В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

09.02.2015
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Иванова Людмила Ивановна
  - Миляев Валерий Александрович
Авторы: 
Амбарцумян Анри

Источник:
Амбарцумян, А. Физик и лирик / А. Амбарцумян // Весть. – 2014. – 23 янв.
 

Физик и лирик

Как Валерию Миляеву удалось примирить науку и искусство

 

 

Недавно мне попалась книга Валерия Миляева "Ласкающийся еж", в которую вошли его стихи, рассказы, а также песни и тексты к музыкальным спектаклям. Признаюсь, что до сей поры я мало что знал об этом человеке. Пожалуй, только лишь то, что он был автором ставшей поистине народной песни "Весеннее танго" ("Приходит время"). Это произведение заслуженно входит в "золотой фонд" бардовской песни. После прочтения книги сразу становится понятно, каким талантливым и разносторонним был этот человек (Валерий Александрович ушел из жизни в 2011 году).

В шестидесятых годах прошлого века в обществе шла бурная дискуссия между "физиками" и "лириками" по поводу того, что первостепенно – наука или искусство. Валерию Миляеву удалось соединить в себе и тех и других. В 1961 году он окончил знаменитый физический факультет МГУ, практически в это же время стал писать стихи и песни. С этого момента в нем стали уживаться и физик, и лирик. Валерий Александрович написал в своей книге: "Я постоянно разрываюсь между своими увлечениями. Времени категорически не хватает. Хочется успеть сделать что-то самое главное, для чего и дана была мне эта жизнь". И он успел. Валерий Миляев – физик, известен многими научными работами. Он вложил немало сил в организацию и становление новых направлений исследований в квантовой радиофизике. Имел степень доктора физико-математических наук, работал заведующим отделом экологических и медицинских приборов Института общей физики Академии наук РФ, был директором Тарусского филиала Института общей физики РАН.

Широко известен и Миляев-лирик. Будучи студентом, он вместе с Валерием Канером сочинил в 1960 году знаменитую оперу физфака "Архимеды". Посмотрев ее, великий физик, лауреат Нобелевской премии Нильс Бор пришел в восторг и сказал: "Если советские студенты учатся так же, как и сочиняют оперы, за будущее науки я спокоен". Кстати, этот спектакль существует и поныне, несмотря на то, что ему более пятидесяти лет.

Миляев был активным участников факультетской агитбригады, с которой объехал целину и многочисленные в те годы студенческие стройки. Именно там, как считают некоторые исследователи, и зарождалась отечественная бардовская песня. Достаточно сказать, что вместе с Миляевым в этой агитбригаде были Сергей Никитин, Сергей Смирнов, Дмитрий Гальцов, ставшие затем известными исполнителями бардовской песни. Будущие "классики жанра" пели под гитару у вечернего костра в центре студенческого лагеря. Как поэт и автор песен, Миляев известен не только "Весенним танго", но и песнями "Ласкающийся еж" (она дала название книге), которую исполнял Сергей Никитин, "Дон-Кихот", "Как размножаются крокодилы" и многими другими.

По признанию друзей и близких, настоящей музой все годы для Валерия Александровича была его жена – народная артистка России Людмила Иванова. Они познакомились в НИИ общей физики, где Иванова руководила драматическим кружком. Широко известная зрителям как одна из ведущих актрис знаменитого театра "Современник" и многочисленными ролями в кино, Людмила Ивановна также основала детский музыкальный театр "Экспромт" при ГИТИСе. С этим театром очень тесно и плодотворно сотрудничал Валерий Миляев. Им было написано множество текстов и либретто для спектаклей, которые идут и поныне.

О Валерии Миляеве можно написать еще немало. Но, думаю, читателям лучше самим прочитать его книгу, чтобы максимально полно составить свои впечатления об этом неординарном человеке.

 

Людмила Иванова: "В Тарусу я влюбилась сразу и навсегда"

 

Книга "Ласкающийся еж" появилась на свет во многом благодаря супруге Валерия Александровича, народной артистке России Людмилы Ивановой. Она была ее составителем и редактором. Людмила Ивановна сегодня не играет ролей в театре и кино, но по-прежнему очень много сил отдает созданному ею детскому музыкальному театру "Экспромт" и старается бывать в столь любимой ими Тарусе. Подробнее об этом читайте в интервью, которое она специально дала нашей газете.

 

– Людмила Ивановна, книга буквально пропитана любовью к шестидесятым годам...

 

– Вы абсолютно правы. И это отнюдь не случайно. Наше поколение можно назвать "шестидесятниками". С самого начала работы над книгой я очень надеялась, что мне удастся напомнить читателям об этих славных временах. Это был период бурного развития отечественной фундаментальной науки. Сегодня об этом приходится только мечтать. Физики были культовыми фигурами, пользовались высочайшим уважением в обществе. Портреты Эйнштейна и Ландау висели тогда во многих домах.

Настоящий прорыв произошел и в искусстве. Открывались новые театры со смелой гражданской позицией (в качестве примера приведу мой родной "Современник"). Появилась "лейтенантская проза" – правдивые книги о войне. Невероятно популярны были поэты – Евтушенко, Вознесенский, Рождественский.

Наконец, порождением культуры "шестидесятников" стала авторская песня, крестным отцом которой я считаю Булата Окуджаву. Научно-техническая и гуманитарная интеллигенция очень тесно общалась между собой. Помните знаменитый спор, кто важнее: "физики" или "лирики"? Валерий Миляев был одним из самых ярких представителей "шестидесятников". Он был не только ученым-физиком, но и известным бардом, автором множества песен, стихов, рассказов. Поэтому было бы здорово, если бы вы, прочитав книгу, посвященную его творчеству, еще раз вспомнили об этом светлом периоде жизни страны.

 

– Вас, без преувеличения, знает и любит вся страна (более 80 ролей в кино, это кое-что значит). Но в Калужской области к вам особое отношение. Догадываетесь, почему?

 

– Во-первых, это очень приятно, за что калужанам огромное спасибо. Во-вторых, может быть, потому, что Калужская земля для Валерия Александровича и для меня давно стала своей. Валерий Миляев был директором Тарусского филиала Института общей физики Академии наук. У нас в Тарусе дом. Вообще в эти прекрасные места я буквально влюбилась сразу и навсегда. Мы с ним в свое время занимались созданием в Тарусе Музея семьи Цветаевых. Причем с самого начала. Я организовывала концерты, привлекала к этому делу артистов "Современника" и других театров. Валерий Александрович неофициально выделял рабочих. Надо сказать, что тогда это было делать нелегко. Многие были против создания цветаевского музея, "у нее же муж белогвардеец". Но, к счастью, в 1992 году музей был открыт. Хочу сказать, что большую роль в этом сыграли и областные власти, взявшие на себя на последнем этапе решение всех организационных и финансовых проблем.

В Тарусе я стараюсь бывать по возможности часто. Минувшим летом провела здесь встречу с интеллигенцией. Театр "Экспромт" показывал в Тарусе 5 января спектакль "Ежик в тумане". Много раз я бывала и в Калуге. Вообще, меня очень радует, что в вашей области активная культурная жизнь. В той же Тарусе постоянно проходят художественные выставки, выступают поэты, писатели. Вы молодцы, что поддерживаете музеи, сохраняете память о Циолковском и Чижевском. Не правы те, кто говорит, что в провинции культура погибла. Калужская область это полностью опровергает.

 

– Сейчас ваша творческая жизнь в основном связана с театром "Экспромт"?

 

– Да, в "Современнике" я сейчас не играю, здоровье пока не позволяет. Поэтому все силы отдаю детскому музыкальному театру, который мы с мужем создали в 1990 году. В репертуаре театра 25 спектаклей. Совсем недавно он открылся после ремонта, а точнее, после капитальной реконструкции. Мы расширили и увеличили сцену, поставили современное световое и звуковое оборудование. В театре также появился скульптурный портрет моего преподавателя и многолетнего худрука, основателя "Современника" – Олега Ефремова.

Поверьте, беседовать с Людмилой Ивановой очень интересно. Поэтому мы надеемся продолжить этот разговор и в ближайшее время воспользоваться ее приглашением приехать в гости.

 

* * *

 

Людмилу Иванову в Тарусе знают не только как талантливую актрису, исполнительницу ярких авторских песен, одна из которых посвящена Тарусе, но и как человека, известного своей благотворительной деятельностью. Вместе со своим мужем – учёным-физиком Валерием Миляевым Людмила Ивановна стояла у истоков создания в Тарусе музея семьи Цветаевых. Вдвоём они давали благотворительные концерты, сборы от которых шли в фонд будущего музея. Традиция благотворительных концертов сохранилась и позже, когда музей уже был открыт. Многие из них прошли в его стенах в рамках Цветаевских литературно-музыкальных гостиных, а также в картинной галерее города, с которой сотрудничает их сын – художник Иван Миляев, и в городском киноконцертном зале. Сюда Людмила Ивановна не раз привозила спектакли своего музыкального театра "Экспромт".

За большую благотворительную деятельность, за всю её любовь к Тарусе благодарный город присвоил Людмиле Ивановой звание Почётного гражданина г. Тарусы.

 

Анри АМБАРЦУМЯН.

 

 © bards.ru 1996-2024