В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

04.04.2015
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Городницкий Александр Моисеевич
Авторы: 
Гурин Виктор

Источник:
Гурин, В. Родство по слову / В. Гурин // Литературная газета. – 2013. – 6 мая.
 

Родство по слову

Александру Городницкому – 80!

 

 

Его научные регалии можно перечислять долго. Доктор геолого-минералогических наук, океанолог, академик РАН, автор статей в журналах. Но Александр Городницкий воспринимается прежде всего как поэт. Один из основоположников явления, которое называется авторской песней. И в этом он, что называется, сам виноват. Потому что, несмотря на все научные заслуги, на более 130 научных работ, как иначе воспринимать классика жанра, автора "Атлантов", "Перекатов", "От злой тоски не матерись...", "Донского монастыря" и многого другого, буквально пошедшего в народ? Песню эту, авторскую, бардовскую, как ни назови, исполняемую "человеком с гитарой в руках", Городницкий, хотя гитарой так, кажется, и не овладел, считает явлением национальным, русским: "...несмотря на обилие различных корней у авторской песни (и цыганщина, и городской романс), всё-таки главный корень – русский фольклорный".

Городницкий – выходец из легендарной литературной студии питерского поэта и учителя поэтов Глеба Семёнова. Рядом с ним среди студийцев присутствовал и его друг и тёзка Александр Кушнер. Который, кстати, бардов не жалует, полагая, что вся музыка уже "записана" в стихах и ни в каких дополнительных аранжировках не нуждается. Собственно, это и есть полюса современной поэзии. Барды выбрали такой средневековый вариант публичности – пропевание стихов вслух перед большой аудиторией. В давнем интервью Татьяне Бек Александр Моисеевич говорил о своём отношении к постмодернизму: "...там всё держится на приёме. А я считаю, что приём в литературе вовсе недостаточен. Все футуристы – это Маяковский. Все имажинисты – это Есенин... Существует не приём, а реализованный поэт, как правило, один. Хвалить метод или систему нельзя. Речь может идти только о талантливой реализации..." А между тем президент Ассоциации российских бардов (АРБА) Городницкий предтечей русского постмодернизма считает... Высоцкого. А значит, в какой-то степени и себя: ведь именно на приёме – сочетании достаточно сложного текста с простым, если не примитивным, аккомпанементом, на личном, сиюминутном общении с автором бардовская песня и держится. Но гений, как известно, "парадоксов друг", а потому не станем искать здесь противоречий.

Парадоксов в жизни Городницкого предостаточно. Он "в геологи пошёл", потому что институт находился близко от ленинградской квартиры его родителей и потому что там была очень красивая форма с погончиками. Но чтобы стать студентом, золотому медалисту, освобождённому от экзаменов, зачем-то надо было прыгнуть с трёхметровой вышки в воду. Плавать Алик Городницкий не умел, на доске оступился и в воду просто упал. Но – выплыл. И потом избороздил моря и океаны в многочисленных экспедициях.

Поэт профессии и званий не имеет. И все на свете лауреатства, медали и атласные ленты через плечо меркнут перед хореической строкой этих имени и фамилии – Александр Городницкий.

 

Виктор ГУРИН

 

 © bards.ru 1996-2024