В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
23.05.2015 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Башлачёв Александр Николаевич ("СашБаш") |
Авторы:
Шаповалов Валерий Источник: Шаповалов, В. В царстве поэтических мистерий / В.Шаповалов // Звезда Востока (Ташкент). – 1993. – № 3. |
|
В царстве поэтических мистерий |
Стихи Башлачёва – это своего рода поэтические мистерии, каждое действо которых рождает и совершенствует культ слова. Все древние мистерии человечества, так или иначе, имели целью слить часть с целым, индивидуальное сознание с Абсолютным Разумом, мимолетное соединение с которым давало мисту шанс заглянуть в загадочные, недоступные простому смертному сферы бытия. Посвященные в мистериальные таинства, расширяя пределы познания, обретали "идею жизни", открывали новый, более глубокий смысл своего существования в условиях реального мира. Согласно представлениям древних, человек – важнейшее звено Природы – в потенции своей уже обладает основами Великого Знания, которое, однако, может проявиться только посредством мистического слияния с демиургом, и тогда человек находит себя, выступая из хаоса недосказанности и мерцаний. В поэтическом мире Александра Башлачева аналогичные метаморфозы происходят со словом – важнейшим элементом текста, – которое, будучи носителем той или иной информации, обнаруживает в своей фонетической структуре наличие иного, более совершенного смысла. Вычленить эту "идею слова" поэту удается путем соотнесения двух созвучных слов, из которых одно дает смысл другому:
Хоть смерть меня смерь, Да хоть держись меня, жизнь...
Или:
Зима жмет земное. Все вести – весною. ("Тесто")
Аллитерация, активно используясь Башлачевым в своей основной функции – выделять и скреплять значимые слова, – помимо того, есть действенный способ извлечения из слова закодированного в его буквах истинного смысла. Особенность поэтического языка Башлачева в его подвижности, за счет которой и возникает неповторимая полифония смыслов.
Пока пою, пока дышу, дышу и дyшу не душy, В себе я многое глушу – чего б не смыть плевка? ("Случай в Сибири")
Отнюдь не случайно в данном случае расположение слова "душа" между словами с диаметрально противоположными значениями: "дышать" и "душить". С одной стороны – жизненно важное свойство человека и организма вообще – способность дышать, а, следовательно, жить, а с другой – действие, перекрывающее доступ кислорода в легкие, а, следовательно, несущее смерть. И между этими столь разными понятиями помещается "душа" – единственно подлинная ценность человека, находящаяся в центре извечной борьбы жизни и небытия. Еще одно важное связующее звено поэзии Башлачева и мистериальных культов – смерть, являвшаяся для посвящаемых в древние таинства первейшим средством освобождения духа и сознания от власти плоти, а для Башлачева – постоянным, пугающим своей почти реальной осязаемостью фоном, на который проецировалась проблематика его произведений. И даже если в отдельных стихах Башлачева не было ни строчки о смерти, ее зловещая тень виделась за каждым словом, за каждой мыслью. Ощущение близости смерти, обостренное у поэта до предела, позволило ему с поразительной точностью предсказать обстоятельства собственной смерти:
Я знаю, зима – в роли моей вдовы. ("Ночь плюет на стекло черным...")
Рекламный плакат последней весны Качает квадрат окна. ("Все от винта!")
Мистериальная "смерть" неизбежно венчалась "воскрешением", делавшим уход миста из мира иллюзорным и кратковременным, свою же смерть Башлачев, не любивший обманчивых полутонов, решил увидеть реально – он уходил, чтобы не вернуться. И если мы не смогли, а может быть, и не захотели охранить поэта от того трагического прыжка из окна питерской квартиры, так давайте хоть теперь вернем свои долги и с запоздалой, но искренней благодарностью прикоснемся к поэтическим сокровищам Александра Башлачева.
Валерий ШАПОВАЛОВ
18 февраля исполняется 5 лет со дня трагической смерти Александра Башлачева – поэта, музыканта, исполнителя. Он ушел, когда ему было всего 27. Ушел, не прощаясь, оставив после себя около 60-ти песен, Каждая из которых есть попытка проникнуть в таинство русского слова. Памяти поэта посвящается эта публикация.
Александр Башлачев
Вечный пост
Засучи мне, Господи, рукава! Подари мне посох на верный путь! Я пойду смотреть, как твоя вдова В кулаке скрутила сухую грудь. В кулаке скрутила сухую грудь. Уронила кружево до зари. Подари мне посох на верный путь! Отнесу ей постные сухари. Отнесу ей черные сухари. Раскрошу да брошу до самых звезд, Гори-гори ясно! Гори По Руси, по матушке – Вечный пост. Хлебом с болью встретят златые дни. Завернут в три шкуры да все ребром. Не собрать гостей на твои огни. Храни нас, Господи! Храни, покуда не грянет Гром! Завяжи мой глас песней на ветру! Положи ей властью на имена! Я пойду смотреть, как твою сестру роют сваты втемную, в три бревна. Как венчают в сраме, приняв пинком. Синяком суди да ряди в ремни. Но сегодня вечером я тайком Отнесу ей сердце, летящее с яблони. Пусть возьмет на зуб, да не в квас, а в кровь, Коротки причастия на Руси. Не суди ты нас! На Руси любовь Испокон сродни всякой ереси. Испокон сродни черной ереси. На клинках клялись. Пели до петли. Да с кем ни куролесь, где ни колеси, А живи как есть – в три погибели. Как в глухом лесу плачет черный дрозд. Как присело солнце с пустым ведром. Русую косу правит Вечный пост. Храни нас, Господь, покуда не грянет Гром! Как искали искры в сыром бору. Как писали вилами на Роду. Пусть пребудет всякому по нутру. Да воздастся каждому по стыду. Но не слепишь крест, если клином клин, Если месть – как место на звон мечом, Если все вершины на свой аршин, Если в том, что есть, видишь, что почем. Но серпы в ребре, да серебро в ведре, Я узрел не зря. Я – боль яблока. Господи, смотри! Видишь? На заре Дочь твоя ведет к роднику быка. Молнию замолви, благослови! Кто бы нас ни пас, Худом ли, Добром, Вечный пост, умойся в моей любви!! Небо – с общину. Все небо – с общину. Мы празднуем первый Гром!
Посошок
Эх, налей посошок да зашей мой мешок – На строку – по стежку, а на слова – по два шва. И пусть сырая метель мелко вьет канитель И пеньковую пряжу плетет в кружева. Отпевайте немых! А я уж сам отпою. А ты меня не щади – срежь ударом копья. Но гляди – на груди повело полынью, Расцарапав края, бьется в ране ладья; И запел алый ключ. Закипел, забурлил... Завертело ладью на веселом ручье. А я еще посолил. Рюмкой водки долил, Размешал и поплыл в преисподнем белье. Перевязан в венки мелкий лес вдоль реки. Покрути языком – оторвут с головой. У последней заставы блеснут огоньки, И дорогу штыком преградит часовой. – Отпусти мне грехи! Я не помню молитв. Если хочешь, стихами грехи замолю. Объясни – я люблю оттого, что болит, Или это болит оттого, что люблю? Ни узды, ни седла. Всех в расход. Все дотла. Но кое-как запрягла. И вон – пошла на рысях! Эх, не беда, что пока не нашлось мужика. Одинокая баба всегда на сносях. И наша правда проста, но ей не хватит креста Из соломенной веры в "спаси – сохрани", Ведь святых на Руси – только знай выноси! В этом высшая мера. Скоси-схорони. Так что, брат, давай! Ты пропускай, не дури! Да постой-ка, сдается, и ты мне знаком... Часовой всех времен улыбнется: – Смотри! – И подымет мне веки горячим штыком. Так зашивай мой мешок да наливай посошок! На строку – по глотку, а на слова – и все два, И пусть сырая метель все кроит белый шелк. Мелко вьет канитель да плетет кружева.
|
© bards.ru | 1996-2024 |