В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
14.09.2008 Материал относится к разделам: - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) |
Авторы:
Рогонова Юлия |
|
Гитары в кустах |
Хиты следующего века
По истории авторской песни можно проследить новейшую историю нашего Отечества. В 1981 году в целях "сохранения государственной безопасности" разогнали Московский городской клуб авторской песни, бардов-любителей разбили на "кусты" и насильно приписали к домам культуры. Общие слёты были запрещены, люди уходили в лес, как некогда революционеры на маёвки: пели песни, ставили спектакли на острые темы. Потом, когда всё разрешили, появилось музыкальное издательство "Московские окна", которое выпускало и сейчас выпускает альбомы с записями исполнителей авторской песни. Но записать альбом — это одно, а вот донести его до слушателя — совсем другое. Весной прошлого года у "МО" появился "ребенок" — Фонд "Авторская песня", создатели которого видят своё предназначение в поддержке самого жанра. Наш собеседник — программный директор фонда Владимир РОЗАНОВ. — Владимир Алексеевич, уже несколько лет слышны разговоры о том, что авторская песня умерла. Вы с этим не согласны или просто пытаетесь её реанимировать? — В своё время эту фразу сказал Булат Окуджава. Позже он поправился, что НАША авторская песня умерла. Примерно то же самое говорил Городницкий. С этим трудно не согласиться. Песни шестидесятников не отвечают запросам нашего времени. Трудно сейчас петь "Возьмёмся за руки, друзья". Ну воспитаем мы рыцарей печального образа и прекрасных дам, ждущих этих прекрасных принцев, которые так и не придут, потому что в реальной жизни их оберут до нитки и денег на букет цветов не останется. Авторская песня шестидесятых стала классикой. Её надо преподавать в школах. Маститые барды, которые стали известными в далёкие-далёкие годы, почти не пишут новых песен, а исполняют свои старые хиты. Между тем за последние лет шесть появилось много молодых интересных авторов. Григорий Данской, например, окончил филологический факультет Пермского университета. И — уникальный случай — защитил диплом по своим стихам. Его музыкальный стиль скорее ближе к року, к Гребенщикову. Ольга Чикина преподаёт словесность в рязанском свободном лицее. Её творчество — на стыке авторской песни и русского фольклора, но на современном русском языке и о нынешней жизни. Музыка Алексея Тиматкова непохожа на бардовские наигрыши. Сам он считает, что это рок, но в акустическом варианте получается совсем не роковое звучание. Очень интересный цикл песен есть у Сергея Погорелова. Это окололитературный пересказ классических произведений. Зощенковским языком некоего современного героя-простачка изложены "Война и мир", "Мёртвые души", "Одиссея". Олег Лубягин пишет музыку на стихи Бродского, получаются своего рода маленькие оперы. Александр О'Шеннон — нелюбимое дитя авторской песни. В его творчестве смешиваются авторская песня, рок и шансон. В некотором смысле это современный Вертинский. Кстати, в Союз писателей его рекомендовал Булат Окуджава. Молодые барды работают на стыке жанров. Происходит симбиоз авторской песни с роком, фольклором, джазом. Это естественный процесс. В авторской песне, как и в любом виде искусства, были люди, которые заложили основы и определили рамки. Следующее поколение воспитывалось на их творчестве, пыталось повторять. Кто-то так и остался только подражателем. А если и достиг подобных высот в мастерстве, то невостребован. Но кто-то пошёл своей, уникальной и часто очень тяжёлой дорогой. — Путь на большую сцену для многих певцов различных жанров начинался с конкурсов и сборных фестивалей. В авторской песне таковых много. Стоит вспомнить хотя бы Грушинский фестиваль, в рамках которого проходит конкурс исполнителей. Помогают ли они молодым бардам найти своих слушателей? — В шестьдесят каком-то году произошёл такой анекдотический случай. Проходил анонимный конкурс бардовской песни. Авторы присылали свои кассеты с какими-то девизами, но без имён. Визбор занял тогда третье место, а о первых двух победителях сейчас никто и не помнит. Каждый пишет, как он слышит, и каждый судит в рамках своего профессионального кредо. Маститые барды, которые входят в жюри всех конкурсов, не признают отклонений от канонов. Для них творчество О'Шеннона, Данского, Тиматкова — не авторская песня. Практически всех ребят, которых я приводил на Грушинский конкурс, на "Петербургский аккорд", "зарезали" ещё на предварительном прослушивании. По одной-двум песням, которые требуются на конкурс, нельзя понять исполнителя. У любого графомана на сто песен найдётся одна хорошая. Дело не в конкурсах. Повторю ещё раз — надо выходить на большую аудиторию. В зале Литературного института имени Горького мы проводили несколько сборных концертов. Я видел, как люди загорались и потом ходили на сольные концерты ранее неизвестных им исполнителей, покупали их альбомы. Но многие авторы просто не могут сделать хорошую запись, чтобы, например, прийти с ней на радио. Да и радио такого формата пока не существует. Правда, скоро обещает появиться радио "Шансон", где одна четвертая часть эфира будет отдана авторской песне. Любой автор, будь он самым замечательным, если его не показать, публике так и останется неизвестным. Пришло время продюсеров. Настоящая авторская песня может остаться авторской песней и истинный бард может остаться бардом, если в него будут вкладывать деньги, если его будут раскручивать. Авторская песня ждёт своих продюсеров. — Лет 30 назад никто и не думал о том, чтобы содействовать распространению песен Высоцкого и Окуджавы. Может быть, молодым исполнителям не дано стать кумирами нового поколения или действительно: "иные времена, иные нравы"... — Это приметы нашего времени. На телевидении и радио появляется только коммерческая музыка. Но слёты показывают, что интерес к авторской песне не ослабевает. Я уверен, если любого из вышеперечисленных исполнителей выпустить на сцену, они будут петь на бис, и не один раз. Проблемы в том, чтобы показать публике этих самых авторов. На крупных мероприятиях выступают в основном мэтры, туда молодёжь и близко не пустят. Но я думаю, что именно те люди, о которых я говорил, смогут "докричаться" до своего народа, как в своё время это сделали Высоцкий и Окуджава. Юлий Ким три года назад сказал, что неправы те, кто говорит об авторской песне в прошлом. И назвал два имени: Михаил Щербаков и Тимур Шаов. Если у автора нет песни, которая гуляет в народе и считается народной, то зря он писал остальные 200 — 400 песен. Тимура Шаова цитируют и поют. И на Камчатке, и в Хабаровске. В 1997 году он дал свой первый концерт, а сейчас работает над четвертым диском и собирает полные залы в Москве и Питере. Недавно мне пришла мысль, что песни, которые будут культовыми лет через 20, уже написаны.
Беседу вела Юлия РОГОНОВА
|
© bards.ru | 1996-2024 |