В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

24.07.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Кордонский Михаил

Источник:
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/15/5
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/15/5
 

Доклад

(Посвящается и написан Виктору Луферову)

 

"Попадаются люди с талантами, — говорил Н.Н. — но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность — прибежище неодаренности... (Б. Пастернак)

 

Доклада ещё час назад никакого не было. Я письменно объяснял тебе, как его не случилось, когда увидел, что это письмо и есть доклад. Мой — тебе (не суетись, будто на тебя потрачено: я ещё друзьям покажу).

 

Ты его уже начал. Продолжай, пока не соскучишься. Всё, что здесь написано, не придумано, не вычислено и не установлено экспериментально, потому что экспериментов не было. А было просто КСП-шное бытие.

 

Куда мы плывём? Или хоть куда нас несёт течение?

 

(Что творилось на кухне у Марика)

 

Ответы возникли спонтанно, как завершение диспутов на тему: "Как поставить стулья" или "Кого пригласить на концерт". Вопросы присочинили потом.

 

(Ни то, ни другое не помогло выплыть).

 

Сокращённую запись сего с этими ответами и этими пояснениями для тебя, поименуем на дальнейшее "этой штукой".

 

За тысячи часов общений и споров у нас (с Мариком, Ларисой, Татьяной и прочими) сложилась свойская терминология, местный говор. Слова, используемые как термины, будут определены, если хочешь понять, постарайся отрешиться от их бытового значения. Часть терминов и принцип терминологии взят из социальной психологии, которую науку я знаю не очень хуже, чем большинство КСП-шников — музыку.

 

И вот такая вышла песенка.

 

Песни можно писать либо без изъянов, либо без претензий.

 

В этом, очевидно, важное отличие дилетантизма от профессионализма.

 

Эту штуку по аналогии с художественной самодеятельностью можно назвать самодеятельностью научной. Как письмо или трёп, она предназначена для одного или нескольких "своих". Выставлять её на всеобщее обозрение и тем самым предъявлять к ней требования, как к всеобщим вещам, категорически низя!

 

Марик пересказал её на совещании КСП и успеха не поимел. (Оттуда взялась версия, будто эта штука — суть доклад.) Можно бы причислить совещателей к лику своих: они там ежегодно сдружились, да и такая откровенность в пресловутом "духе КСП". Но комментарии были сделаны безуспешно и показалось непонятно.

 

Соотношение же между этой штукой и любимой эстетами Объективной Истиной такое же, наверное, как в твоих песнях: "Вот так я это вижу".

 

Здесь предлагается различать клубы СП по их социально-психологическим параметрам. От классификаций по признакам территориальным (регионы), административным (кусты), искусствоведческим и прочим эта штука отличается ещё и тем, что не предполагает какого-либо оргвнедрения.

 

Итак: неформальная контактная группа (людей). Неформальная — потому что после работы, контактная — потому что все знакомы и контачат.

 

Эта группа, к примеру — ансамбль (соавторство, оргкомитет, клуб, коллегия) поёт (сочиняет, пишет, организует, собирает, составляет) песни (стихи, музыку, концерты, фотографии, фонотеку), то есть творит — шедевры (чудеса, халтуру, безобразие, дешёвые, но всё же...) духовные (материальные) ценности.

 

Зачем? РАДИ ДЕНЕГ? Бывает, но в КСП не большинство. РАДИ СЛАВЫ? РАДИ ИСКУССТВА? Не без того.

 

ПОТРЕБНОСТЬ ТВОРИТЬ, естественная для каждого? Да, но и это не всё.

 

Собственное творчество, пусть иногда и примитивное, есть для человека лучший путь к пониманию настоящего искусства, к эстетическому удовлетворению от него. Это — ПОТРЕБНОСТЬ ПОТРЕБЛЯТЬ духовные ценности. Наконец просто живое ОБЩЕНИЕ, которого многим в формальной сфере недостает.

 

Ты без труда различишь в любой КСП-шной (и не только) группе все эти явления.

 

ЧТО ИЗ НИХ ГЛАВНОЕ?

 

Вопрос далеко не так прост, если вспомнить клубы, в которых ничего, кроме встреч и общения фактически не делается.

 

То есть не знаю, что там главное для человечества, а:

 

"Каждый человек есть узел отношений. Человеку важны прежде всего отношения" (А. де Сент ЭКЗЮПЕРИ)

 

Мнение моё таково, что отношения людей в группе и группы с миром детерминируются именно преобладанием одного из ряда таких мотивов.

 

Как узнать преобладание?

 

Не спросим этого у членов группы, что они скажут — о том особый доклад.

 

Но посмотрим, как группа решает свои рабочие вопросы (проблемы, конфликты, споры и т.п.).

 

Некий ансамбль приглашён одновременно в Урюпинск за 500 руб. и в "Восток" за 50. Если концерт состоялся в "Востоке", то считаем, что эта дилемма решена в ущерб мотиву "ради денег".

 

В ансамбль "Дельфиния" известной тебе Ларисы Северы предлагали свои услуги два аккомпаниатора: А и Б. По мнению всех, кто мог повлиять на выбор, Б значительно лучше владеет гитарой, музыкальной грамотой, обладает вокальными и сценическими данными, обязателен, спесив, эгоистичен и неприятен в общении.

 

На том основании, что выбран был не он, позволь заключить, что здесь для группы главным оказалось ОБЩЕНИЕ, а не ИСКУССТВО.

 

Бердичевский КСП чаще устраивает концерты собственными силами, а Крыжопольский — приглашает москвичей. Очевидно бердычанам важнее собственное творчество, а крыжопольчанам — эстетическое наслаждение.

 

Определяя, куда сделан каждый шаг группы, учитывая величину шага — приоритет (методом экспертных оценок), получим статистику, определим:

 

Главной называется та из выполняемых параллельно задач, которая чаще решается в ущерб остальным. (Речь идет о множестве решений, Соломоново же сам Соломон нашел лишь однажды).

 

Статистики этой мы не считали, но на глазок заметили нередкие задачи и прицепили к ним названия:

1. ТВОРЧЕСКИЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ) НЕФОРМАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ: главная задача — создание духовных (материальных) ценностей. Это — ансамбль Никитина, дуэт "Ку-Ку", КСП "Восток" в смысле группа организаторов, которая создаёт концерты). Это же — серьезное КБ на общественных началах, клуб филателистов, кинолюбителей... и т.д.

2. КЛУБ ОБЩЕНИЯ: главная задача — удовлетворить потребность своих членов в общении (здесь и далее имеется ввиду возмещение пробелов удовлетворения потребностей в формальной сфере). Довольно откровенные клубы общения — это "Для тех, кому за 30". Многие хитро маскируются под школы танцев, кружки домоводства, туризма или КСП (например, нынешний одесский).

3. КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ. Удовлетворяет потребности своих членов в потреблении духовных ценностей (эстетическом наслаждении). Типичные представители — клубы интересных встреч, некоторые литературные клубы, серьёзные дискотеки. В КСП отличаются высокой разъезжаемостью, приглашаемостью, низкой организационной и творческой активностью.

4. ТВОРЧЕСКИЙ КЛУБ. Удовлетворение потребности творить, например — "Меридиан". Вообще в КСП не редкость.

 

Для полноты картины можно упомянуть ещё один, не замеченный нами в КСП вид клуба, достаточно откровенно направленного внутрь себя — так называемый ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. Бывает он в детских и подростковых группах, руководимых, как правило, профессиональными педагогами, и потому свою задачу по Формированию нравственности и идеологии может выполнять.

 

Всё это были определения, но не методы измерений. Различать по определению — выяснять всю историю клуба. Но это не беда. Сила электрического тока определяется количеством электронов, но не нужен ведь для каждого измерения Демон Максвелла, а есть стрелка амперметра. Такой стрелкой для нас будут ЦЕННОСТНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГРУППЫ, которые в настоящей социологии хорошо измеряются. Это, грубо говоря, откровения на вопрос: "Какие личности тебе больше по душе?". Статистически ценностно-личностные ориентации можно определить и для группы.

 

Нам кажется, что в вышеперечисленных группах должны преобладать следующие: в творческом коллективе — успех, клубе общения — обаяние, клубе любителей — интеллект, творческом клубе — талант.

 

Вот сие было основное содержание. Наконец ещё раз осознай, что эта штука — лишь предположения на основе практического опыта и, несмотря на ученый вид, с наукой соотносится не более, чем оплёванный палец — с термометром.

 

Тебе же это пишется потому, что может как-то повлиять на твой доклад. О том, где они соприкасаются, такой разговор.

 

Как я понял, у тебя, среди прочих, есть мысль о низком художественном уровне КСП. И явно или неявно виднеется мнение, что это плохо.

 

Мне такой взгляд кажется чрезмерно узким и поверхностным. Можно, конечно, понять твою обиду за любимый жанр искусства. Так же, как, скажем, посочувствовать блестящему профессиональному балетмейстеру, попавшему случаем на урок в школу танцев для взрослых.

 

Как ему огорчительно видеть изящную, божественную Музу, попираемую заскорузлыми конечностями под отяжелевшими телесами!

— Терпсихор Лазаревич, вы расстроены?

— Необычайно! Это профанация, безвкусица... возмутительно! Серость, получившая право голоса, посредственность, возомнившая себя музой, пошлость, оплетающая прекрасное!..

— Помилуйте и снизойдите! Эти люди — не танцоры, и танец здесь — не главное.

— В школе танцев?!

— Видите ли, такой клуб бывает редкой отдушиной для одиноких, теряющих надежду создать семью людей. Здесь знакомятся и... В общем, вы ведь знаете?..

— Знаю. Это может сделать брачное бюро.

— Не всякий пойдет в бюро и... Практика показывает, что такая форма эффективней. Об этом пишут специалисты-социологи, популяризаторы — вы ведь читали?

— Да, я припоминаю... Что ж, готов согласиться: для этого нужны клубы. Но не такие! Не такие!!! Пусть танец в них только средство, я уже не требую стремления к вершинам, но обеспечить какую-то минимальную культуру танца на уровне хоть начального училища...

— Терпсихор Лазаревич, танцоры, что подходят вашим требованиям, они с какого возраста танцуют?

— Ну... Да, с семи месяцев. Я лично считаю, что нужно раньше. Но там другая методика, и потом: из ребёнка еще неизвестно, что получится, а в эти клубы можно отбирать талантливых из народа...

— А неталантливым вековать, что ли?

— Пусть танцуют дома!

— Резонно. А можно им, чтоб не стесняться, снять в складчину квартиру специально для танцев?

— Ради Бога!

— А можно им объединиться в профсоюз и выстроить для этого дом?

— ...? Но они выходят на сцену!

— Дома Культуры.

— Дома, клуба, у них есть открытые конкурсы, где кого-то из них (!) признают лучшим! Да сами они наверняка считают, что своим топотанием вносят вклад в народное творчество!

— Это самое слабое место моей позиции. Да, зачастую они заблуждаются — чаще неглубоко и ненадолго, да и это устранимо. Но главное — они тянутся к искусству для того, чтобы понять и приобщиться, ведь культуру не выучишь по учебнику, она познаётся через общение, через творчество. И творчество самое — естественная потребность каждого (и неталантливого!) человека, и нельзя запрещать эту потребность лишь потому, что выражается она на низком по профессиональным меркам уровне! Вспомните техническое творчество: никто ведь не требует от авиакружка плана пассажирских перевозок.

— В кружках делают лишь модели самолетов.

— Да и этот танец — лишь модель танца и также отлична от оригинала, ведь назначение её в другом. И скажите, Терпсихор Лазаревич, почему Вас не возмущает огромная масса серости, не посещающая клубов? Ваш гнев адресован тем, кто плохо танцует, а не тем, кто не танцует вообще. Молчащая, затаившаяся безвкусица Вам больше по душе?

— Да, чем воинствующая.

— Они воюют не с вами, а за себя. Творчество — самый эффективный путь к культуре, а Ваши и Вам подобных чувства, а то и активные действия направлены не против бескультурья, а против попыток его преодолеть — может быть вы этого боитесь?

— Ну, это уж слишком! Вот что: Ваши доводы каждый по отдельности правдоподобны, я не стану заниматься схоластикой и выяснять, как Вы пришли к абсурду: к оправданию серости, пошлости, посредственности и вообще безвкусицы в искусстве!

— Да не в искусстве же! Когда Вы все наконец поймете, что это вовсе не искусство, что мерить это искусствоведческими мерками так же глупо, как поверять детские рисунки законом перспективы. Это творчество — как и детская мазня — неутолимая потребность личности: не для выставок, не для сцены, не посвящая жизни и не ожидая хвальбы, не чтобы научиться, не чтобы стать художником, а просто чтобы жить!

— Нет отдельных мерок для профессионалов и самодеятельности: есть единые приметы Прекрасного, а того, что безобразно, быть не должно!!!

 

...Наш спор с Т.Л. никогда не окончен и мы не подводим итогов. А ты?

 

 © bards.ru 1996-2024