В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

22.05.2015
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Высоцкий Владимир Семенович
  - Высоцкий Никита Владимирович
Авторы: 
авторы не указаны...

Источник:
Своя колея / интервью с Н. Высоцким; беседовала Т. Хорошилова // Российская газета – Неделя. – 2005. – № 3678. - 21 янв.
http://www.rg.ru/2005/01/21/bard.html
 

Своя колея

В этом году исполняется 25 лет, как не стало Высоцкого. А 25 января у Владимира Семеновича был бы день рождения...

 

Сын Высоцкого Фото: Сергей Куксин

 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

 

Накануне дня рождения знаменитого барда мы встретились с его сыном, директором Дома-музея Владимира Высоцкого – Никитой Владимировичем Высоцким.

 

В детстве Никита имел очень приблизительное представление о том, как живет его отец и почему он, собственно, так знаменит. Года за три до смерти отца Никита пошел на его спектакль и "был придавлен". Стал серьезно слушать песни, ходить на другие спектакли, концерты. Позже, став актером, много ездил сам и всюду испытывал ощущение, что буквально вчера выступал Высоцкий-старший. Потом Никита ушел из театра и стал создавать Дом-музей своего отца. Но актерскую профессию окончательно не забросил, продолжая сниматься в кино. В январе в прокат вышел фильм "Слушатель", где он сыграл главную роль.

Мы встретились с Никитой Владимировичем в Доме-музее, в прекрасном уютном здании, которое обрело новую жизнь благодаря Высоцкому-младшему. У него те же черты лица, тот же голос, интонации... Только ростом он выше отца.

 

– Фильм "Слушатель" успели посмотреть еще немногие, поэтому расскажите, пожалуйста, о своей роли.

 

– Эта история о кризисе среднего возраста. Мой герой находит для себя необычную работу – в семье, которая его наняла, он выполняет функцию слушателя. Он выслушивает беды, горести каждого члена семьи, но не как психоаналитик. Моего персонажа используют как грушу для битья. На него выливают всю агрессию, весь негатив – и ему за это платят деньги. Как ни парадоксально, фильм получился веселый и с благополучным финалом. Жизнь моего героя меняется к лучшему, меняется и он сам... Такие фильмы хорошо смотреть под Новый год. Ты ждешь, когда он закончится и все плохое останется в ушедшем году. Моими партнерами были яркие актеры: Стеблов Евгений, Дюжев Дмитрий, Каляканова Наталья, Ефремов Миша, Люба Толкалина...

 

– Вы с отцом встречали Новый год?

 

– В детстве.

 

– Кто был Дедом Морозом?

 

– Бабушка. А отец шутил, веселился, таскал нас с братом на себе. Был такой Новый год...

 

– А у вас был кризис среднего возраста?

 

– Как раз сейчас он проявляется.

 

– В чем?

 

– В отношениях с близкими, с друзьями, детьми.

 

– Где дети учатся?

 

– Младший – школьник, а старший – в МГУ на юридическом.

 

– Кино заниматься не хотят?

 

– Не говорят, по крайней мере. И потом, сегодня актерская профессия не та, что была раньше. Мужчина, если он активный, творческий, амбициозный человек, в культуру не идет. Скорее пойдет на ТВ, в журналистику. Дело здесь даже не в деньгах, а в самореализации, в карьере. Раньше в актерских семьях почти никогда не стоял вопрос, куда идти учиться детям. Я много знаю актерских детей – они не по блату становились актерами. А сейчас дети из актерских семей идут в другие профессии. Сейчас актерство – антураж, на тусовки приглашают или друзьям тебя показывают, а общего уважения к профессии нет. И дети это чувствуют. Хотя, с другой стороны, это и хорошо, т.к. в актерскую профессию не идут лишние люди, а только те, кто действительно хочет заниматься кино, театром.

 

– В вашей семье есть пресловутая проблема "отцов и детей"?

 

– Старший сын живет со своей мамой. К сожалению, у нас нет ежедневного общения. Проблема поколений выражается в том, что они ищут свой путь. А мы, их любя и желая уберечь от ошибок, стремимся направить по той колее, по которой сами шли и по которой нам еще идти и идти.

 

– Отец тоже жил отдельно от вас. Не страдаете ли вы от того, что он что-то не смог, не успел вам передать?

 

– Мне не с чем сравнивать. Потерял я или выиграл – теперь поздно судить.

 

– Какая у вас любимая песня отца?

 

– У меня нет одной такой песни. Есть несколько десятков, которые я могу про себя "пропевать", когда нахожусь в пути, например, часто в Тарусу езжу, по дороге слушаю. Хотя объективности ради должен заметить, что у него было много и проходных песен, в которых он не очень выкладывался. Пусть поклонники отца не обижаются — думаю, что я имею право на такое мнение.

 

– Дом-музей занимается сбором информации о жизни и творчестве Высоцкого. Были ли за последнее время какие-то открытия?

 

– Случаются вещи, которые кажутся сенсационными.

 

– Ну, например?

 

– Ну, например, нашлась новая песня... Точнее, пластинка, когда-то выпущенная во Франции, где Марина поет песню, которую написал отец. Эта песня нигде не публиковалась, в рукописях ее не было, здесь он ее не исполнял, написал для себя. Пластинку эту Марина привезла и подарила всем нам... Или, скажем, было еще одно стихотворение, которое, кажется, отец никогда не исполнял как песню. И вот нашлась такая запись...

 

– Все ли творческое наследие Высоцкого уже собрано?

 

– Нет. Работа идет. Нашелся человек, который хранит историю болезни моего отца... Для историка это, да, нужно! Для фаната – да. Для широкой публики – не знаю.

 

– Как вы относитесь к высказыванию, что ваш отец выразил в своем творчестве душу нашего народа?

 

– Это эмоциональное определение. Хотя отец был, безусловно, ярким человеком. Актером, кинозвездой, поэтом и при этом – настоящей поп-звездой, он собирал стадионы со своей гитарой без рекламы. На нем сфокусировались взгляды, интересы, любовь миллионов людей. И не только в Советском Союзе. Сейчас в Черногории ему поставили памятник.

 

– Накануне дня рождения Высоцкого ежегодно проходит вручение премии "Своя колея". (Эфир на НТВ). Где будет проходить церемония в этом году?

 

– На "Мосфильме", в павильоне, где Станислав Говорухин снимает свой новый фильм. Согласно положению о премии она вручается тем, чья жизнь и деятельность созвучны высоким нравственным темам песен и поэзии Высоцкого и кто не изменяет своим убеждениям. У премии нет денежного выражения, это только общественное признание. В жюри входят Юрий Петрович Любимов, Валерий Золотухин, Михаил Шемякин, Вадим Туманов, один из близких друзей отца. Лауреатами уже были Романцев, Шойгу, Рошаль, Галина Волчек... Это люди, которые сами могли бы стать героями песен Высоцкого. Люди, идущие неповторимым собственным путем, не разрушающие, а созидающие жизнь. Он сам был такой.

 

– Вам отец снится?

 

 

– Снится. Откуда берутся сны, почему... я не знаю. Сон – отражение мыслей дня. Я – директор музея, и я о нем вынужден все время думать, вспоминать.

 

– Ваш любимый фильм, где снимался отец?

 

– "Вертикаль". Я читал письма отца: ему было хорошо на съемках, интересно. Этот фильм стал для него поворотным, этапным, после этого он стал тем Высоцким, которого мы знаем. Ему кино давало общение с яркими талантливыми людьми. "Служили два товарища", последние киноленты... Он снялся примерно в 40 фильмах – для звезды это не так и много. "Интервенцию" выпустили в прокат в 1986 году, когда его уже 6 лет как на свете не было.

 

Марина Влади открыла шлюзы

 

– Какая книга, написанная о Высоцком, вам кажется наиболее объективной?

 

– Объективность – не самое большое достоинство книги. Толстой сказал: "Я не объективен и тем горжусь".

Если говорить о ценности фактической, то это книга Новикова из серии ЖЗЛ, над которой автор работал несколько лет. Но для меня важны и книги Золотухина – прежде всего тем, что это дневники, которые изначально не предназначались для публикации. Мне нравится потому, что это свежо. Он писал вечером о том, что было утром, а утром, что было накануне.

 

– А нашумевшая книга Марины Влади?

 

– В этой книге очень много неточностей, которые касаются живых людей. Неточностей обидных. Хотя Марина – человек яркий, очень сильный, очень много для отца сделавший. Но мне как члену семьи немаловажно, что эта книга открыла шлюзы той грязи, которая полилась на отца. Прошло почти четверть века, как его не стало. И вы посмотрите, что появилось в канун его очередного дня рождения – пять-семь статей о том, что он пил, с кем спал... При этом 98 % вранья.

Мой дед также был оболган в этой книге. Если бы отец это прочел, он был бы в бешенстве.

 

– Тем не менее у книги Марины Влади коммерческий успех, гигантские тиражи. Что-то с этих продаж получил ваш музей?

 

– Музей ничего не получил. Пишут на обложке: часть денег пойдет на музей. Все это не так.

 

– Вы играли отца на сцене?

 

– Я всего один раз ввелся в спектакль, который уже был объявлен. Но потом я ушел.

 

– А если бы вам предложили сыграть отца в фильме, вы бы согласились?

 

– Нет. Я видел фильм, где играют отца. На меня фильм произвел странное впечатление. На мой взгляд, Быков замечательно сыграл Хрущева, но я Хрущева не знал. А отца знал...

 

– О чем вы мечтаете?

 

– Уйти мечтаю...

 

– Куда?

 

– Вообще.

 

– Устали?

 

– Кризис среднего возраста. Жизнь уходит. Причем ее лучшая часть. Я честолюбивый человек. Есть куча проектов, которые хочется сделать. Раз в год ухожу в отпуск – снимусь где-то. Но не могу много сниматься, потому что у меня вся голова здесь. Когда приходил сюда, был уверен, что на чуть-чуть. Не получилось...

Когда спрашивают: кто построил этот дом-музей, я отвечаю: "Его построил сам Владимир Семенович". Не было денег, очень было тяжелое время, люди приходили, приносили – и не только деньги, а кто-то краску, кто еще что-то...

Строители бесплатно работали. Здание было разрушено на 80 %, шло под снос. Наши соседи полы застелили. Фонд Высоцкого только аккумулировал желания людей помочь построить дом. Московское правительство дало здание, средства, оборудование. Сейчас, конечно, стало полегче. Но я не могу так взять и все бросить. Решусь лишь тогда, когда найду человека, который на моем месте будет лучше, чем я.

 

– Книгу об отце не собираетесь писать?

 

– Нет. Я, может быть, для музея напишу какие-то комментарии, чтобы осталась точка зрения для людей, которые будут здесь работать. На мне многое сходится. Я много знаю.

 

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

 

"Высоцкий в кино. Своя колея"

Воскресенье, 30 января, 23.10, НТВ

 

Выйдет ставшая уже традиционной программа "Своя колея". Это телеверсия акции, включающей торжественный вечер, посвященный памяти поэта и барда, и вручение премии Владимира Высоцкого "Своя колея", которая присуждается ежегодно с 1994 года. На этот раз съемки проходили на киностудии "Мосфильм". На импровизированной съемочной площадке песни самого популярного барда минувшего столетия исполнят Людмила Зыкина, Сергей Безруков, Елена Камбурова, Шнур, Макс Покровский, Валерий Золотухин, Дмитрий Певцов... Песни представляют те, кто работал с Высоцким в кино, и те, кто провожал его в последний путь. Это Г. Гречко, Г. Волчек, М. Шемякин, С. Говорухин, А. Митта и другие.

 

ДОСЬЕ "РГ"

 

Любимые женщины Высоцкого

 

Иза Высоцкая

 

Перед Новым 2005 годом в гостях у театрального режиссера Юрия Ершова я застала миловидную женщину, которая, несмотря на новогодний дождь, была одета основательно, по-сибирски. Она загадочно улыбалась и спешила к друзьям на Большую Каретную.

Незнакомка оказалась первой женой Владимира Высоцкого – Изой. У Высоцкого было три жены. Людмила Абрамова – мать двоих детей – живет в Москве, Марина Влади живет в Париже, а Иза Высоцкая – в Нижнем Тагиле.

С Владимиром Семеновичем она познакомилась в Школе-студии МХАТ в 1958 году. Она была замужем, но Высоцкий не отпускал ее ни на шаг. Однажды он взял ее чемодан и привел домой на 1-ю Мещанскую, где жила его мама. Они с Изой поселились в проходной комнате на сундуке. Ему было 19, ей – чуть больше. Он носил ее на руках. Дарил бесконечно подарки.

– Расписались мы, когда Володя оканчивал студию. В это время у меня был второй сезон в Киеве. Я играла там с Олегом Борисовым, Пашей Луспекаевым...

...Однажды он пошел за деньгами, а обратно его на руках принес водитель такси. Высоцкий поднял голову и сказал: "Изуля, ты только не сутулься", – и заснул.

В браке они прожили четыре года. Разошлись по-хорошему, без ссор.

Теперь первая жена Высоцкого – заслуженная артистка России. О его смерти Иза узнала в тот день, когда ей присвоили это звание. В Москву она приехала на 41-й день. Остановилась у отца Высоцкого Семена Владимировича. Она продолжала дружить с его родителями до последних их дней.

 

Людмила Абрамова

 

Cо второй женой Высоцкий прожил 7 лет. Их встреча произошла в 61-м году в Ленинграде. Она возвращалась с прогулки в гостиницу. Навстречу шел человек, которому нужны были деньги, чтобы расплатиться в ресторане. Денег у нее не было. Она, говорят, сняла с пальца старинное кольцо с аметистом и отдала ему.

"Я влюбился в самую красивую артистку Советского Союза", – говорил Высоцкий. У них родилось двое сыновей. Но жить с Высоцким означало жить с шаровой молнией...

В 68-м, когда они расходились, она Володе, как опора, была уже не нужна. Он твердо стоял на ногах.

Людмила Абрамова потом вышла замуж, родила еще дочь, создавала Дом-музей Высоцкого.

 

Марина Влади

 

Третьей женой Владимира Высоцкого стала Марина Влади. Она родилась в Париже в семье русских эмигрантов первой волны. Дочь русской балерины, Марина в детстве занималась танцами в балетном классе Парижской оперы и уже тогда начала сниматься в кино. Серьезный ее кинодебют состоялся в фильме Жана Гере "Летняя гроза" (1948). В 13 лет у нее умер отец – знаменитый исполнитель русских и цыганских романсов Владимир Поляков. В память о нем Марина взяла его имя (Владимир – сокращенно Влади) как псевдоним.

В семнадцать лет Марина Влади сыграла главную роль во французско-шведском фильме "Колдунья" (1955), который обошел все экраны мира и принес юной актрисе неслыханную популярность.

Она так писала об их встрече:

"Нам обоим нет тридцати, я разведена, ты – разводишься, впереди – целая жизнь. Я осторожно замечаю: все это хорошо, но я-то в тебя не влюблена! "Неважно, – говоришь ты, – я сумею тебе понравиться, вот увидишь".

Через полгода:

...Нам по тридцать лет, у нас большой опыт жизни – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. Мы вместе отныне и вовеки веков".

После смерти Высоцкого она заплатила его долги и очень хотела увезти с собой его сердце. Но сердце ей не отдали.

 

Татьяна Хорошилова

 

 © bards.ru 1996-2024