В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

17.08.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Пастернак М.

Источник:
газета "Московский Комсомолец", 4 апреля 1986 г., стр. 4, в рубрике "Проблема. Как она решается."
 

Поговорим о КСП

Мурлыкая в вечерней тишине, красный язык костра тщательно вылизывает шёрстку хвороста. Тлеющие поленья разбрасывают искры. Жалуется на свою судьбу котелок. Но его прожжённому ворчанию никто не внемлет — всё внимание гитарам.

Вокруг костра разновозрастные, в массе своей бородатые люди в выцветших, прокоптившихся штормовках. На руках, плечах, животе и даже спине прилепились эмблемы самой разной формы, цвета, рисунка. Общее одно: КСП.

Клуб самодеятельной песни. Вне зависимости от спектра мнений это понятие стало крылатым. Впрочем, я не прав: КСП не понятие, а движение — причем не только московское.

Песня испокон веков была не только видом искусства, но и видом общения. Самый наглядный пример: "Эй, ухнем".

Начиная с пятидесятых годов общение с авторской песней становилось все более коллективным, выходило за рамки узкого круга друзей и приятелей. В немалой степени этому помог магнитофонный "бум". Далее были взлёты и падения популярности...

Сейчас КСП вновь выруливает на взлётную полосу. И сегодняшний разговор о его первооснове — группе.

Мой собеседник – Владимир Сапунцов, руководитель группы КСП Московского института нефти и газа имени И. М. Губкина, лауреат Московского фестиваля самодеятельной песни.

 

— Владимир, вам за тридцать, дочка в третьем классе, работаете старшим научным сотрудником, и вдруг с гитарой, со студентами, да ещё в лес... Не пора ли остепениться?

 

— Не исключено, что остепенюсь — таких в КСП немало. У нас, например, кандидат химических наук Михаил Вагин успешно заведует фонотекой — на мощной научной основе...

А если серьёзно, о возрастном цензе говорить не приходится. Сейчас контингент поклонников самодеятельной песни колеблется между 15 и 70 годами, причём очень большую долю составляют "те, кому за тридцать".

 

— Чем объяснить нынешнюю популярность авторской самодеятельной песни?

 

— Во-первых, всё большему числу людей нужен не просто активный отдых, а возможность творческого самовыражения.

Десятки могут написать авторские песни, сотни — исполнить уже известное, но в своей обработке, тысячи — просто повторить. А уж поддержать хор никому не заказано.

Во-вторых, привлекает основной атрибут КСП — слёт.

В принципе петь под гитару можно и в квартире, и на скамейке, и — как ни прискорбно — в подворотне.

Поклонники самодеятельного творчества проводят песенные слёты в лесу. К чему, казалось бы, лишние хлопоты: рюкзак, электричка, пешие километры? Чудачество, жажда экзотики, поиск приключений? Для кого-то — да. Но таких немного.

По-моему, вглядываться нужно глубже. Песенное творчество неотделимо от природы — ею и вдохновляется.

И потом человек индустриальный отчаянно устал от четырёх стен, от рядов кресел, от неподвижности и взгляда в одну точку. Петь свои любимые песни хочется "расковавшись", упиваясь лесным воздухом, замирая от ночного шума сосен, под аккомпанемент пылающего костра — а костров на большом слёте десятки...

Поём песни Окуджавы, Визбора, Городницкого, Никитина, Кима, Берковского, Егорова, Клячкина, Матвеевой, Суханова и других поэтов-бардов, обязательно появляются новые песни и новые авторы.

Организуется общий концерт всех групп, пришедших на слёт, и каждый старается блеснуть. Причем зачастую исполняется то, чего не напишешь на коленях в электричке, — привозятся домашние заготовки, на которые авторы не жалеют ни времени, ни сил.

Помню, на одном слете ребята из "Яузы" показали сатирический спектакль в стихах — на час десять. А прелестный шуточный балет той же "Яузы"!

Часто во время концерта проводятся конкурсы: придумать приветствие, сценку с песнями на заданную тему, песню-пародию и т. д.

После концерта все поют на своих биваках, "ходят по кострам" (традиционный термин). В общем, скучать не приходится, и на слёте любители песни если вдруг спят, то не более двух-трех часов — некогда, хочется побольше услышать и переписать.

 

— Часто приходится слышать о традициях КСП...

 

— В нашем движении сложились прекрасные традиции.

Атмосфера духовности и творчества в самом лучшем смысле слова накладывает отпечаток на поведение людей.

За свою жизнь я побывал на десятках слетов, но не припомню не то что драки, но даже словесной перепалки. Зато если вдруг в дороге группа попала под дождь, то на поляне слёта уже расположившиеся соседи всегда напоят горячим чаем. А если кто-то взял с собой ребёнка, его и накормят, и приютят в самой лучшей палатке.

Рубкой живых деревьев члены групп не промышляют — иначе тут же дисквалифицируют со слёта.

После снятия с лагеря мы всегда засыпаем костёр, закапываем мусор. Святые туристские традиции в КСП нерушимы. Порой приходится убирать и за "дикарей", наследивших до нас.

Лично мне очень дорога сложившаяся этика отношения к инструменту. Не видел, чтобы на слёт хоть кто-нибудь пришёл с незачехлённой гитарой или облепил её пошлыми наклейками.

Кстати, во время общего концерта все участники слёта собираются на большой поляне, оставив свои вещи в палатках на честность друг друга. И опять же не припомню случаев взаимного недоверия.

Сейчас ряды КСП растут. Надеюсь, новички впитают в себя всё лучшее, чем мы богаты (а мы богаты!). Ну а коли появятся "издержки", на перевоспитание или фильтрацию у нас сил и совести хватит.

 

— На одном из эстрадных концертов конферансье, представляя певицу, сказал;

"Она споёт под обычные гитары. Но в отличие от так называемых самодеятельных авторов споёт профессионально". Меня тогда больно кольнуло...

 

— Меня бы это оскорбило. Однако конферансье просто сравнивал несопоставимое.

КСП — клуб! Его задача — общение через песню.

Эра вокально-инструментальных ансамблей слегка утомила шумом, грохотом, атрибутикой вульгарности, чем-то напускным.

Наши песни в массе своей спокойные, вдумчивые. Тяга именно к таким песням возросла, наверное, потому, что мы устали от поверхностного и нынешней эстрады, от бесспорности "звёзд". Хочется отдыхать, не отделяясь рампой от творчества, да и друг от друга. Профессионализм КСП не обязателен, в то время как стремление к самосовершенствованию для истинных любителей самодеятельной песни подразумевается.

 

— Итак, стержень КСП — общение через песню?

 

— По-моему, да. Не всякий наделён абсолютным слухом, но если его влечёт к пению под гитару — отвергать такого человека КСП не отвергнет.

 

Многим, имеющим и слух, и голос, поначалу не хватает решимости выйти на сцену, в то время как солировать у костра решается большинство.

 

Наконец, для самых "непоющих" всегда найдётся техническая работа: поиск записей для фонотеки, обзор материалов об авторах для тематического вечера, создание декораций, эмблем, объявлений. Написать толковую раскладку для участников слёта тоже, между прочим, искусство...

Речь, естественно, не идёт о делении на "творческих" и "чернорабочих" — это противно самой сути КСП. Прелесть движения самодеятельной песни в его ненавязчивости.

 

— Владимир, каким образом строится работа в вашей вузовской группе?

 

— Главное, я стараюсь быть незаметней (мы оба улыбаемся, потому что рост Владимира — под два метра) и не командовать.

В группе действует совет, на котором обсуждаются все без исключения организационные и творческие вопросы. Еженедельно собираемся с гитарами прямо в институте — после занятий, разумеется. Поём для души и для новичков, репетируем.

Раз в пять лет "птенцы оперяются". И каждый год мы ждём пополнения. С 1 сентября вывешиваем объявление — приглашение. На сборах группы ребята знакомятся с новичками, рассказывают им о жизни КСП. И, конечно же, предлагают взять гитару да показать себя.

В сентябре прошлого года к нам пришло примерно 40 первокурсников. Из них около 30 регулярно ходили с нами на лесные "песнопения", после чего человек 15 прикипели к нашей работе всерьёз, активно участвовали в мероприятиях, проводившихся группой. Этих 15 человек на традиционном весеннем слёте мы, наверное, и примем в члены группы.

 

— Однако не все новички доходят до финиша...

 

— Испытание временем — естественный, без малейших нажимов или "намёков", отсев, на который приходится рассчитывать. В случайных людях, в "чистых" потребителях КСП, как и любой коллектив, вряд ли нуждается. Обретая дух творчества, большую компанию, душевный комфорт (в хорошем смысле), человек должен и чем-то делиться — в первую очередь личным временем.

 

— Всё чаще и чаще в автобусах, поездах, соседских квартирах приходится слышать безвкуснейшие записи песен под гитару — различного рода "одесситы", "эмигранты". Псевдосатира, псевдоностальгия, подделочки под старорусское, под народность...

 

— Увы, эрозию вкуса я тоже наблюдаю не первый год. И здесь КСП ведёт невидимую, но весомую контрпропаганду.

Авторских песен у нас очень много, а в процессе коллективного отбора — где лидируют люди с уже сложившимся творческим мировоззрением — у молодых членов группы и формируется взгляд на вещи.

Таким образом, в КСП вкус воспитывается через творчество — раз, через коллектив — два.

В общем, на сегодняшний день вопрос о слабости вкуса для КСП не стоит. Тем более что в формировании репертуара помогает и Межсоюзный дом самодеятельного творчества.

 

— Владимир, насколько я знаю, вы всерьёз увлекаетесь самодеятельной песней лет 15. А как с "постоянством любви" в вашей группе?

 

— Приведу конкретный пример. Лет 6 назад в нашей группе сложилось трио "Эхо": Григорий Данилевский, Светлана и Александр Менделевы.

Света сама пишет стихи и музыку, ребята хорошо играют на гитаре, пишут музыку на стихи советских и зарубежных поэтов.

В 1983-1984 годах "Эхо" закончило институт, родилась дочь у Менделевых, а через год — в семье молодых Данилевских.

Прошёл самый первый, самый трудный "детский год", и "Эхо" вновь репетирует. Были и первые выступления, но уже вчетвером — ввели в свой состав скрипача.

Для меня очень важно, что не пропал у них творческий запал, что не погрязли они в быте, а сумели переступить через суету.

В наших же "недрах" появилась, как говорится, достойная смена — трио "День": Светлана Бернштейн, Сергей Сыромятников, Леонид Ярков И не они одни.

 

— Кроме своих слётов, концертов, тематических вечеров, ваша группа больше ничего не делает?

 

— Да что вы! Члены нашей группы постоянно участвуют в различных институтских концертах, выступают на комсомольской и профсоюзной учёбе. Даём концерты на подшефных предприятиях, на народных гуляньях. Регулярно выезжаем на "картофельные гастроли" во время осенних сельхозработ. По приглашению ректората ездили со специальной программой на открытие филиала МИНГ в Оренбурге. Наших ребят охотно берут в стройотряды — знают, что к работе в коллективе приучены, плюс самодеятельность обеспечат.

В институте, как вы догадались, нас любят, охотно предоставляют сцену и в актовом зале, и в студенческом клубе общежития. Очень помогает студенческий профком во главе с Виктором Мартыновым. В прошлом году купили нам семь хороших гитар, банджо, балалайку, два магнитофона, регулярно снабжают плёнкой...

 

— Боюсь, редкой группе так везёт с профкомом А как насчёт других проблем?

 

— Сейчас главная наша беда — отсутствие настоящего центра КСП со своим помещением. Любители самодеятельной песни между собой контактируют гораздо слабее, чем хотелось бы, зачастую работают "по углам".

Хотелось бы иметь городские семинары-встречи, поискать новые формы работ, конкурсов. Создать бы хорошую библиотеку КСП, фонотеку, сделать бы пять — семь центров перезаписи. Ведь именно недостаточная распространённость отечественной самодеятельной песни, незнание лучших, интереснейших авторов приводит к пустотам, которые и заполняются "импортной самодеятельностью". В КСП более чем достаточно хорошего песенного материала, который мы могли бы успешно противопоставить неразумной безвкусице. К сожалению, это понимают не везде...

И особенно остро назрела необходимость большого слёта, который никого не обошёл бы вниманием.

Самодеятельной песне пора стряхнуть с себя некоторое оцепенение последних 4-5 лет, на порядок улучшить творческий обмен. Без большого, представительного слёта, боюсь, ничего не получится...

От себя добавлю следующее. В нынешние времена обновления поставлен и решается вопрос расширения доверия ко всем без исключения творческим коллективам. Стало, наконец, понятным, что пресловутая логика "как бы чего не вышло" изжила себя — отплатив нам серостью, пустословием, некритичностью.

Думается, что живительное веянье времени не должно миновать любителей самодеятельной песни. Обладая неизмеримыми возможностями в организации досуга, в воспитании вкуса, стремления к творчеству и коллективизма, КСП вправе рассчитывать как минимум на доверие. А как максимум — на активную поддержку.

 

 © bards.ru 1996-2024