В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

08.01.2015
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
  - История АП (исторические обзоры, воспоминания, мемуары)
Авторы: 
Жукова Е.

Источник:
Жукова, Е. А что-то главное пропало...? / Е. Жукова // Импульс. – 1990. – 2 нояб. – С. 4.
 

А что-то главное пропало...?

Заметки о третьем Всесоюзном фестивале авторской песни

 

Такого мне еще видеть не приходилось: в течение четырех вечеров у киевской станции метро "Красноармейская" "лишние билетики" спрашивали уже у эскалатора. Пятитысячный зал "Украины" не просто переполнен – на известное имя или песню взрывается аплодисментами. А звучание... Ни единой погрешности в работе аппаратуры (устроители концертов "в глубинке" знают, что такое редко бывает)! А очереди в фойе за пластинками бардов, за их книгами! Даже большой транспарант над Крещатиком – все показало, что на сей раз место выбрано удачно: фестиваль ждали.

(Напомню, что предыдущий состоялся в Таллинне, где сценические площадки и атрибутика были оформлены с отменным вкусом, зато все остальное оставило лишь ощущение горечи и потери).

Однако "Украина" – это парадная сторона, даже не обложка – суперобложка. Лишь в один вечер "допустили" на ее сцену тех, ради кого все это дело затевалось – лауреатов и дипломатов фестиваля. Мысль замечательная – сравнить их уровень с участниками второго отделения – "маститыми" бардами. И что же? Увы, увы...

Более всего огорчило, что большинство награжденных (а это, по мысли жюри, лучшие из лучших) вообще мало соотносятся с авторской песней. Особенно удручили ансамбли – все, кроме того, которым руководит Евгений Матвеев из Перми (к слову, недавно вышла его пластинка – любителям стоит обратить внимание на это не очень известное имя).

Бесспорно, все эти забавные и хорошо исполненные песенки имеют право на жизнь – но не здесь, не здесь... Кто сейчас помнит всех таллиннских лауреатов? Собственно, можно назвать лишь Елену Фролову – но она была действительно "первой среди равных", а популярность пришла в основном благодаря работе в театре Елены Камбуровой (добавлю, что в ближайшее время возможен приезд Елены Фроловой и тончайшего лирика, автора песен Веры Евушкиной в наш город).

Ну вот я и произнесла это слово – "соревнование". В нем худшее, что, на мой взгляд, заключается в системе фестивалей как таковых и Киевского – в частности.

"Я в этих гонках за призы не участвую", – заявила на мое предложение прослушаться замечательный исполнитель из Новосибирска Людмила Аникеева. Но у нее есть уверенность в своем Божьем даре, есть круг ценителей, нашим Западно-Сибирским регионом не ограниченный. А как же быть молодым, жаждущим оценки, признания? Да и так ли плохо – стремиться к славе?

Поэтому, наверное, "гонка" сия – при всем моем ее неприятии – неизбежна. Какой-то отбор, отсев – тоже. Вспоминаю, какими мучительными были шестой и последний, нынешний бийские фестивали (да и другие, в которых приходилось быть членом жюри). Сколько графомании у авторов; отсутствие слуха, голоса, умения играть – у исполнителей!

Но как сделать так, чтобы каждой сестре – по серьгам? Пожалуй, и тут есть выход. Сравнила концерты-прослушивания, где на сцене "навытяжку" перед жюри, и так называемы "мастерские" – почти что собеседование с "мэтрами" в наших жилых помещениях в кругу всех желающих. Насколько в первом случае ощущалась "зажатость" (особенно "загнипотизированно" выглядели "окраины России", к близости к такому сонму "звезд" не привыкшие), настолько во втором – естественность, почти раскованность. Значит, альтернатива конкурсу есть? Только требует она большего времени, больших душевных сил.

В РАМКАХ фестиваля это вполне можно было сделать – ведь шел он пять дней! На "мастерские" же отвели лишь один, зато дважды повторили "конкурс", в результате чего "отсеялись" даже прошедшие первый тур: нельзя дважды сдавать один и тот же экзамен, тем более, если в первый раз ты получил "отлично"! Да плюс – разница временная, климатическая; не буду грешить на радиацию – не знаю – но горло разболелось у всех...

По ряду причин (и по этой – тоже) наша делегация вернулась без "лавровых венков". Хотя получили мы гораздо больше – и это не хорошая мина при плохой игре: к бийчанке Ирине Бирюк подходили ребята из многих городов и искренне восхищались ее сиполнением (на обеих, замечу, конкурсных концертах! А пела она не про "вздохи на скамейке", – Галича!); песни Вадима Прасолова из Междуреченска после первого прослушивания записала для "Юности" Ада Якушева (что было отмечено нами покупкой торта); дуэт из Новокузнецка – Александр Кузнецов и Валерий Куличенко – получил высокую оценку в мастерской В. Берковского и был вне конкурса "допущен" в гала-концерт на сцене "Украины". Поэтому у меня нет сомнения в том, что мы еще встретим эти имена – и на наших, и на более представительных фестивалях.

И ЕЩЕ ОДНО субъективное впечатление: почти нет среди победителей представителей этих самых "окраин". В подавляющем большинстве – Москва, затем – Белоруссия, Украина, европейская часть РСФСР. Что характерно, нас и расселили по этому принципу – "Европа" в "главных" корпусах ( а мы жили в двух, разделенных лишь забором, пионерских лагерях), "Азия" – Сибирь, Приморье и даже северо-запад (Мурманск, Архангельск) – в дальних.

А самое, быть может, печальное, возмутившее еще до фестиваля – немыслимая бюрократизация самого демократичного в свое время движения! Меня, как руководителя Западно-Сибирского региона, обязали выслать в кратчайший срок несколько десятков списков и анкет. "Были ли клубы, приехавшие на региональный фестиваль, но в нем не участвовавшие", домашние адреса и телефоны (?!) всех, приехавших на наш фестиваль, все тексты песен (!) и т. п.), вплоть до больших фотографий наших лауреатов). То же наблюдалось и в Киеве – от расселения до, скажем так, – "жюрения". Создание "параллельного" жюри (в него вошли представители от регионов) "большими" бардами было вообще встречено в штыки. Они размежовывались демонстративно: "больших" кормили обедом впред всех, "параллельных" – едва ли не после всех. И оценки последнего учитывались с крайней неохотой.

НО НА ЭТОЙ НОТЕ заканчивать я не хочу. Поскольку есть еще два имени, которые непременно надо назвать. Лауреаты фестиваля и среди авторов, и среди исполнителей: Анжелика Худик из Минска и Антон Духовской из Ленинграда. Те, кого дружно отметили оба жюри. Те, кого зал вызывал на "бис" трижды (хотя из-за недостатка времени просьба была не вызывать вообще). И если Анжелика "взяла" в основном чудесным голосом, то Антон – это огонек адежды на будущее авторской песни, который все же оставил фестиваль; пресловутый "свет в конце туннеля", без которого – вс впустую.

 

Е. ЖУКОВА

 

 © bards.ru 1996-2024