В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
06.11.2014 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Камбурова Елена Антоновна |
Авторы:
авторы не указаны... Источник: Колокол Камбуровой / интервью с Е. Камбуровой; беседовала Я. Юферева // Российская газета – Неделя. – 2007. – № 4519. – 15 нояб. |
|
Колокол Камбуровой |
Ее голос не звучит на телевидении, но ее знает вся Россия
Это Елена Камбурова дала повод Фаине Георгиевне Раневской написать на радио восторженное письмо, когда та услышала, как молодая артистка читает горьковские "Сказки об Италии".
Потом, когда они встретились и подружились, Раневская поставила Камбуровой безоговорочный диагноз: "У вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос. Скромность".
Совесть сказала "нет"
Скажите, пожалуйста, как бы вы поступили, если бы у вас в середине 1990-х оказалось на руках распоряжение московского правительства о передаче в аренду Театру музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой 2500 квадратных метров на Новом Арбате? Любой артист мог бы это считать абсолютным творческим и арендным счастьем. "Я спросила у своей совести, нужен ли мне зал на 700 мест, и совесть сказала: нет, меньше". Когда говорят об уникальности голоса Камбуровой, всегда подразумевают нечто большее. С таким чистым и честным голосом артистов в стране единицы. Она поет настоящую поэзию, в каждой балладе играет свет. Она знает жизнь. В России не осталось городов, где бы она за 30 лет не побывала с концертами. Многие артисты, которых не замечает ни одна "Фабрика звезд", именно в Театре Камбуровой нашли крышу, в котором любят "смежные жанры": сюда приходит Юрский читать Пушкина и Бродского, показывать свои мультфильмы Юрий Норштейн, демонстрировать шляпы и умную голову писательница Людмила Петрушевская... Публика здесь исключительно своя: люди с хорошими лицами. Российская газета: На записи программы "Линия жизни", которая будет в пятницу показана на телеканале "Культура", вы сказали: "Мы – притихшая Россия". А что значит – "притихшая Россия"? Елена Камбурова: Есть люди, которые не видны на телеэкране и в рекламе, но, может быть, делают для России больше самых раскрученных персон. Возьмите песенную "Фабрику звезд", с моей точки зрения, там ничего нет для осветления души. Там нет стихов, это просто убиение русского языка. РГ: Когда с Натальей Дмитриевной Солженицыной мы вышли после вашего концерта в Доме художника, она сказала примерно те же слова: мало осталось артистов, которые с душой могут говорить. Камбурова: Дело не во мне. Дело в моем зрителе, который приходит слушать настоящую поэзию, без которой я не представляю песню.
Тайна вахтенного журнала
РГ: У вас есть любимые залы? Камбурова: Много лет я веду вахтенные журналы. Пишу обязательно город, время и место, где и что я пела, у меня огромное количество этих тетрадок. Есть один зал просто поразительный: больше 20 лет я выступаю в один и тот же день, на одной и той же площадке, в одном и том же городе. Так получилось, что это день рождения Владимира Григорьевича Миллера. Когда мы начинали, даже не думали, что это протянется на столько лет. Тогда он был директором филармонии в Новосибирске, сейчас – начальник управления культуры. Последние годы практически афиши не вывешиваются, без рекламы все билеты расходятся. РГ: Это какой день? Камбурова: 19 мая. При этом не могу сказать, что Новосибирск так уж отличался от других городов. Только что вернулась из Чебоксар, Казани, собираюсь в Киев. В Петербург я езжу каждые полгода. А Архангельск?.. Казалось, совсем не мой город, но я поехала по приглашению отца Иоанна и была потрясена тем, что люди хотят разговаривать, слушать, думать, и он стал моим городом. РГ: Я тоже была в гостях у отца Иоанна Привалова, это действительно великий просветитель, который возрождает духовную жизнь целого прихода, а не только церкви. Елена Антоновна, скажите, а страх не собрать зал вам не знаком? Камбурова: А я не хочу бояться. Надо работать, делать свое дело. Сейчас вместо общения сплошная тусовка. Я почти все свои выступления заканчиваю песней на стихи Юрия Левитанского: День прошел – как не было, не поговорили, Год прошел – как не было, не поговорили... Жизнь прошла – как не было, не поговорили... Идет суета, а сути жизни и сути разговора нет. РГ: Вы поете для поколения, которое знает и любит Окуджаву и Кима, Заболоцкого и Левитанского. А теперь появились люди, которые не знают, кто такая Камбурова... Камбурова: В сентябре я была в молодежном лагере "Орленок", собралось человек 600 до 14 лет. Шум, гам. Но произошло нечто для меня совершенно невероятное, когда я стала с ними говорить. Во-первых, созналась, что я пожизненный школьник и эта встреча для меня тоже неизвестный урок. Потом показала чудом сохранившийся мой первый фильм-концерт "Монолог", где звучали "Капли датского короля", "Гренада" и "Маленький трубач"... Я рассказала им о французе Жаке Бреле, которыми мы увлекались, когда все вокруг любили только "Битлз". Человек состоит из своих впечатлений. Что ложится на душу, то потом и личность определяет. Установилась полнейшая тишина... Так что не все так безнадежно и со зрителем, и со всеми нами.
Приют для артиста
РГ: Вы как-то сказали: "На гастролях я герой, а возвращаюсь в Москву – я проблема". Камбурова: Увы, мы занимаем только половину кинотеатра "Спорт", наш зал просто не вмещает всех желающих. Декорации хранить негде, хотя в афише 8 спектаклей и билеты на "Грезы", "Абсент", "Капли датского короля" разметаются в первый же день. РГ: Вы могли бы совершенно безоблачно существовать без театра. Десятки городов стоят в очереди на концерты Камбуровой. Камбурова: Бездомный актер – тихая беда. Наш театр – это приют. Творческие люди нуждаются в приюте. Я захожу в театр и каждый раз молитвенно благодарю: Господи, спасибо, что это все произошло. У нас действительно получился дом. Я поражаюсь преданности нашему делу, нашему театру. Многие артисты достойны более масштабного звучания, однако они так трогательно приходят и выступают перед залом в 70 человек.
Сочувствие в бронзе
РГ: Среди ваших ролей есть еще одна, которую вы даже не играете, живете... Камбурова: Дело в том, что у меня есть уверенность, абсолютная уверенность, что нравственный климат в России может серьезно качнуться в сторону его оздоровления. Один из первых шагов – это отношение ко всему беззащитному – к детям, инвалидам, старикам, к бездомным животным и к животному миру вообще. Поэтому я собрала 106 подписей самых известных творческих деятелей и отправила письмо президенту по поводу принятия закона о защите животных от жестокого обращения. Все вроде бы не возражают. Но до сих пор этого закона нет, хотя он и был принят в третьем чтении. РГ: Конечно, такой закон – признак зрелости государства и общества. А вам не кажется, что гуманное отношение к животным и ко всему живому все-таки с неписаных законов начинается?.. Камбурова: Да. Поэтому всех так потрясла история бездомной собаки, которая жила у станции метро "Менделеевская". Мальчик был всеобщим любимцем. Но однажды на глазах десятков пассажиров топ-модель 18 лет просто его убила ножичком, который она вытащила из сумочки. РГ: Ее судили? Камбурова: Это был громкий процесс. Потом ее принудительно отправили лечиться в неврологическую клинику. А нам удалось собрать деньги и поставить памятник "Сочувствие" на Менделеевской бездомной собаке Мальчику. РГ: Каждый делает, что ему по силам. Камбурова: Есть решение правительства Москвы о том, чтобы урегулировать численность бездомных животных – сейчас их в нашем городе примерно 30 тысяч. У нас во дворе третий год живет собачка Люська. Мы ей поставили будку, но она там не сидит. Испугалась, очевидно, когда ее брали на стерилизацию. Во всем мире через стерилизацию регулируют численность животных. А у нас деньги вроде выделяются, а численность собак не уменьшается. РГ: Порой кажется, что мы живем, как на псарне. Когда вечером идешь с работы по улице Правды, целая стая бросается под ноги. Кто знает, что у этих собак на уме? Камбурова: Собаки ведь тоже звереют от города, поэтому так важна программа разумного существования животных и людей. Смягчения нравов жизни. Взглядом, словом, нотой, делом.
Беседовала Ядвига Юферова
прямая речь
Юрий Норштейн: "Ее голос – это смесь флейты и гобоя, это звучание совершенно небывшего в природе инструмента, это какая-то Эолова лира, которая от ветра вдруг возбуждается звуком, – вот что такое для меня Лена". Арсений, 13-й отряд, "Орленок": "До встречи я не знал о Камбуровой. Я представлял, что увижу какую-нибудь полноватую женщину с прокуренным голосом, которая тоже когда-то пела, а сейчас просто выпендривается и открывает рот под фонограмму. Но все вышло наоборот. Елена Антоновна оказалась замечательной женщиной, стройной и симпатичной, с шикарным голосом. Мне очень понравилось, как она пела вживую".
От редакции 16 ноября в 22.35 смотрите на телеканале "Культура" передачу "Линия жизни" с участием народной артистки России, художественного руководителя Театра музыки и поэзии – Елены Камбуровой.
|
© bards.ru | 1996-2024 |