В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

01.01.2006
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Орловский Сергей П.

Источник:
Орловский С.П. "Хрестоматия. Русскоязычная самодеятельная песня в русской культуре 20 века"
http://bereg.vorota.de
 

Клуб Самодеятельной Песни. Подробное описание модели.

Предлагаю материал, но не трачу время на редактирование : выделение и т.п. Материал подготовлен мной еще в 1993 году, но до сих пор более подробного описания мне не приходилось

стречать.

 

 

КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ

Клуб самодеятельной песни ( КСП ) — это добровольное сообщество, объединяющее любителей самодеятельной песни и ее культурных корней.

Понятие КСП относится к классу мерцающих явлений – оно то есть, то нет. Люди могут собираться, но дух КСП может и не витать над ними, если они не готовы его принять. Песни -"служители" духа КСП.

Здесь уместно упомянуть о некоей витающей "кспешной тайне". Это — скорее всего спонтанное стремление каждого человека к состоянию целостного человека, к ощущению радости жизни через гармоничную целостность. Это — то полноценное взаимодействие с миром и людьми, которое представляет самоценность само по себе для любого развивающегося индивида. Стремление к цельности, а не просто к поисковой активности — вот, что отличает человека от крысы в психологическом лабиринте.

Причем, здесь дело не в личности ( социализации человека ), а в его индивиду-альности. Отсюда и опасность стремление к цельности подменить развитием инди-видуальности, что прямиком ведет к выпячиванию гордыни. Так часто происходит с авторами и исполнителями песен, особенно выступающими со сцены, которым клубная среда "позволяет" моделировать вещественное выражение человека целостного в индивидуальном лице.

Индивидуальные достижения ценятся в КСП очень высоко, однако, если это не сопровождается непомерным ростом гордыни, снобизма и восходящего эгоизма. Хотя, это часто прощается и терпится, но взамен на хорошие песни. Поистине здесь высока любовь к герою лирическому, при всей сложности отношения к герою натуральному.

КСП — это жизнь авторов и исполнителей песен в среде активных любителей песни, которые названы особенным ласковым специальным словом — "кспешный народ" или просто — "кспешники". Этот народ отличает своих в любой толпе. Он достаточно развит и дружелюбен, легок на подъем и прожекты, сохраняет свою кспешность на многие годы, любит до преклоненного обожания талантливых песенников и очень не любит серость.

Краткая хронология идеи КСП

Первый КСП в СССР образовался в 1960 году в г.Ленинграде, он назывался "Восток", в него вошли : Городницкий А., Кукин Ю., Клячкин Е. и другие. В 1961 году был образован КСП в г.Москва, его сооснователями были любители самодеятель-ных песен: Каримов И., Гербовицкий А., Чумаченко В. и другие.

Первый КСП на Украине возник в 1964 году в г.Харьков. Одним из первых его активных членов был известный автор песен Григорий Дикштейн.

Формы клубной деятельности

Формы деятельности КСП весьма разнообразны и находятся в постоянном движении и развитии. Однако, опыт показывает, что все же можно выделить и достаточно устойчивые формы: клубная встреча, концертная встреча, фестиваль, клубное обеспечение, создание сборников песен, школа аккордового аккомпане-мента.

Клубная встреча

Эта форма деятельности реализуется чаще остальных, она является формой деятельности буквально каждого клубного дня. Она включает в себя, например, следующие виды деятельности:

• Посиделки ( душегрейка ) — это такая клубная встреча, которая не имеет заранее подготовленной программы. Предполагается, что будет то, что каждый принесет в себе и с собой. Поются песни в клубном помещении, но более в коридо-рах. Происходит обмен любой человеческой информацией: впечатления от туристс-кого похода, прочитанной книги, услышанной песни или написанной песни и др. Общение происходит в нескольких не мешающих друг другу группах. Здесь же задумываются способы реализации любой деятельности клуба. Они же выявляют одаренных новичков и генерируют самодеятельную инициативу клубчан. Посиделки устраиваются практически каждую неделю.

• Планируемая встреча — это клубная встреча с заранее известной и подготовленной программой. К этому виду можно отнести, например, следующие : всехний концерт, умолечение ( школа ), библиотечник, фонотечник , еретичник (семинар) , представление сборника песен.

• Всехний концерт — это такая клубная встреча, о которой заранее оповещены все клубчане. Все присутствующие образуют круг, гитара "идет" по кругу, поют по 1-2 песни друг за другом. Проводится 1 раз в два месяца.

• Умолечение — это учебная программа для всех желающих освоить навык мышления через обучение гитарному аккомпанементу песен. Это обучение не носит регулярный характер, ориентировано на достаточно сильное личное устремление и самодеятельность. Ученик должен ценить время знатока — " знатоков мало, а жела-ющих учиться много ". Сюда же относятся и прилюдные разборы творчества того или иного иногороднего или местного автора песен. Это позволят избежать типич-ных болезней славы ( всеобщего внимания ) : неуемная гордыня, завышенная самооценка и т.п.

• Библиотечник — это такая клубная встреча, на которой клубчане знакомятся с содержимым библиотеки клуба, вышедшими новыми песенниками и т.п.

• Фонотечник — это редкий случай познакомиться с тайным перечнем фонотеки клуба и произвести необходимый заказ у фонотекаря, отведя его в сторонку и, сделав многозначительный жест, быстро объяснить, что просто невозможно тебе жить без вон той целебно-притягательной записи. Конечно же, без всяких сомнений, она будет возвращена в фонотеку в указанный срок ! ?

• Еретичник — это шабаш клубных теоретиков, безжалостный и безответствен-ный треп на всю катушку, "все — гамны и ленивцы, а еще — КСПешники...", выступления зарвавшихся интеллигентов, "делегатов" от народа и других жанровых направлений, человеческий театр в полный рост своей красоты, вопиющего реализма и заблуждения. Делается попытка осознания того, что происходит в клубе и в его деятельности. Напоминает саморефлексию подростка, который задумы-вается о жизни сам без помощи взрослых. Конечно же, тут есть и философия, и эстетика, и... иногда энциклопедические знания, и умилительные признания президента клуба, и примерка "своего платья" на других,...— одним словом — "брожение".

Концертная встреча

Этот вид деятельности включает в себя, например, следующие формы:

• Сольный концерт — это такое выступление со сцены одного исполнителя или ансамбля, которое предполагает общение с залом по нескольким направлениям: исполнение песен, ответы на записки, краткие монологи. Длительность действия около 2-х часов с перерывом или без него. Действие совершается как местными так и приезжими исполнителями. Разновидностями сольного концерта являются авторс-кий ( песни исполняет сам автор песен ) и исполнительский концерты. Иногда это похоже на жизнь "бабочки" ( автор песен ) под увеличительным стеклом естество-испытателя ( зритель и слушатель ).

• Клубный концерт — это такое выступление со сцены, которое предполагает участие нескольких членов местного или иногороднего КСП.

• Лекция — концерт -это такое выступление со сцены или в аудитории, которое идет по следующей программе : рассказ о самодеятельной песне и клубе, исполне-ние песен ( может воспроизводиться фонограмма ), ответы на записки и прямые вопросы слушателей.

• Абонемент концертных встреч — это долговременная программа ( на год или полгода вперед ) сольных концертов, клубных концертов и лекций — концертов, на которую заранее распространяются среди любителей песни абонементы.

• Домашний концерт – песенный вечер, который предполагает достаточно небольшой круг слушателей, где может возникнуть желание спеть то, что поется в узком кругу. Когда автор или исполнитель ( местный или иногородний ) поет и беседует с другими в домашней обстановке, например в клубном помещении или на квартире.

Фестиваль

Этот вид деятельности может принимать различные виды, например : городской фестиваль, заочный фестиваль, полевой слет, "гамбургский счет", чайхана .

Городской фестиваль – это песенный фестиваль, организуемый в городских условиях. Как правило, приглашаются иногородние гости. Достаточно объемная организационная задача, состоящая приблизительно из 16 типовых задач ( таблица 35 ). На нормальное решение этих задач, при активной деятельности, уходит не менее 1 месяца.

Обычно, фестиваль длится три дня: " первый день, вечер " — концерт иного-родних гостей ( чаще всего это члены жюри ); " второй день " — конкурсное прослушивание и отбор поющих участников c помощью жюри, конкурсное прослу-шивание поющих участников с большой сцены с помощью жюри и слушателей, чайхана; " третий день " — концерт с большой сцены лауреатов и гостей фестиваля ( конкурсный концерт ), награждение лауреатов фестиваля, проводы иногородних гостей.

Конкурсное прослушивание может проходит, например, в виде творческих мастерских, каждую из которых ведут один или несколько уважаемых мастеров песенного искусства.

Количество участников конкурсного прослушивания чаще всего не превышает 50 – 60 человек, а количество слушателей – несколько тысяч.

Заочный фестиваль – это конкурс песен на основе их магнитофонных за-писей, присланных организаторам по почте.

Каждый участник записывает несколько ( не более 4-х ) песен в своем своем исполнении на магнитофонную пленку и высылает ее в адрес организаторов фестиваля. Организаторы формируют из присланных записей магнитофонную за-пись конкурсного концерта и в безымянном виде рассылают ее обратно всем участ-никам конкурсного концерта с просьбой сообщить им 5 лучших песен этого концерта.

Организаторы обобщают полученные ответы простым статистическим образом, что дает список песен — лауреатов. Лауреаты получают призы и дипломы.

Полевой слет – песенный фестиваль, организованный в условиях туристского лагеря. Количество участников слета колеблется от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч. Костры и песни "горят" всю ночь. Слет длится два — три дня. Прово-дится конкурс среди поющей части участников, определяются лауреаты. Например, Грушинский слет ( г. Самара, Россия ) собирает около 80 тысячи человек, в нем участвуют авторы и исполнители практически из всех республик СНГ. Широкую известность получили слеты : Московский ежегодный ( Россия ), Грушинский ежегодный ( Россия ), Харьковский ( Украина ) , Запорожский ( Украина ).

"Гамбургский счет" – закрытый песенный конкурс. Присутствуют только известные авторы песен. Они оценивают друг друга с целью выявления наиболее одаренных их них.

За всю историю КСП бывшего СССР такой фестиваль был проведен только один раз в г. Ульяновск ( Россия ). Главным его лауреатом стал Виктор Федоров ( г. Ленинград, Россия ). А такие известные авторы как Визбор Ю. и Никитин С. отказались принимать в нем участие.

Чайхана — известная форма "хохотания и грохотания для своих". Часто она длится всю ночь, является спутницей всех фестивалей самодеятельной песни. Призывает всех участников смеяться и шутить, и наслаждаться необузданным весельем. Чайхана — это, как правило, целый песенный спектакль с ведущим и "сворой приданных ему исполнителей и авторов", "шагающих" сквозь присутст-вующий народ и "щекоча" его зажиревшие снобистские бока без всякой жалости и уважения к рангам и былым заслугам. Чайхана — это посиделки всех гостей и хозяев фестиваля за чаем. Чайхана — это...

Клубное обеспечение

Это тот невидимый слушателям концертов самодеятельной песни "айсберг", который позволяет функционировать КСП как живому сообществу.

К этому виду деятельности можно отнести следующие формы:

• Организаторская деятельность — она прежде всего ложится на плечи прези-дента КСП, потребляя его как лицо энергичное и инициативное. Она должна направляться на благо сохранения активной структуры клуба.

• Библиотечная деятельность — это деятельность по поддержанию активности клубного архива ( например :тексты песен, сборники песен, теоретические работы о песне и клубе, летопись клуба и т.п.). Весь груз данного вида деятельности ложится на библиотекаря клуба и его "добровольных" помощников. При разрастании объемов архива библиотечная деятельность начинает проявлять себя лишь как работа с текстами песен, выделяя работу с архивом в отдельное направление.

• Фонотечная деятельность — это деятельность по звукозаписи песен и поддер-жании фонотеки клуба в организованном и активном состоянии.

• Создание сборников песен. В процессе течения клубных собраний может возникнуть и возникает ощущение обыденности происходящего и некая потеря смысловой цели деятельности клуба. Ведь большинство клубчан — просто слуша-тели песен, а не — исполнители и авторы песен. В этом случае хорошо зарекомен-довал себя вид деятельности, направленный на создание различных сборников самодеятельной и вообще хорошей песни. Особенно это действует в КСП для школьников. Этот вид деятельности тесно связан с началами культуры сохранения жанра и образованием информационной сети между его собирателями.

Школа аккордового аккомпанемента песен

Общее представление о программе такой школы можно получить по рис. 25. Детальное же представление было дано ранее в разделе " Практика исполнения бардовский песен ".

Активная структура клуба

Что же помогает клубу сохранить свою живучесть ?. — Назовем это "активной структурой клуба". Сразу отметим, что эта структура не совпадает с организа-ционной структурой клуба, определяемой его Уставом ( президент, библиотекарь, фонотекарь и т.п.). Активную структуру необходимо постоянно порождать, вызывая "дух КСП". Такая структура — сердце клуба, без нее клуб "мертв", даже при наличие оргструктуры. Оргструктура служит и обслуживает активную структуру, а не наоборот.

Из личного опыта автора следует, что активная структура клуба включает в себя пять взаимосвязанных компонент: информационное колесо, творческое ядро, активный коридор, активное хранилище, колесо самореализаций.

Ориентировочный образ активной структуры клуба, в представлении автора, показан на рис. 26.

Информационное колесо

Имеется в виду круговорот в клубной среде человечески важной информации : обмен песнями, магнитными записями, книгами, смыслом существования, культур-ностью и др. Информационное колесо не позволяет забывать о корнях самоде-ятельной песни, постоянно их "оживляя". Клубчане как бы помогают друг другу не забывать важнейшие для жизни человека темы, постоянно включаясь в поток саморазвития себя и клубной среды.

Круговорот информации внутри КСП также поддерживается круговоротом ин-формации между КСП данного города и иногородними КСП.

Творческое ядро

В живом КСП должны быть люди, умеющие воспроизводить "дух самодеятель-ной песни" в песне. Это могут быть и авторы песен, и исполнители песен. "Дух самодеятельной песни" и "дух КСП" должны совпасть через деятельность этого ядра.

Творческое ядро — это клубный магнит, когда "подобное притягивает подобное", а не противоположное.

Активный коридор

Клуб — это скорее коридор, чем что-то другое. В него приходят и уходят значи-тельно больше чем остаются. Например, количество членов КСП г. Днепропет-ровска никогда не превышало число 50. Однако, в течение года, через клубные дни (один раз в неделю ) промчались около 500 человек, посетив 1-3 клубных встречи.

Отобрать способных к саморазвитию через песню — вот задача в коридоре этого типа. И как в любом коридоре, здесь все идет на пальцах, не теряя лишнего вре-мени.

Конечно, многим новичкам клуба может казаться, что клуб растит авторов и исполнителей песен. Однако, опыт показывает, что клуб — это скорее только "определенный механизм" выявления и поддержки способных как авторов и исполнителей песни.

Активное хранилище

По данным больших библиотек мира, в обороте у читателей находится не более 2 — 7 % библиотечного фонда этих библиотек. В "хранилище" клуба происхо-дит нечто подобное.

Из — за достаточно несовершенной организации имеющегося песенного фонда к клубчанам попадают только "волны фестивальных песен". Фестиваль является косвенным активизатором песенного хранилища. Тогда, казалось бы, что органи-зовав непрерывную волну фестивалей в разных городах можно было бы решить задачу активизации хранилища. Однако, это не так. Фестивали "приносят" новые песни, часто совершенно забывая хорошее старое.

Необходимо создавать совершенно новые принципы хранения и самоактиви-зации информации, используя специальные методы сквозного ассоциативного по-тока. Это уже целая наука о передаче информации и связанных с ней ассоциаций от поколения к поколению. Об этом надо писать отдельную книгу.

Колесо самореализации

Это колесо имеет внешнюю и внутреннюю стороны.

Авторы и исполнители самодеятельной песни имеют потребность личной самореализации перед слушателем. Таким образом, колесо самореализации — это постоянно появляющиеся в нужном количестве места сбора слушателей самодея-тельной песни. Это могут быть различные школы, институты, общежития, агитбри-гады, иногородние фестивали, абонементные концерты, вечера встреч с песней и т.п. Организаторы клуба должны заботиться о поддержании живучести этого колеса. Это внешняя сторона колеса.

Внутренняя сторона — это поддержка принципа разнообразия внутренней среды КСП. Количество потенциально возможных ролей в жизни клуба должно превышать количество претендующих на их исполнение.

Организаторы КСП должны хорошо чувствовать теорию ролей и владеть психологическим видением жизненных графиков клубчан.

Внешние связи клуба

Под внешними связями понимаются несколько типов связей, например: связи с иногородними КСП; связи с иногородними авторами и исполнителями песен; связи с иногородними собирателямии песен; связи с другими клубами и группами города.

Среди иногородних собирателей песни можно выделить, например, следую-щих: г. Санкт-Петербург ( Курчев Н.Ф., Рабинов С.Б., Левитаны М. и А. ), г. Москва ( Соколов Д., Крылов А. , Грызлов И., Беленький Л. ), г.Керчь — Черноморченко Ю.

О качестве клубных лидеров

Большую роль в клубной жизни КСП играют лидеры, проявляющие себя в исполнении тех или иных ролей клубной среды. Лидер — это человек, способный увлечь других, либо с помощью устремления своей воли, либо личным обаянием, либо и тем и другим, вместе взятым. Лидеры могут способствовать как укреплению единства клубной среды, так и ее развалу. Они же создают естественную микро-структуру внутренней среды клуба, "намагничивая" и "поляризуя" психологически устойчивые внутренние группы клуба.

Личное умение

Каждому лидеру необходим достаточно высокий уровень личного умения так как приходится действовать в среде людей, которые связаны неформально и отсутствует чинопочитание.

Существуют главные и второстепенные умения. К главным умениям относятся : исполнение песен, сочинение песен, организаторские способности.

Психологическая компонента

Исполнение и сочинение песен в клубной среде имеет свойство самооргани-зовываться, потому что этого хотят все и немедленно.

Однако, естественная жизнь клуба требует кропотливой работы организаторов для того, чтобы клубная среда не превратилось в одинокое древо, "где поселился только один хороший соловей" или еще хуже – в болото с условно ласковым, одним крокодилом.

Организаторы ответственны перед всеми клубчанами за поддержание живой активной структуры КСП.

Важнейшими инструментами в работе организаторов являются психологи-ческие инструменты. Личный опыт ( 20 лет клубной деятельности ) автора показы-вает, что очень важно учесть, по крайней мере, представление о ролях и личном жизненном графике.

Представление о ролях

Каждый человек выполняет ( играет ) в КСП определенную роль. Все роли можно подразделить на унитарные, пограничные и групповые. Унитарную роль может занять только один человек, а групповую — несколько человек одновременно.

Пограничные роли может занимать как один человек, так и несколько сразу. Они могут превращаться как в унитарные роли, так и в групповые, но не наоборот.

В основном, клубчане стремятся занять какую — нибудь свободную или уже занятую кем — то роль.

Клубная среда может характеризоваться количеством реально возможных в ней ролей, число которых всегда ограничено. Идеалом не распадающейся среды является среда, в которой самогенерируется необходимое количество ролей.

Все конфликты в КСП возникают из — за несоответствия количества претенден-тов на роль количества свободных ролей.

К унитарным ролям можно, например, отнести следующие роли: президент клуба, главный фонотекарь, главный библиотекарь, и тому подобное. К групповым ролям : член группы наглядной агитации, член группы гидов фестиваля. К погранич-ным ролям : автор песен, исполнитель песен.

Унитарные и групповые роли занимают люди, которые способны к достаточно организованным действиям. Пограничные роли — это, как правило, роли для людей творческих и "гуляющих сами по себе".

Унитарные и групповые роли работают, приглашая к сотрудничеству погранич-ные роли.

Пограничные роли — это исключительно "творческий фонд" КСП со всеми его углами и неуживчивостью, индивидуальной свободой и нестандартностью жизнен-ных перцепций.

Унитарные и групповые роли — это "человеческий фонд" КСП — это люди, которым интересно именно так жить.

Представление о личном жизненном графике

В КСП никто никого не заставляет что-нибудь делать. Каждый выбирает деятельность по себе. Однако, в КСП существует еще и спрос на помощников. Чтобы спрос и выбор давали хорошие результаты можно применить принцип "личного жизненного графика". Его формулировка сводится к следующему :"Два и более человек могут устремляться к одному и тому же результату, если их жизненные графики соприкасаются в направлении этого результата".

 

Жизненный график человека — это психологически самобоснованное устремление человека к бескорыстному выполнению той или другой работы без принуждения извне – " не могу без этого жить ". Это график меняется во времени и может быть выражен векторно. Организатор КСП должен обладать "чутьем" к определению жизненных графиков людей, которым он предлагает тот или иной вид деятельности в КСП.

О духе самодеятельной песни

Те, кто достаточно часто посещал КСП могли заметить одну интересную осо-бенность. Ощущение прикосновения к чему — то внутреннему высокому в самом себе возникает не часто. Такое впечатление, что только какие — то особенные неуловимые действия поющих вызывают "дух самодеятельной песни", и только в этом случае возникает то, о чем потом долго вспоминается. Эта простая тайна КСП называется "ощущение своей собственной духовности через песню", своей принадлежности к этой области.

Прослушивая старые записи всяких разговоров своего родного КСП, автор кобнаружил интересное выражение — "а сейчас мы будем нагнетать интеллигентский дух ". После этой фразы начиналась песня Булата Окуджавы "В нашем доме...", в интерпретации московского исполнителя песен Александра Васина. Интересно то, что понятие "интеллигент" можно перевести как "соединяющий сознания". И в этом смысле "нагнетание интеллигентского духа" — это "соединение сознаний всех присутствующих". Причем, соединение через включенность в гармонию песни.

Включенность в гармонию песни — главнейший признак живого КСП и главнейшее его отличие от других клубов по интересам.

Здесь есть самые различные опасности искажения первоидеи, можно даже говорить о понятии "мерцающий клуб". КСП есть только тогда, когда оживает перво-идея — обращение каждого к своей духовности и духоносности. Такая первоидея появляется не в каждый клубный день и ее может вызвать не всякий человек, необходима подготовка и чистота внутреннего мира.

Универсальные требования к архиву песен жанра

Речь идет об " универсальных " правилах ведения " идеального " песенного архива, ориентированного на исполнителя песен. Автор может предложить некото-рые из них.

Этот архив, по крайней мере, должен быть : виртуальным по способам разме-щения информации и доступа к ней, обладать свойством самоактивизации инфор-мации, обладать минимально необходимым разнообразием информации о жанре.

Вся информация архива "погружается", как минимум, в 12 "информационных контейнеров" ( таблица 36 ).

Минимальный набор признаков поиска той или иной песни состоит из 18 признаков ( таблица 37 ).

 

 © bards.ru 1996-2024