В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

30.08.2008
Материал относится к разделам:
  - Авторская песня в регионах
Авторы: 
Морозовский Роман

Источник:
журнал "Без индекса" № 2, сентябрь 1997
 

КСП и авторская песня

из обзора "РУССКИЕ НЕФОРМАЛЫ В ИЗРАИЛЕ"

 

С моей точки зрения КСП и авторская песня — это несколько разные вещи: авторская песня — жанр искусства и не зависит от каких-либо внешних обстоятельств, во все времена были люди, с большим или меньшим успехом и признанием писавшие песни; КСП — тусовка (общественное движение), своим метаязыком и знаковой принадлежностью "свой-чужой" избравшая авторскую песню. Внутри КСП каждый тусующийся реализует потребности, которые у него есть (и способности, кстати, тоже).

 

В принципе, нечто, подобное КСП было и в 70-е годы (Г.Люксембург, Л.Герштейн и другие в те годы выходили к русскоязычному слушателю), но структуры, близкие к КСП СНГшному (СССРовскому), появились в приблизительно в 92-93м, а в последнее время приобрели достаточно чёткие организационные формы. Определились основные центры кристаллизации, каждый со своей идеей — Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа. В других городах тоже есть клубы и клубики, но массовое регулярное действо, со своей идеологией и мощными лидерами есть, пожалуй, только в этих городах. Как и везде в неформальных тусовках, всё держится на личностях и пристрастиях лидеров, на их амбициях и их понимании чего народу нужно, а те, кто с лидером не согласен, могут искать себе другую тусовку (если она в этом городе есть). Кстати, о "если есть": страна маленькая, а большинство на машинах, так что очень часто житель одного города ездит в клуб на мероприятия в другой город, где обстановка соответствует его запросам, что весьма способствует мирной атмосфере в клубах.

Генеральная идея Иерусалима (я ещё раз подчеркиваю, что всё это — мое личное мнение, с точки зрения моего понимания социотехники) — "мы все — хорошие ребята, нам вместе — по кайфу, зачем ещё чего-то городить", поэтому ничего более-менее регулярного в Иерусалиме я не замечал. Приблизительно раз в 2-3 месяца объявляется слёт "Ган-Сакер" — в саду Ган-Сакер в центре Иерусалима, прямо под зданием кнессета, в полевых условиях, с палатками и кострами. Очень романтично, но ни программы, ни какого-либо формирующего стержня в этом действе нет, каждый делает то, что ему нравится. Впрочем и характер объявлятеля "Ган-Сакеров" — всеобщего любимца и неформального лидера – Евгения Дреера — именно таков, он не особенно озабочен какой-либо работой по формированию данного действа, в результате чего, все очень мило тусуются, распевая и распивая (а так же обильно заедая, что стало израильским национальным спортом) — на чём всё и заканчивается, а к большему никто и не стремится. Иногда о том, что в Иерусалиме состоится фестиваль "Ган-Сакер" объявляют Тель-авивцы — место очень удобное, туда ведут все дороги. Изредка в ресторанчике у Дмитрия Кимельфельда бывают вечера, посвященные какому-либо актуальному событию, но это тоже нерегулярно, и регулярно быть и не может. Есть в Иерусалиме (и в других городах тоже) и не оформленные как-то организационно центры кристаллизации вокруг открытых домов — посиделки-поговорилки-поедалки в дружеском кругу, скажем у Брагинских, это в общем-то тоже форма существования КСП, ведь без авторской песни ни одно такое мероприятие не обходится.

Тель-Авив — мегаполис, в отличие от достаточно однородного Иерусалима. Большой Тель-Авив (Гуш Дан) включает в себя множество городов: Яффо, Бат-Ям, Ришон-ле-Цион, Холон, Петах-Тикву и другие, какого-то одного твёрдо обозначенного центра здесь не получилось, да, наверное, и не могло получиться. И одной какой-то генеральной идеи тоже не получилось, слишком разные лидеры в Тель-Авиве, и идеи у них разные, и концепции того, чего народу надо, тоже не совпадают. Для тех, кто интересуется авторской песней как жанром — есть клуб на "Трепач на крыше" с организаторами Леонидом Ваксманом и Леонидом Гельфандом — место (действительно на крыше), где можно услышать нового автора или исполнителя с небольшим концертом, побывать на презентации нового диска, иногда поучаствовать в обсуждении творчества какого-нибудь гранда. В некотором смысле это такой маленький ликбез, где раз в неделю, по средам, новички слушают опытных, а на концертах выступают чаще всего свои, местные авторы.

Для тех, кто любит потусоваться на тему авторской песни есть по средам кафе на Бренер, где за бутылочкой "Goldstar" или чашечкой кофе можно хорошо поговорить о фестивалях, достоинствах того или иного автора, о жизни, в конце концов. На стенах висят интересные картины (художник сидит здесь же), иногда поются песни, читаются стихи. Кстати, в предбаннике тусуются те, кто помоложе и ближе к джазу или року, хипующие и системщики. Лидер всего этого – Юрий Базавлук — сам высококлассный исполнитель, чей стиль жизни (в авторской песне) именно таков. Попытки же Юры организовать слёты в Тель-Авиве кончились неудачей — ни удобного места, ни глобальной идеи в Тель-Авиве не оказалось.

Многие успевают в среду на два мероприятия — концерт в "Трепаче на крыше" кончается около 10, а на Бренер сидят до часу. Кстати, КСПшная жизнь в Тель-Авиве не кончается с концом среды, в Тель-Авиве много открытых домов и компаний, группирующихся вокруг неформальных лидеров КСПшного направления. Компания "Бар-Леев" (вокруг Бори и Леи Эрихманов), в которой принято всякие события отмечать на природе, "Шварцманы и Волковы", вокруг которых группируются любители поговорить с юмором и, желательно, тонко. Многие существуют в нескольких компаниях сразу, так что время у них структурировано надолго.

Особое место в КСПшной жизни занимает Хайфа. Я неоднократно буду повторять это по отношению к разным аспектам неформальной жизни Израиля. Так уж исторически сложилось, что в Хайфе количество высококлассных организаторов на душу населения выше, чем в среднем по Израилю (с некоторой гордостью цитирую расхожее выражение: "Хайфа — это Израильская Одесса"), и идей у них почему-то больше, во всяком случае, факт налицо — наиболее бурно неформальная жизнь во всех направлениях, которыми я интересовался, кипит в Хайфе.

Неформальный (и формальный тоже) лидер Хайфской тусовки КСП – Евгений Гангаев — из старой породы московских организаторов, хорошо осознающий, чего хочет от клуба, слёта, фестиваля, концерта, и достаточно жёстко ведущий своих людей по избранному им пути. Раз в неделю на клубе — разбор творчества барда, магнитофонная плёнка редкого концерта, подготовка к слёту — в общем обычная работа клуба, знакомая нам по любым нормально работающим творческим клубам. Раз в 2-3 недели — домашний концерт барда, поэтический вечер, театр одного актёра или какое-нибудь авангардное действо (в любом жанре). Последний шабат (субботу) месяца — слёт в полевых условиях на горе Кармель (5-7 км от Хайфы). Слёт называется "День рождения знака зодиака" — т.е. генеральная линия изначально задана и время действия тоже обозначено. В программе слёта часть времени структурирована — это приветствие именинникам от остальных знаков, и (если таковые имеются) мини-концерт интересного автора. Остальное время — по вкусу каждого. Чёткая привязка слёта по времени и месту позволяет тусовщикам всей страны использовать слёт как место встречи (заодно позволяя организаторам держать руку на пульсе страны, и может быть, даже задавать ритм).

Наконец — наиболее впечатляющее действие – слёт на озере Кинерет (знаменитое Генисаретское озеро). Два раза в год, весной и осенью, на берег озера Кинерет съезжается 3-5 тысяч человек, чтобы в лучших традициях КСП провести слёт, со сценой, жюри, кострами и прочими прибамбасами. По водам, правда, никто не ходит, но всё остальное — имеется. Организаторы слета – Хайфский клуб. Само собой понятно, что такую уйму мероприятий одному человеку не поднять, так на то у Гангаева есть актив клуба: Селицкие, Геля Коваленко, Эли, Слава Санина, и многие другие. Чётко поставленная селекционная работа отобрала в каждой области работы по организации и проведению мероприятий лучших. Не всегда это удобные люди, многие из них со своими амбициями и сложным характером, но в условиях клуба, работающего на внешний результат (External-клуб), этого и не надо — результат говорит за себя, все работают эффективно, ни один слёт пока не провалился. Если добавить, что на Гангаеве ещё висит "Шаяра" (караван) — гастроли в городах Израиля лучших бардов СНГ, то получится впечатляющая картина, которая называется КСПшная жизнь Хайфы.

КСП-клубы есть и в Нетании, Ашдоде, Кармиэле и других городах, но там она не так чётко обозначена. Во многих местах КСПшная жизнь протекает в форме домашних концертов: в чьей-нибудь квартире собирается народ послушать заезжего барда, вносят кто сколько сможет финансов и в непринужденной обстановке общаются, заодно спасая гонорар от налогового управления, что весьма его повышает. А поскольку гастролёров в этой стране пруд пруди КСПшная жизнь в Израиле бьёт ключём. Но как и везде, особое место в жизни КСП Израиля занимают авторы и исполнители. Они стоят особняком и в оргмероприятиях участие принимают редко.

Большинство интересных и самобытных авторов приехали сюда уже сложившимися людьми, со своим видением мира (и со своими поклонниками и почитателями), но после приезда писать перестали. Почему — сложно сказать, но тем более ценны те, кто не перестал, кто невзирая на то, что его и так ценят, находит время для репетиций. В основном пассаж о репетициях касается исполнительских ансамблей, хотя авторы, наверное, тоже репетируют. Просто с ансамблями у меня были на эту тему разговоры, поскольку темой репетиций у ансамблей я особо интересовался. Есть молодые авторы, приехавшие детьми и повзрослевшие здесь, но с их творчеством я мало знаком, а то, что слышал — за редким исключением, не впечатляло.

К сожалению, в Израиле нет системы конкурсов с лучшими авторами, исполнителями и организаторами в составе жюри. При всех своих недостатках это была система, которая отсеивала чушь и ставила планку, ниже которой уровень качества выступающего опуститься не мог. Если уровень качества ниже — парень пел для своих друзей, и не мучал своим творчеством ни в чём не повинную публику. На "Ган-Сакерах" и "Днях рождения знаков зодиака" — это личное дело каждого, у какого костра стоять и кого слушать, а на Кинерете, где исполнители выступали со сцены, это выглядело печально — 3 тысячи зрителей не всегда получали качественную продукцию, и мне их было искренне жалко. А для выживания неформальной тусовки вопрос качества основного информационного носителя чрезвычайно важен, и без подпитки новыми качественными песнями (своими!) тусовка рискует захиреть. Хотя, если судить по всему вышесказанному, КСП в Израиле хиреть не собирается, а очень даже бурно развивается (может быть кроме гастролей "Шаяры", которая, как я слышал, особыми успехами не отличилась), дай Бог, чтоб и дальше так.

 

Израиль

 

 © bards.ru 1996-2024