В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

03.04.2015
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)

Персоналии:
  - Визбор Юрий Иосифович
  - Высоцкий Владимир Семенович
  - Галич (Гинзбург) Александр Аркадьевич
  - Дольский Александр Александрович
  - Матвеева Новелла Николаевна
  - Никитин Сергей Яковлевич
  - Окуджава Булат Шалвович
  - Розенбаум Александр Яковлевич
Авторы: 
авторы не указаны...

Источник:
О чём поют поэты. – URL: http://russia.yaxy.ru/rus/base/team/notes/302-1.html.
 

О чём поют поэты

В 60-х гг. XX в. в отечественной музыке возникло направление, которое сразу вызвало особую любовь молодого поколения. Его называли по-разному: авторская песня, гитарная песня. Но прочнее всего за ним закрепилось определение "бардовская песня".

В древности бардами именовали певцов кельтских племён, которые сами слагали стихи и сочиняли музыку для своих песен. Барды XX столетия – тоже "поюшие поэты", выступающие одновременно и как исполнители, и как авторы текста и музыки. Однако в их творчестве на первом месте явно стоит поэзия; не случайно среди первых бардов оказались поэты Булат Окуджава, Александр Галич, Новелла Матвеева. Мелодии бардовских песен, как правило, незамысловаты, аккомпанемент гитары ненавязчив – всё подчинено тому, чтобы наиболее выразительно произнести поэтический текст. Какова же поэзия современных бардов?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно представить себе атмосферу, в которой родилось творчество "поющих поэтов". Это были небольшие дружные компании, собиравшиеся вокруг туристского костра, на стоянке геологической экспедиции, в комнате студенческого общежития. Естественно, в такой среде не нужно было проповедовать официальную идеологию и неизменно выражать оптимизм, чего требовала тогда от молодёжных песен профессиональная эстрада. Песни самодеятельных авторов подкупали своей искренностью, душевной открытостью, простотой выражения мыслей. Они давали возможность, по словам Юрия Визбора, "услыхать в стране родимой человеческую речь в изложеньи нежных нот".

Неудивительно, что творчество бардов почти всегда пронизано лирикой. Булат Окуджава считал, что "авторская песня идёт от городского романса". Однако у лирики "поющих поэтов" есть одна особенность, отличающая её и от городского романса XIX в., и от лирической эстрадной песни советского времени. Эта лирика интеллектуальна, она обращена к человеку, способному самостоятельно размышлять, что неоднократно подчёркивали и сами барды. "Я убеждён, что этот жанр для людей мыслящих, желающих мыслить. Не могущих не мыслить", – говорил Булат Окуджава.

Конечно, у бардов есть песни о любви. Но круг тем их лирических произведений этим не ограничивается, он гораздо шире. Даже такие темы, как Великая Отечественная война и события далёкой истории, доступны бардовской поэзии – свидетельством чему являются сочинения Б. Окуджавы. Впрочем, чаше барды поют о повседневной жизни с её радостями, заботами и огорчениями. И эта обычная жизнь на наших глазах вдруг приобретает иное измерение, в котором, естественно, находится место возвышенному и прекрасному.

Особняком стоит в бардовской поэзии творчество Александра Галича – остросатирическое, затрагивающее болевые точки общественной жизни.

Уникальна творческая личность Владимира Высоцкого. Этот автор привнёс в песню свой вулканический темперамент, яростный напор, конфликтное мироощущение. Кажется, что его нервы обнажены, поэтому всё, о чём он пишет, поражает подлинностью. Характерно, что Высоцкий говорит не только от своего имени. Его герои, словно пришедшие в поэзию прямо с улицы, могут составить целую энциклопедию человеческих судеб и характеров: от солдата прошедшей войны до заключённого, от покорителя горных вершин до незадачливого спортсмена. Высоцкий заставляет своих персонажей действовать в таких ситуациях, когда сразу становится ясно, "кто есть кто". Его поэзия может быть весьма нелицеприятной. Певец обрушивается на равнодушных циников и откровенных подлецов. Зато с какой любовью повествует он о тех, кто олицетворяет в его песнях человеческое достоинство и мужскую честь!

Творчество Высоцкого оказало колоссальное воздействие на миллионы современников. Но судьба его поэзии типична для произведений всех бардов. Любимые всем народом, они передавались "из уст в уста" и распространялись в магнитофонных записях. Песни не имели официального признания, а значит, редко звучали по телевидению и радио, долго не печатались в поэтических сборниках.

Ситуация изменилась в 70-80-х гг., когда "поющие поэты" были наконец признаны. Некоторые барды ушли на эстраду, став, в сущности, профессионалами. Это повлияло в основном на музыкальную сторону песен. Музыка стала разнообразнее и интереснее, примером чему может служить творчество Сергея Никитина, Александра Розенбаума, Александра Дольского. Но их произведения уже не так демократичны, как песни бардов 60-х гг. Многочисленные клубы самодеятельной песни (КСП), объединившие самодеятельных авторов и любителей этого жанра, получили больше возможностей: стали выходить альбомы бардовских песен, сборники текстов, проходить многолюдные концерты. КСП проводят многотысячные фестивали под открытым небом, где свою песню может исполнить каждый желающий.

 

 © bards.ru 1996-2024