В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

25.08.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
авторы не указаны...

Источник:
источник неизвестен
 

Текстология АП (название не оригинальное. - ред.)

автор статьи неизвестен (ред.)

 

Как известно, Авторская Песня в её классическом виде — явление, относящееся к

устным жанрам. Как, например, анекдот. Или как когда-то существовавшее

искусство конферанса. То есть произведение АП когда-то возникает в глубинах

подсознания автора, после чего автор свежее произведение кому-либо показывает

— то бишь поёт неопределённому кругу лиц. Как правило, кто-либо записывает

свежее произведение на магнитофон. Автор, довольно часто, хотя и не в ста

процентах случаев, записывает свежесозданный "текст слов" себе в записные

книжки.

 

Дальнейшая судьба произведения уже расщепляется на две линии: свежезаписанная

фонограмма начинает плодиться и размножаться уже независимо от автора,

передавая зафиксированную на ней авторскую волю всё большему кругу лиц. А

существующий в подсознании — и уже и в сознании — автора образ

продолжает жить и работать, т.е. развиваться. Пройдёт, скажем, год-другой —

и, глядишь, текст слегка (а иногда и не слегка) изменился, и мелодия стала

красивше, и гитарное сопровождение заблистало. Этот вариант также записывается

на магнитофон и начинает существовать в виде отдельной линии. Когда встречаются

два "юзера", знающие произведение по двум разным вариантам фонограммы, — как

правило, возникает когнитивный диссонанс. Каждый считает "свой" вариант

произведения правильным, т.к. знание субъекта об объекте абсолютно и

основывается на факте зафиксированной на фонограмме авторской воли. Обыкновенно

"юзера" так и остаются каждый при своём мнении. Hезависимые же наблюдатели,

которым хочется просто петь, воспринимают из дискуссии весь конструктив — то

есть те слова и строки, которые лучше удовлетворяют индивидуальному вкусу.

Таким образом возникает третий, смешанный вариант произведения (уже не

авторский!), который в свою очередь записывается на плёнку и начинает своё

отдельное существование...

 

Собственно, изменение (в смысле развития) автором первичного текста есть

явление всеобщее для всех словесных искусств, будь то поэзия, проза,

фольклорные сказки, былины и пр. и пр.

 

Для того, чтобы определить степень "правильности" или "искажённости" того или

иного текста, давным-давно была придумана наука, так и называющаяся:

ТЕКСТОЛОГИЯ. Как и всякая наука, текстология имеет развитые парадигму,

методологию, инструментарий и прочую хрень.

 

Текстология, в частности, утверждает, что в каждом конкретном тексте так или

иначе зафиксирована авторская воля. Hа этот конкретный момент, в который

произошла фиксация текста. Рукописные (рукой писанные!) варианты одного и того

же стихотворения — ну, Блока, например, — записанные с разницей в десять,

например, лет, могут один от другого отличаться в разной степени или же не

отличаться вовсе. Автор может:

1. воспроизводить зафиксированную авторскую волю точно;

2. в той или иной мере продолжать работу над произведением, фиксируя каждый раз

новый вариант текста, т.е. по мнению автора улучшенный;

3. вносить в текст правку по воле других лиц — цензоров, редакторов, знакомых,

рэкетиров и пр.;

4. вносить в текст правку в зависимости от контекста, в котором оказывается

данный вариант текста;

5. вносить в текст правку случайного характера — оговорки и опечатки;

6. вносить в текст правку случайного характера, принявшую устойчивую форму

(например, автор просто забыл о своём же четверостишии и пропускает его уже

всегда, до той поры пока кто-либо автору на этот факт не укажет);

7. вообще записывать свой текст "для себя" (автокоммуникативно) — на листочке

со множеством сокращений и обиняков, лишь бы сам потом вспомнил.

 

Задача исследователя-текстолога сводится к определению

последней прижизненной творческой воли автора. То есть требуется определить,

до какой степени текст был автором доработан творчески, очистив его от

нетворческих наслоений (цензуры, автоцензуры, недобросовестной редактуры,

опечаток, оговорок и пр.)

................

 

О чём это я? Да возьмите любой двухтомник Высоцкого, составителем которого

значится А. Крылов, и прочитайте статью, предваряющую раздел "Комментарии". Там

о текстологии почти всё сказано... (Высоцкий В.С. Сочинения в 2-х т./ Сост.

А.Е.Крылов. — М.: Худож. лит., 1990. — Т.1. — С.585)

 

А вывод простой:

 

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПЕСЕН ЮРИЯ ВИЗБОРА ДО СИХ ПОР HЕ ПРОВЕДЕHА.

 

То есть никто пока ещё не нашёл времени и сил, чтобы составить на каждое

произведение текстологические паспорта (т.е. собрать в кучку все варианты

текста в хронологическом порядке) и рассмотреть динамику творческой воли

Визбора. С чего начиналось, как развивалось. Какой вариант оказался итоговым.

 

Так что на сегодня любой зафиксированный фонограммой вариант любой песни

Визбора может считаться абсолютно верным. Пока не доказано обратное.

 

P.S: А в случае с "Прогулкой" ситуация мне видится почти прозрачной. В

двухтомнике Шиповым опубликован, судя по всему, вариант текста, восходящий к

рукописи: в пользу этого свидетельствует дата "11 марта 1982" (с точностью до

дня!) и отсутствие в конце текста повтора первого куплета, свойственного

зафиксированному на фонограммах. Насколько я помню, "Московские окна"

тиражировали фонограмму концерта Визбора где-то весны 1983 года; в любом

случае, автору на работу с текстом оставалось два с небольшим года...

Фонограммы эту работу зафиксировали, а рукопись 1982 года за это время ну ни

капельки не изменилась. А Шипов добросовестно воспроизвёл в книге именно

рукопись — вот мы и имеем снова всё то же: когнитивный, повторяю, диссонанс...

 

P.P.S: На моей фонограмме Визбор пел в первом куплете "смычки лучей держа в

руках", а при повторе в последнем "чтОбы сыграть наверняка".

 

P.P.P.S: Визбор, впрочем, не одинок. Одинок пока что прошедший текстологический

подход Высоцкий. Остальные, начиная с Окуджавы, перепечатываются абы как...

 

 © bards.ru 1996-2024