робин Гуда и так далее. И можно найти множество других истоков его творчества. Как любое крупное культурное явление, Высоцкий неисчерпаем.
— Давайте поговорим о языковых особенностях творчества Высоцкого. Ведь все слушатели чувствуют необычность его речи, но трудно выразить, в чем она заключается.
— Творчество Высоцкого рассчитано не на чтение, а больше на аудиальное восприятие. Поэтому большое значение имеет интонация. В песнях Высоцкого присутствуют даже элементы, характерные для речи заключенных. Кроме того, их интонационная атмосфера сразу выдает темперамент автора. Достаточно посмотреть на обилие и акцентирование звука "р" (самого агрессивного в русском языке).
С другой стороны, лексика Высоцкого, равно как и проблематика его творчества, выдают в нем интеллигента. Слушатели из совершенно разных слоев населения считали его своим. А умение проникать в разные пласты речи и виртуозно ими пользоваться — это как раз свойство истинного интеллектуала. Высоцкий мастерски использовал понятный слушателям код общения, незаметно ломая его. Кроме того, в песнях Высоцкого постоянно присутствует ирония — тоже часть интеллигентской позиции. Также для него характерны многогранные, "многоэтажные" смысловые композиции почти в стиле постмодерна. Я уже не говорю об обширном использовании так называемого "эзопова языка".
— Сегодня песни Высоцкого можно услышать на российской эстраде.
— Да, Высоцкого активно "перепевают", в связи с чем возникает вопрос: а как, собственно, петь его произведения? "Под Высоцкого" — бессмысленно, а если включать его тексты в свою эстетику — возникает ряд новых проблем в плане интерпретации. Ведь эстетика Высоцкого не предполагает элементов шоу, которые актуальны, скажем, для поп-исполнителей, у него очень своеобразный и нестандартный набор выразительных средств. Высоцкий писал для себя, имея в виду именно свою манеру исполнения. Поэтому то, что для него органично, у других звучит порой фальшиво. Но сам факт обращения современных певцов к творчеству Высоцкого, несомненно, положителен. Хотя бы потому, что это добавляет эстраде смысла, которого сегодня явно не хватает и исполнителям, и песням. В этом отношении альянс "Высоцкий — современная эстрада" невероятно интересен.
— Дмитрий Владимирович, вы не исключаете того, что снова вернетесь к исследованию творчества Высоцкого? Или считаете эту тему для себя закрытой?
— На сегодняшний день "Галактика Владимира Высоцкого" завершена. Но сказать, что в области культуры что-то закрыто, было бы просто самонадеянно. Культура тем и хороша, что непредсказуема. Возвращение к Высоцкому вполне возможно. Великое счастье, что есть такие феномены и мы можем соприкасаться с ними.
Беседу вела Мария УДИНЦЕВА.
|
© bards.ru | 1996-2024 |