В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
10.08.2008 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Городницкий Александр Моисеевич |
Авторы:
Яковлев Александр Источник: журнал "КомпьюТерра", 24.01.2001 |
|
Вкус нужно воспитывать... |
Александр Моисеевич Городницкий — геолог, океанолог, поэт. Доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, заведует лабораторией в Институте океанологии им. Ширшова РАН. Песни пишет с 1953 года. Член Союза писателей СССР с 1972 года. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1965-66 годах и др. Лауреат премии им Булата Окуджавы (1999). Член и председатель жюри многих фестивалей, в том числе Грушинского. Он выпустил большое количество пластинок, магнитальбомов, компакт-дисков, книг.
Многие его песни всенародно известны — "На материк", "Перекаты", "У Геркулесовых столпов", "Деревянные города", "Снег над палаткой кружится" и др. Сегодня мы предлагаем интервью с Александром Моисеевичем, взятое у него вчера после чата.
Александр Яковлев: Современные технологии позволяют без больших затрат, сочинив музыку, аранжировать её и даже выпустить на компакт-диске. А раньше для этого нужна была студия, оркестр и так далее. Влияет ли это, на ваш взгляд, на то, какое количество талантливых музыкантов в действительности получится?
Александр Городницкий: Думаю, что нет. Ибо талант не зависит от степени компьютеризации и технологии изображения произведения.
А.Я.: Но сам факт доступности технологий, может быть, подталкивает человека к тому, чтобы попробовать свои возможности, которые в противном случае могли не реализоваться.
Александр Городницкий: Не на количество талантливых музыкантов, не очень корректно поставлен вопрос, а на получение более подробной информации о талантливых авторах, которые раньше не имели возможности представить свои произведения.
А.Я.: То есть, грубо говоря, на количество "доступных" талантливых музыкантов?
Александр Городницкий: Да.
А.Я.: Симпатичны ли вам какие-нибудь музыкальные направления из вновь зарождающихся, видите ли вы в них что-нибудь хорошее?
Александр Городницкий: К сожалению, не могу ответить на этот вопрос, поскольку я не в курсе дела зарождающихся направлений. Правда, только что в Париже видел огромный парад техно-музыки, но это скорее не музыкальное явление, а немножко другое: я хочу сказать к первому вопросу: я вообще считаю, что старая форма фестивалей, возможно, изжила себя. Может быть, имело бы смысл провести фестиваль той же авторской песни, пользуясь тем, о чем вы говорите, в Интернете, так, как проводили "Московские окна" по кассетам с песнями, которые авторы присылали в Москву. Эти кассеты обсуждались, потом отбиралась последняя группа и третий тур проводился "живьём". Интернет даёт возможность для этого очень большую и в то же время в реальном времени. Вы мне подсказали интересную идею: провести фестиваль авторской песни в Интернете — его можно сделать всемирным, с жюри и т. д. — этого, насколько я понимаю, никто не делал.
А.Я.: Вы знаете что-нибудь про такие службы, как MP3.com?
Александр Городницкий: Нет.
А.Я.: Это сайт, куда каждый желающий может прислать свою композицию. Если организаторы сайта видят, что это произведение скачивают многие, они платят деньги этому исполнителю, на него обращают внимание.
Александр Городницкий: Это немножко другое. Это коммерческая организация. Я имею в виду совсем другое. По Интернету выбирается жюри — авторами, которые хотят в фестивале участвовать, — и это жюри будут выбирать лучшие песни. А потом уже можно их издавать, давать премии, если есть возможность.
А.Я.: То есть большинство пользователей выбирает неправильно, а жюри выбирает правильно?
[/b]Александр Городницкий:[/b] Думаю, да, потому что жюри все-таки профессионалы — в литературе и в авторской песне, а большинство пользователей, которые могут выбрать очень популярного автора, не обязательно должны иметь хороший литературный вкус. Закон больших чисел тут ничего не решает: на Волжском фестивале в этом году на горе сидело 250 тыс. человек, однако наибольшей популярностью пользовались попсовые песни, а не песни Окуджавы. Я вообще против закона больших чисел. Я считаю, что количество никогда ничего не определяет. Когда большевики захватили власть в России, они составляли менее 5% населения, ну и что? Всегда решают радикалы — и в политике, и где хотите. Что же касается нашего сегодняшнего художественного вкуса, то у нашей большой аудитории, в том числе и среди пользователей Интернет, он требует существенного улучшения, поэтому я доверяю узкой группе экспертов, специалистов, людей с хорошим вкусом, но другое дело, чтобы их выбирали пользователи. Тогда у нас будет соблюдена демократия, будет система выборочников, как в Штатах.
А.Я.: То есть создавая музыку, нужно не ориентироваться на вкусы большинства, а воспитывать эти вкусы?
Александр Городницкий: Безусловно, так, иначе мы все скатимся к попсе.
А.Я.: Кстати, а что такое попса? Многие говорят, но когда их спрашиваешь, что это, они не могут ответить. Как ответите вы?
Александр Городницкий: Я отвечу: это низкопробный вариант несколько опошленной и приземлённой современной джазовой культуры, который рассчитывает только на низменные инстинкты. Я имею в виду те варианты тяжелого рока и т. д., которые, кроме ритма и пошлых выкриков, ничего не несут, а ориентируются на потребность особенно молодёжи в жёстком ритме: Это связано с какими-то фрейдистскими делами и именно это — то, что забивает децибелами и т. д., — оно фактически подменяет все другие виды музыкального искусства — не только классическую музыку, но и наследие русской народной песни, авторскую песню, романс, то есть если разделить человека выше и ниже пояса, то это ощущение ниже пояса, а я за то, чтобы выше пояса тоже что-то включалось. Вам, задавая вопросы, надо иметь в виду, что я отвечаю не объективно, а с позиций моего возраста. Я считаю, что "попса" — возрастное искусство, для юных и так далее, а потом это всё проходит.
А.Я.: Вы некоторое время плавали на исследовательском судне...
Александр Городницкий: Это "некоторое время" — 35 лет, почти вся моя жизнь, и не на одном судне, а на многих судах, начиная ещё с военного парусника. Я плавал на двенадцати судах примерно и на трёх подводных аппаратах погружался в океан на разные глубины.
А.Я.: Где лучше пишется?
Александр Городницкий: Лучше всего пишется на судне. Потому что нет телефона, нет жены, нет начальства, ты отстоял свою вахту — деваться тебе некуда и поневоле ты вынужден читать или писать. Лучшей творческой лаборатории, чем судно в океане, я не видел.
А.Я.: Допустим, человек написал песню. Что ему делать, куда идти?
Александр Городницкий: Если он думает, что эту песню он хочет кому-то показать, то могу посоветовать в Москве идти в Центр авторской песни (телефон 953-21-71, Соловичская улица, д. 73), найти там Александра Николаевича Костромина, который руководит этим центром. Если это именно авторская песня. Там подобие творческих мастерских и авторам я очень советую поддерживать связь с ними. К сожалению, никакой специальной творческой мастерской, семинаров по авторским песням, не в пример стихам, в Москве я не знаю.
А.Я.: А какая бывает еще песня, кроме авторской?
Александр Городницкий: А никакой ещё не бывает, просто этим не очень умелым названием называют песни поэтов, поющих под гитару. Название дурацкое, у каждой песни есть автор. Остальные названия ещё хуже — барды, менестрели — вообще какие-то собачьи клички.
|
© bards.ru | 1996-2024 |