В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
17.08.2008 Материал относится к разделам: - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) |
Авторы:
Пастернак М. Источник: газета "Московский комсомолец", январь 1987 г. |
|
Поговорим о КСП |
Не без трепета выводил этот заголовок. В апреле 1986 года под ним вышла моя статья. В мае на районном (а фактически городском) слёте КСП автора "расстреляли" пародией — отчасти умной, отчасти обозлённой. Досталось мне в основном за беспроблемность: "А в остальном, товарищ Пастернаков, всё хорошо, всё хорошо"... И невдомек весёлым пародистам, что первая — за последние года четыре — московская статья о КСП столкнулась со многими трудностями... Сейчас наш новый разговор посвящён своего рода историческому событию — подготовке УСТАВА МОСКОВСКОГО КЛУБА САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ.
Немного истории
В гримёрной ДК имени Горбунова лица нескольких моих собеседников расхватали многочисленные зеркала. Иллюзия множественности крепла по мере заполнения блокнота. Трудно, очень трудно поверить, что крохотная горстка энтузиастов шла через огонь, воду и медную неприязнь к городскому центру КСП в течение 20 лет. Шли не ради денег, не ради прибыльных галочек. Эти более чем скромно одетые московские инженеры просто посвятили себя самодеятельной песне, её популяризации. Честно и чисто. Если когда-нибудь появится Красная книга Истинных общественников (в лучшем смысле этого слова), первые страницы они заняли бы по праву... Игорь Каримов — один из "старейшин" Московского КСП. С самодеятельной песней познакомился в школе, когда занялся туризмом. Потом увлёк альпинизм. Где-то на бивуаке случайно услышал песни Окуджавы, Визбора. Записал. КСП тогда еще не фигурировал даже как название. В МЭИ с 1958 года организовывались конкурсы самодеятельной песни, на одном из них Каримову понравился Сергей Никитин. Он выступал почему-то вне конкурса. Спел "Трубача"... В МЭИСе, где учился Каримов, постепенно формировался "песенный круг". Решили организовать вечер авторской песни, но не знали — придёт хоть кто-нибудь? КВН тогда посещали охотно, а вот авторская песня... Пробным камнем запустили несколько стенгазет с текстами песен. Студенты толпились, переписывали слова. Импровизированный оргкомитет решил — быть вечеру. Пригласили Сергея Стеркина, Сергея Никитина и многих других. Опасения не подтвердились, актовый зал заполнился до отказа. Всё было в диковинку, воспринималось с восторгом. С тех пор Каримов и его сверстник Аркадий Гербовицкий заболели авторской песней всерьёз. И не они одни. В те годы обрели популярность песни Визбора, Якушевой, Дулова, Н. Матвеевой, Кима, Вахнюка... В 1966 году группа энтузиастов вышла в высокие инстанции с предложением организовать в Москве клуб самодеятельной песни. Собрать воедино любителей, исполнителей, авторов (а группы в МИФИ, МГПИ, МАИ, МХТИ быстро разрастались), сделать фонотеку, библиотеку, архив, проводить конкурсы в три тура. Их направили в московские организации. В 1967 году молодой клуб отыскал себе помещение в школе бальных танцев парка "Сокольники". В тот год провели интереснейший концерт. Сделали билеты, решили собирать деньги на клуб. Им сказали: "Вы что? Нельзя!". Эти слова энтузиасты начнут слышать всё чаще. Они бежали впереди времени...
Из проекта устава Московского КСП 1986 года. "Клуб является юридическим лицом. Вся его деятельность осуществляется на основе полной самоокупаемости. Клуб находится на самостоятельном балансе, имеет текущий счёт в Госбанке СССР и Гострудсберкассе СССР, круглую печать... Средства клуба образуются от продажи билетов на его мероприятия, культурного обслуживания населения и организаций на договорных началах; членских взносов..." В мае 1967 года проводится первый загородный городской слёт. Пришли человек 60. Так робко опробовалась новая форма работы. Осенью того же года число участников слёта исчислялось сотнями. Один из создателей горклуба Сергей Чесноков организовал первую конференцию по самодеятельной песне. Состоялся интересный диалог литературоведов, музыковедов, социологов, фольклористов с авторами и исполнителями. Тогда же энтузиасты попытались утвердить положение о горклубе. Началась волокита. В 1968 году гостеприимство "Сокольников" иссякло. Городскому КСП предложили влиться в клуб "Мелодия и ритм" при Союзе композиторов. — Мы вошли туда как секция народной музыки, — вспоминает Игорь Каримов. — Получили помещение на улице Готвальда. В январе 1969 года его отобрали. Нам предложили площадку в кафе "Печора". Наши авторы, исполнители попробовали и отказались: "Жующая, подпитая публика нам не нужна". Маленькое отступление. На первых слётах КСП жёстко царил сухой закон. Сам образ жизни на слётах, сам характер песен, нагружающих не ноги, а голову; сам склад этих в массе своей действительно интеллигентных людей противоречил обильным возлияниям. Вином заполнялся вакуум духовности, вакуум досуга, вакуум общения. Ни первое, ни второе, ни третье КСП не грозило изначально.
Из проекта устава Московского КСП 1986 года. Часть 3. Содержание и формы работы клуба. 1. Проведение фестивалей, смотров, вечеров, абонементных циклов концертов- лекций, слётов. 2. Проведение творческих отчётов авторов, исполнителей и коллективов самодеятельной песни... 3. Подготовка, заказ и выпуск рекламных материалов, буклетов, проспектов, информационно-методических материалов по самодеятельной песне... 4. Создание библиотеки, фонотеки, архива... 5. Организация школ игры на гитаре и разучивания песен. 6. Организация театра песни... 9. Осуществление творческих связей с КСП других городов...
С 1969 года горклуб КСП перешёл на квартирный образ жизни. Слёты, концерты, встречи продолжались по нарастающей. Завоевали популярность песни Егорова, Берковского, Кукина, Клячкина... Прошло 5 долгих насыщенных лет. Поток любителей самодеятельной песни не обмелел — напротив. В 1974 году на весенний (15-й) городской слёт собралось более тысячи человек; на осенний (16-й) — 2 тысячи. В марте 1975 года, наконец, утверждается положение о Московском КСП. Появляются новые имена: Луферов, Мирзаян, Бережков, Вера Матвеева. В 1976 году горклуб решил создать кустовые объединения ("кусты") по несколько групп в каждой. Ведь работавшие на общественных началах энтузиасты горклуба сбивались с ног. Удалось добиться ставки освобождённого директора, им стал Михаил Баранов. Узкие орграмки не давали вздохнуть. Снова пытались перейти на самофинансирование. "Крестьянская складчина" позволила покупать магнитофонную плёнку, фотобумагу, краски. Сумели сделать ремонт своего нового помещения на улице Трофимова, готовились к покупке техники, пробивали залы для абонементных концертов... Они по-прежнему обгоняли застойное время.
Из проекта устава Московского КСП 1986 года. "Средства клуба могут направляться: на проведение мероприятий КСП, приобретение грампластинок, туристско-спортивного снаряжения, печатных изданий, магнитной ленты, демонстрацию фильмов, оформление подписки на газеты и журналы, на приобретение оборудования (мебель, радио-, фото-, видеоаппаратура, музыкальные инструменты и т. д.), на аренду помещений для КСП..."
В 1977 году в ДК имени Горбунова впервые начались абонементные концерты. Пригласительные билеты разбирались с боем, желающих прибавлялось. Конкурсы выявляли новые имена: Суханов, Долина, Лорес. В 1980 году состоялся 25-й слёт КСП, впервые вне Московской области. А вскоре горклуб закрыли, помещение отобрали. С трудом прошли абонементные концерты того года. Вопреки исторически сложившейся "кустовой" структуре было предложено рассредоточиться по домам культуры. Но в них любителей КСП, за редким исключением, встречали без радушия. Горклуб снова перешёл на квартирный образ жизни. За три дня до очередного фестиваля собрались на экстренный совет: "Что делать? Отменять?". Сквозь препоны не прошли десятки прекрасных песен, запретили слово "куст". На втором туре члены групп намеревались оформить залы ДК, но им не разрешали. В жюри третьего тура "несуществующему" горклубу не позволили пригласить Булата Окуджаву... Предвижу упрёк: зачем ворошить старое, давайте конструктивные предложения. Нет — и старое ворошить нужно. Проблемы с пластинками, с перезаписью, отсутствие пропаганды авторской самодеятельной песни привели к некоторым пустотам в духовной культуре. Эти пустоты моментально заполнил "импорт". Именно в 80-е годы, словно чума, расползлись по Москве кассетки с Аркашей-Северным, с Лёшей-Американцем, с "эмигрантами", "одесситами" (порой умело работавшими "под Высоцкого"). И что самое горькое — расползлись в первую очередь в ПТУ, в техникумах, среди рабочей молодёжи. Живительные перемены времени сломали, наконец, лёд вокруг КСП. В мае 1986 года горклуб, "кустовой" актив при огромной помощи Ленинского РК ВЛКСМ провёл слёт с шеститысячным присутствием. Как всегда, работали одна большая сцена и несколько малых. Множество новых песен, новых имен; ночное праздничное шествие. Утром специальная программа для детей (к слову, этой весной проведён очередной детский слёт — кээспят). Как всегда, ни одного инцидента, даже маленького... В сентябре начали действовать абонементы в ДК имени Горбунова. Залы по-прежнему полные. Пользуясь случаем, хочется сказать немало тёплых слов в адрес "горбушки", как ласково зовут в КСП этот Дом культуры. Уже почти 10 лет бессменно принимает он любителей авторской самодеятельной песни. Замечательный, но, увы, не слишком частый пример истинной принципиальности снизу.
День сегодняшний
Итак, Московский клуб самодеятельной песни станет юридически узаконенной хозрасчётной единицей. Появятся членские билеты, взносы, бумаги. Атрибуты для КСП, мягко говоря, непривычные. Понаблюдав это движение изнутри, несложно предугадать волну скепсиса. Поэтому попытаюсь выступить в роли скептика.
— Зачем понадобилось формализовать горклуб? Разве сейчас не стало легче жить при домах культуры?
И. Каримов, А. Гербовицкий: Легче, хотя и не везде.
Всё равно нужен сильный городской центр. Только так можно полностью реализовать нажитый КСП за последние десятилетия "золотой фонд" песен и авторов. Единственный целенаправленный творческий семинар ведёт сегодня только Дмитрий Сухарев. Приходят к нему вечером после работы человек 30. Для одного Дмитрия — более чем достаточно. А в масштабах Москвы — капля в море. У нас есть десятки опытных, сильных авторов, готовых вести работу с молодёжью. Но некому всё это организовать. Сами "кусты" зачастую варятся в собственном соку. Наладить полнокровный творческий обмен без сильного городского центра невозможно. Многие старейшие активисты КСП, например, Дмитрий Соколов, собрали дома интереснейшие архивы и фонотеки. Нельзя такое богатство разорвать на лоскутки и растащить по углам. Все "частные коллекции" нужно свести воедино, разобрать, систематизировать. Нужна городская библиотека, фонотека, центр перезаписи. Иначе потеряем свою историю, свои корни. Свежий пример. В фирме "Мелодия" встал вопрос: выпустить пластинку КСП 60-х годов. Спохватились мы, а записей того времени почти нет. Не говоря уж о качестве...
— Что ж, резоны и блага видны. А не боитесь ли вы потерять главное — отсутствие формализма?
И. К., А. Г.: Боимся! Но в КСП, на наш взгляд, достаточно умных, интересных людей и традиций, противостоящих формализму. Всё в наших руках. Давайте смотреть в корень! Сесть со своим увлечением на шею государству мы не вправе, нам и не позволят. Нужна финансовая самостоятельность. Значит, без прозаических документов не обойтись. Кроме того, инфраструктура КСП, запросы его участников год от года усложняются. Жизнь показала, что работой городского центра необходимо заниматься профессионально...
Страничка из дневника. 10 мая наш штабной автобус, не повторяя вчерашнего "заседания" в луже, благополучно выбрался на шоссе. Закончился слёт, колонна из 56 автобусов возвращалась в родные пенаты. На заднем сиденье с оргкомитетом слёта делился своими впечатлениями коллега. Восхищался организацией, широчайшей творческой палитрой. Под конец обронил: "Труд титанический, а ставки у вас, небось, мизерные?" — Мы на общественных началах. — спокойно пояснили ребята. — После работы... Минуты три коллега не верил. Думал, что его разыгрывают.
...горклубу нужны освобождённые работники.
— Какую структуру вы предполагаете?
И. К., А. Г.: Во-первых, директор, официальный представитель клуба. Во-вторых, бухгалтер. Деньги кустарщины не любят. Ведь если обнаружатся финансовые нарушения, то положение КСП снова резко ухудшится. И уж на сей раз винить, кроме себя, будет некого! В-третьих, понадобятся ответственный за фонотеку, заведующие библиотекой и архивом. Нужны технический секретарь (прежний клуб задыхался от звонков) и радиотехник, следящий за аппаратурой в центрах перезаписи. То есть человек 5-6 хватит. Раздувать штаты при нынешних проблемах с трудовыми ресурсами нельзя, к тому же клубному бюджету — лишняя нагрузка.
Из проекта устава Московского КСП 1986 года. "Средства клуба могут направляться на... содержание штатного персонала клуба, на оплату лиц, привлекаемых для выполнения задач клуба, на оплату выступающих в платных мероприятиях клуба...".
— А что получат "кустовые" организации?
И. К., А. Г.: Право финхоздеятельности. Согласно разработанному уставу местный клуб — основа оргструктуры городского КСП. 75 процентов средств, заработанных местным клубом, расходуется им самим, 25 процентов поступает в общегородской фонд. По решению совета горклуба любой "куст" сможет получить дотацию — в кредит или безвозмездно. Например, образовался новый "куст". Чтобы встать на ноги, ему нужна дотация. Согласно разработанному уставу горклуб может направлять лучших "кустовых" авторов в творческие командировки. Или, наоборот, приглашать авторов из других городов за свой счёт. Такие расходы через смету ДК не пройдут. Пользование городскими абонементами, фонотекой, библиотекой подразумевается. Ещё важнейший фактор. Как юридическое лицо горклуб получит право заказывать дополнительный тираж пластинок в "Мелодии" (вопрос уже прорабатывался). Более того, видимо, в новых условиях хозяйствования "Мелодия", переложив на нас первичные расходы, сможет выпускать пробный тираж пластинки, заказанной нами. Если спрос подтверждается, тираж увеличивается. Мы думаем, ради популяризации КСП на обоснованный риск нужно будет идти...
Наш разговор затянулся до полуночи. Еле успели на транспорт.
От себя добавлю следующее. Сейчас КСП переживает непростой период. Наблюдается отток тех, кто, недооценив творческую первооснову, шёл в КСП исключительно за "остреньким". Ныне почти всё, о чём пели в лесу, нетрудно прочесть в газетах. С увеличением доступности абонементов, концертов, конкурсов отойдут в сторону поклонники модных социальных дефицитов. Вероятно, в составе КСП появится больше школьников (пока их единицы).
Из фонограммы праздничного вечера КСП, посвященного 60-летию Булата Окуджавы. Записка: "Что вы можете пожелать Московскому клубу самодеятельной песни? Скажите мудрое слово молодым...". Булат Окуджава: Желаю хороших песен, сплочённых рядов. И хорошего помещения. Постоянного. Замечательного... (аплодисменты).
Прошло два года, изменилось время, а помещения по-прежнему нет. Редакция обращается к председателю МГСПС Владимиру Павловичу Щербакову и начальнику отдела нежилых помещений исполкома Моссовета Николаю Максимовичу Маневичу с просьбой РЕШИТЬ НАБОЛЕВШУЮ ПРОБЛЕМУ. Сложностей много. Несомненно главное. В КСП заложено то, чего сейчас нам катастрофически не хватает, — индустрия досуга. Да, да, индустрия высокопробнейшего системного досуга. Отнюдь не эпизодического и одноразового, как, скажем, молодёжные кафе, лекции, дискотеки... О воспитании вкуса, коллективизма, стремления к творчеству мы уже говорили. Напомнить нелишне. Лети же к творческим высотам — "певчий клин, которому названья нету"! *** ВНИМАНИЕ! 14 января в помещении ДК МЭИ состоится собрание КСП по проблемам нового устава. Приглашаются авторы, исполнители, актив групп, "кустов" и все желающие. Начало в 19 часов.
|
© bards.ru | 1996-2024 |