В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
10.08.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Чудиновских Валерий Источник: журнал "Огонёк" № 29, 15.07.1996 г. |
|
Что такое "песня"? |
Предлагаю Вашему вниманию мою статью, опубликованную в эхо-конференции FIDO — SU.KSP
Привет, All! Сходил я в библиотеку, почитал Музыкальную Энциклопедию. Оказывается, в отличие от ботаники и зоологии, где каждое живое существо отнесено к какому-либо роду, отряду, семейству и виду, в искусствоведении всё не так. Даже искусствоведы не следят за тем, какие термины они используют. Так в Музыкальной Энциклопедии в одной колонке песня называется то родом, то жанром, то видом в искусстве. Где уж нам грешным! Всё-таки я попробую составить "бард-словарь". Пока это только мысли вслух. Итак, начнём:
Что такое "песня"?
Слово "песня" имеет несколько значений: Чаще всего слово "песня" употребляется в значении: "произведение искусства, сочетающее в себе стихи и мелодию". Стихи и мелодия могут быть записаны в виде текста и нот. Одну и ту же песню может спеть сам автор или какой-либо исполнитель, её можно спеть без аккомпанемента или под аккомпанемент одного или нескольких инструментов, её может спеть солист, дуэт, ансамбль или хор. Исполнение произведения искусства. Здесь уже четыре составляющих: стихи, мелодия, вокал, аккомпанемент. Например, именно исполнение имеет в виду Владимир Ланцберг, когда в своей статье "ЭТО "МОЯ" ПЕСHЯ" он пишет: "Собственно, о чем сыр-бор? Hу, песня и песня: слова, музыка, вокал, аккомпанемент". Это же значение имеет в виду Леонид Альтшулер в своём определении: "Песня — это музыкальное интонирование поэтической речи", поскольку и интонирование, и речь — это исполнение. Аудио или видеозапись исполнения произведения искусства на каком-либо носителе: виниловом диске, аудиокассете, компакт-диске, в звуковом файле, видеокассете, киноплёнке. Когда говорят: "Hа таком-то диске есть такая-то песня", то имеется в виду запись конкретного исполнения произведения. Вид искусства. Так, например, в Музыкальной Энциклопедии сказано: "Песня — наиболее распространенный род вокальной музыки. Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства песни. Тексты песен представляют собой особый жанр поэзии". И т.д. Таким образом, слово "песня" имеет четыре значения: Произведение искусства. Исполнение произведения искусства. Запись исполнения произведения искусства. Вид искусства.
Что такое "жанр"?
Сначала цитата из энциклопедического музыкального словаря: ЖАHР (франц. genre) — род муз. произведений. В широком смысле этот термин применяют к различным отраслям музыки: оперный жанр, симфонический жанр и т.д. Правильное более узкое понимание этого термина, применяемое к разновидностям основных отраслей: жанры оперы — комическая опера, лирическая опера и т.д., Жанры симфонической музыки — симфония, увертюра, сюита и т.д., Жанры камерной музыки — романс, соната, квартет и т.д. Понятием "жанр" определяют также тот или иной характер творчества и связанную с ним манеру исполнения, например салонный жанр, лёгкий жанр. Кроме того, под жанром, жанровым в музыке (как и в других искусствах) понимают порой бытовое. Отсюда выделение жанра, непосредственно связанных с бытом: марша, вальса, колыбельной, застольной песни и т.п. Все искусствоведы признают, что песня (вид искусства) делится на профессиональную и народную (фольклорную, самодеятельную). Общей терминологии при этом нет. Одни считают песенное искусство "родом", а в нем два "вида", (так что Константин Просеков прав), другие считают песенное искусство "видом", а в нём два "направления" (так что Борис Жуков тоже прав). Александр Дулов применяет термин "культура". Песня — один из древнейших видов искусства. Сначала это была самодеятельная (народная, фольклорная) песня и только потом появилась песня профессиональная. От песни произошли другие виды искусства: поэзия и музыка. В настоящее время классификация выглядит так. Существует род (группа) искусств — музыка. В ней две подгрупппы — вокальная музыка и инструментальная музыка. Инструментальная делится на камерную и симфоническую. Вокальная на виды: песня, романс, кантата, оратория, опера. Песня, как вид искусства, делится на два направления — бытовая (народная, фольклорная, самодеятельная) и профессиональная (сценическая). В обоих направлениях существуют жанры: лирическая, патриотическая (гимническая), шуточная, пародийная, детская, колыбельная, маршевая (строевая), студенческая, туристская, блатная, частушка и т.д. В разных направлениях какие-то жанры встречаются чаще, какие-то реже. Например, жанр патриотической (гимнической) песни чаще встречается в профессиональном направлении, а жанр блатной песни и частушки присущ направлению бытовой (народной, самодеятельной) песни. Таким образом, самодеятельная песня является направлением в искусстве и включает различные жанры. Жанр — внутреннее свойство произведения искусства, оно не зависит от того, кто был автором этого произведения — профессионал или любитель.
Что такое "жанр самодеятельной песни"?
Почему же так часто встречается словосочетание "жанр самодеятельной песни"? Почему считается что "жанр самодеятельной песни" возник в шестидесятые годы двадцатого века? Почему Булата Окуджаву считают основателем "жанра самодеятельной песни"? Я не случайно начал с определения — что такое "песня". У этого слова несколько значений, и чаще всего оно употребляется в значениях: "произведение искусства" и "исполнение произведения искусства", а они относятся к разным видам искусства. Сравним: песня (как произведение): род — музыка, вид искусства — песня, создатель произведения — автор песни (на свои стихи) или композитор (на чужие стихи). исполнение песни (концертный номер): род — театр, вид — эстрада, создатель произведения — певец, исполнитель. Так же относятся к разным видам искусства пьеса (литература, драматургия) и спектакль по этой пьесе (театр, драма), стихи (литература, поэзия) и чтение стихов со сцены (театр, эстрада). Вот цитата из вступительной статьи "Поэт и певец" из книги "Песни Булата Окуджавы", Москва, изд."Музыка", 1989 г, автор Лев Шилов: Потребность в жанре, который позже назовут "авторской песней" оказалась чрезвычайно велика. Ведь, как справедливо заметил уже в 1967 году композитор В.Гаврилин, "от профессионалов ускользнул целый мир человеческих чувств, целая сложившаяся в обществе психология". Вот это и пыталась уловить — то более, то менее успешно — "авторская песня". Термин этот появился много позднее, и, как известно, связан он, прежде всего, с творчеством Владимира Высоцкого. Но само это явление (эстрадный исполнитель поэтического произведения, им же самим положенного на музыку), столь широко распространённое, например, во Франции, было давно известно в русской культуре, стоит вспомнить хотя бы песни Александра Вертинского. Окуджава не изобрел новый жанр, как это показалось некоторым его современникам, но уже широко бытующую, прежде всего, в студенческой среде "авторскую песню" (которая так тогда ещё не называлась) поднял сразу на несколько порядков, на иной уровень, тем самым, переведя её в некое новое качество. Обратите внимание: "эстрадный исполнитель". (Hе так уж неправы А. Розенбаум и Р. Чебыкин :-)) В 1960 году Булат Окуджава впервые вышел на сцену (эстраду). Какие тогда существовали эстрадные жанры? Разговорный жанр, чтение стихов, танец, его разновидность — степ, певец-солист, певческий ансамбль (дуэт, трио, и т.д.), эстрадный оркестр, джаз. Достаточно хорошо все эстрадные жанры того времени представлены в к/ф "Карнавальная ночь". То, что делал на сцене Булат Окуджава, не было похоже ни на один из них. Лев Шилов считает, что Окуджава не изобрел новый жанр, а поднял уже существовавший на новый уровень. Мне же кажется, что главным отличием нового жанра было то, что представитель "второй культуры" по А.Дулову (т.е. бытовой, народной песни), вышел на сцену, где до него были только представители "первой культуры" (профессиональной). Александр Вертинский после возвращения на Родину с 1943 по 1957 год активно выступал и тоже исполнял песни собственного сочинения, но он воспринимался, как профессиональный артист. Во-первых, он выступал под аккомпанемент рояля, как и другие профессиональные певцы, во-вторых, весь его облик говорил, что перед вами профессионал — сначала он выступал в костюме Пьеро, потом сменил его на фрак с бабочкой. Критики и журналисты некоторое время были в замешательстве — как назвать новый эстрадный жанр? Слово "фольклор" ассоциировалось с пением деревенских старушек, так называемая "народная песня" исполнялась со сцены профессиональными певцами. Предлагались варианты "городской романс" и "городской фольклор", но примерно к 1963 году утвердилось название — "самодеятельная песня". Таким образом, словосочетание "самодеятельная песня" имеет два значения: песня (произведение искусства), написанная самодеятельным (непрофессиональным) автором; эстрадный жанр — исполнение песни самодеятельным (непрофессиональным) автором со сцены. При этом может быть так, что самодеятельная песня (т.е. написанная самодеятельным автором) может быть исполнена в другом эстрадном жанре. Например, эстрадный жанр песни "Разбросала косы русая береза" в исполнении Hатали — типичная "попса" (популярная эстрадная песня), хотя сама песня — самодеятельная.
Что такое "авторская песня"?
В искусствоведении термин "авторская песня" первоначально означал песню, автор (авторы) которой известны, в отличие от песни народной (фольклорной). Так в Музыкальной Энциклопедии читаем: "Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются". Постепенно в обиход вошло совсем другое значение этого слова, прямо противоположное по смыслу. Связано это с именем Владимира Высоцкого. Высоцкий был един в четырёх лицах: он был непрофессиональным поэтом, непрофессиональным композитором, непрофессиональным эстрадным артистом (певцом), но он был профессиональным драматическим актёром. По-видимому, слово "самодеятельность" ему очень не нравилось, и он ухватился за где-то слышанный термин "авторская песня". "Я — профессионал, и пою авторскую песню". По-своему он был прав, он пел песни, автором которых являлся он сам. Под словом "профессионал" он, видимо, понимал то, что качество его стихов не уступает качеству стихов профессиональных поэтов, и даже превосходит их. Постепенно термин "авторская песня" распространился и сейчас применяется наряду с термином "самодеятельная песня". В настоящее время их считают синонимами, и даже те авторы, которые на сцену выходят раз в году на каком-нибудь районном фестивале, или вообще не выходят на сцену, тоже считают, что они работают в "жанре авторской песни". Словосочетание "авторская песня" распространилось и на саму песню. Теперь часто песню, написанную самодеятельным (непрофессиональным) автором, тоже называют "авторской". Признаками "жанра авторской песни" являются: акустическая гитара — инструмент широко распространённый в народе, отсутствие поставленного "оперного" голоса, отсутствие театральных костюмов и всяких сценических приёмов вроде пения под фонограмму, подтанцовок, световых эффектов, дыма и т.п. Многие из тех, кто начинал выступать на сцене, как непрофессиональные авторы, т.е. как представители "второй культуры", впоследствии стали профессиональными артистами, т.е. выступление на сцене стало их основной профессией, способом зарабатывания денег. Но при этом для зрителей они продолжают оставаться "людьми из народа", представителями "второй культуры". Отнесение артиста к жанру часто происходят по тому, в каком жанре он добился известности. Так Андрей Макаревич — профессиональный рок-музыкант, и даже, когда он поёт свои песни под акустическую гитару, всё равно его воспринимают, как рок-музыканта, а не как представителя "авторской песни". И наоборот, Григорий Гладков начинал выступать, как типичный непрофессионал, участвовал в конкурсах самодеятельной песни и становился их лауреатом. Позже он окончил музыкальное училище, получил диплом профессионального композитора, но до сих пор его считают "своим" и приглашают на фестивали авторской песни в качестве почётного гостя. Кроме "самодеятельной" и "авторской" песни есть третий синоним — "бардовская песня". Вот определение слова "бард" из Музыкальной энциклопедии: "Бард (франц. barde, от кельт. bard) — странствующий поэт и певец у кельтов, живших главным образом на территории нынешних Ирландии и Шотландии". "Бард" — короткое и звучное слово, его стали использовать взамен длинного и не очень понятного словосочетания "автор-исполнитель собственных песен". "Бард" — название условное, точного определения для него нет, и разные группы людей понимают его по-своему. Для одних "бард" — самодеятельный автор-исполнитель собственных песен, работающий на сцене в жанре авторской песни. Для других — любой автор-исполнитель собственных песен (включая Градского, Макаревича, Малежика и др.). Для третьих — это любой самодеятельный автор, даже не выходящий на сцену. Для четвёртых — это вообще любой человек, поющий под гитару. ———————————————————————————————————————— Краткое резюме:
Слово "песня" имеет несколько значений, главные из них: а) собственно песня (произведение искусства), б) исполнение песни. Сочинение песни и исполнение песни — разные виды искусства. Сочинение песни: род — музыка, вид — песня. Исполнение песни: род — театр, вид — эстрада. Словосочетания "авторская песня" (АП), "самодеятельная песня" (СП) и "бардовская песня" (БП) — в настоящее время синонимы. АП (СП, БП) имеют два значения: а) песня, написанная самодеятельным автором, б) исполнение песни самодеятельным автором. АП (СП, БП) в значении "песня", включает в себя различные жанры: лирическая, детская, шуточная, пародия, туристская, студенческая и т.д. "Жанр АП (СП, БП)" — это эстрадный жанр, исполнение песни самодеятельным автором со сцены.
С уважением, Валерий Чудиновских, 1.03.2000.
|
© bards.ru | 1996-2024 |