В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
26.10.2014 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП Персоналии: - Гудкова Елена Владимировна |
Авторы:
Гудкова Елена Источник: Гудкова, Е. Квитней, Витебский листопад! / Е. Гудкова. – URL: http://www.proza.ru/2014/10/23/1985 (дата обращения 26.10.2014). |
|
Квитней, Витебский листопад! |
Моё путешествие по фестивалям авторской песни продолжается. Когда я получила приглашение приехать в Витебск, то долго не раздумывала. Конечно, ехать. Во-первых, люблю Беларусь. Во-вторых, никогда не была в Витебске. Хотя кто ж не знает о "Славянском базаре", который проходит в этом городе, и уже стал его брендом, визитной карточкой. Правда, пригласили меня не на базар, а на задушевный разговор под гитару, именуемый в народе бардовской песней. Когда едешь на новый фестиваль, есть риск. Риск неизвестности. Неизвестно к кому едешь, неизвестно, как будет, неизвестно, твоё это место или не твоё. Хочется оказаться в кругу единомышленников, братьев и сестёр по музыкально-поэтическим пристрастиям. Кроме того, важна и организационно-бытовая составляющая. Вообще, важно всё. Но главное, как я поняла из опыта прошлых поездок – это чувствовать себя нужным. Так происходит, когда тебе рады. Когда тебя ждали. Когда о тебе помнят с первых минут фестиваля и до прощания на вокзале, когда уставший, но счастливый ты садишься в свой поезд и уже мечтаешь, что вернёшься сюда вновь. Да, очень классное состояние лёгкой грусти от расставания с недавно ещё незнакомыми, а теперь такими близкими людьми, как будто отрываешь от сердца кусочек, оставляешь частичку себя, и поэтому тешишь себя обещанием вернуться. И неважно гость ты или конкурсант, зритель или член жюри – признак хорошего фестиваля – это когда всем рады. И не на словах, а на деле. Когда все привечены, встречены, размещены, накормлены, обласканы и наделены возможностью проявить свои таланты. Фестиваль "Витебский листопад-2014" встретил меня витебским снегопадом. Автобус прибыл в пять утра по местному времени на центральный автовокзал. Так получилось, что в одном автобусе со мной ехала Татьяна Замураева из Пскова, но заприметили мы друг друга уже на перроне, и, как водится, по гитарам.Утренний Витебск сверкал огнями. Редкие машины доезжали до центра города, и мы, подняв воротники пальто, устремились к временному месту дислокации. Потому как час заселения в гостиницу должен был пробить в полдень. Алеся Медведева – организатор фестиваля, а также руководитель городской студии авторской песни, встречала всех лично. Вместе с Леной Цыганковой. Мы были накормлены, согреты горячим чаем и уложены отдыхать. Удалось наверстать пару бессонных часов, а к тому времени подъехали гости из Твери, затерявшиеся на вокзале, Анатолий Шенберг из Нижнего Новгорода и Вячеслав Ковалёв, кто такой, не знаю. Вот здесь мне все подсказывают, что это бард из Санкт-Петербурга, известный в широких бардовских кругах. АААА!!!! Слава Ковалёв! "Конечно, Славка! Ну, кто его не знает"?! Е-э! Шутю я. С Вячеславом Ковалёвым знакома давно. Просто мы со Славой при встречах слегка покусываем друг друга. Это у нас такая манерка общения. Давняя добрая традиция. От большой любви друг к другу. Итак, первое – меня тепло встретили. Накормили. И сделали всё возможное, чтобы мне, а также всем приехавшим было комфортно. Буквально сразу удалось полюбоваться Летним Амфитеатром, где проходит знаменитый "Славянский базар". Побродить вокруг, да около. По аллее Славы звёзд пройтись, и даже попасть в святые святых – гримёрные комнаты. Поглядеться в зеркало, посидеть на стуле, где возможно отдыхала Патрисия Каас, а скорее Надежда Бабкина. Начало было многообещающим! 17 октября, в первый день фестиваля в Культурном Центре "Витебск" проходил концерт группы "Татьянин день" из Вентспилса под названием "Будьте счастливы". Именно благодаря этим ребятам и их одноимённому фестивалю я получила ангажемент на "Витебский листопад". Спасибо Саше Мирвису, Тане и Юре Саксаганским. С теплом вспоминаю время, проведённое вместе. Приглашение на фестиваль – это приятный бонус любой поездки. Не только показать себя, но и показаться так, чтобы тебя пригласили на другой фестиваль – потаённая мечта любого барда. Концерт группы "Татьянин день" в КЦ "Витебск" прошёл с драйвом. По-взрослому. Начало фестиваля получилось ярким. Своё скромное слово в количестве двух песен удалось сказать в этот вечер и мне. Женскую тему поддержала Татьяна Замураева, автор из г. Псков. Мы с ней стали листиком салата в гамбургере концерта. А я даже арбузной корочкой. Заселение, обед, пресс-конференция, концерт, ужин – краткое меню первого дня. Кормили всех гостей и участников в кафе "Задвинье", уютном местечке, предлагающем национальную белорусскую кухню. Хочу объявить благодарность поварам этого заведения за вкусную и здоровую пищу. Мой желудок испытал пищевой культурный шок. От натуральных ингредиентов. Во время ужина параллельно с нами гуляла свадьба. Громко гуляла, хорошо гуляла. Ну и всё, как в России – началось с приличной музыки, а закончилось Веркой Сердючкой. Драк на счастье не было. Правда, до финала мы не досидели. Пресс-конференция или встреча с прессой предполагала взаимоприятное общение, на котором журналистам предоставлялась возможность заполучить нужную информацию для будущих статей, а бардам вдоволь наговориться. Шанс такой бардам упускать нельзя, поскольку другого может не быть. Поэтому общение выглядело примерно так. Журналисты тщетно пытались забить хотя бы один вопрос в ворота, где кучковались барды и сами с собой спорили о жанре в себе и о себе в жанре. Барды имеют удивительную способность не только безостановочно петь, но и без устали говорить. Особенно если речь идёт об авторской песне. Вячеслав Ковалёв на этой конференции наделил меня словом, как единственную представительницу медиасредств, и случайно обидел этим гостей из Латвии, трудящихся на телевизионной вентспилской ниве. Спешу, пояснить. Вячеслав не хотел никого обижать. Он хотел меня пропиарить, в надежде, что я когда-нибудь отвечу ему тем же "алаверды". Дорогие Саша, Юра и Татьяна, не обижайтесь. Вы самые лучшие телевизионщики Латвии. И самые настоящие. Я-то всё больше на авторской песне специализируюсь. А вы универсалы. Основной день фестиваля – второй. К этому времени уже все гости в сборе. Начинает работу жюри. Мне посчастливилось войти в состав судейской группы и познакомиться с белорусской авторской песней воочию. Первое, что бросилось в глаза, а точнее в уши, это тяготение авторов и исполнителей к джазовым гармониям, босановам, эстрадным ритмам и музыкальным формам. Текстового засилья не наблюдалось. Поэтическая составляющая не перевешивала музыкальные образы. В России, в Москве и Петербурге преобладает текстовая песня. Стихи, заритмованные под гитарный аккомпанемент. Ждать от такой песни красивых мелодий или удивительных гармоний не приходится. Музыкальный каркас для поэтического разгула – так можно охарактеризовать "попытку музыки" в авторской песне двух столиц и близлежащих волостей. В Витебске явно прослеживались музыкальные предпочтения участников, а также любовь к музыке вообще. Что меня порадовало. Ведь песня – это, прежде всего, музыка. Недаром имя композитора следует в титрах первым, а поэта следом. Музыка ведёт в танце песни. Музыка увлекает слово за собой. Да, композитор пишет мелодию, увлекаясь словом, отталкиваясь от него. Но дальше, если мелодия удалась, раскрыла слово, именно она будет очаровывать зрителя первой, именно она будет не давать покоя и звучать, звучать, понравившейся музыкальной фразой. Именно благодаря мелодии, музыке возникает атмосфера, раскрывается душа, рождается сопереживание, поднимается настроение, возникает чувство. Это всё музыка. Поэты, слышите, музыка! Хорошая музыка. Гениальная музыка. Рождённая от гениального слова. Навеянная его образами. Вдохнувшая его смысл. Авторская песня может быть любой. Какой только автор захочет. В этом её принципиальное отличие от любого другого жанра. Так вот, я настаиваю, авторская песня может быть любой. Законы, каноны, правила в ней устанавливает сам автор, и только он. А дальше. Хотите, слушайте, хотите, нет. Хотите, причисляйте к поэтической песне, хотите, выбрасывайте в эстраду. В этом жанре могут и должны существовать поджанры. Ибо времена классической авторской песни канули в лету. За полвека много воды утекло. Менялись музыкальные стили и направления. Одни умирали, другие рождались, менялся разговорный язык, менялась социальная, политическая палитра. Смешно бы было писать песни всё тем же каллиграфическим почерком начала шестидесятых. Не говорить, а намекать. Тогда можно было тихо петь. Потому что бардов были единицы. Каждый пишущий был заметен, становился кумиром, а впоследствии мэтром, автоматом обеспечивая себе место в истории жанра. В наши времена самовыражаться стало сложнее. Больше возможностей, больше красок, больше аккордов, можно обо всём говорить. А когда всё можно, о чём говорить? Другое дело, когда запрещают. Сейчас только ленивый не тявкает на политиков, в том числе, и первой величины. Открывает людям глаза. Как будто народ дурак, сам не понимает, кто за красных, кто за белых и беспомощно просит: "Поднимите мне веки"! Все эти смелые ораторы, лихие Моськи, лающие на слона и на караван, который, слава Богу, идёт, зарабатывают себе очки в кругу вечно брюзжащей интеллигенции. Времена нынче другие. Кричащие. Нужно децибелами к спящим мозгам пробиваться. Сейчас нужно громко о себе заявлять. Удивлять. Чтобы заметили. Но, конечно, если человек талантлив, его обязательно заметят. Когда-нибудь. Хочется верить. Так выпьем же за то, чтобы Талант оказался в правильном месте в нужное время и в своём жанре. Иначе, доказывай, не доказывай. Не достучаться. Хотя, если человек талантлив, какая нафиг разница, в каком жанре, музыкальном направлении он работает. Это всё придумки человеческие. Это всё привычки наши по полкам всё раскладывать. Названия давать, в реестр заносить. Вписывать в систему. А талант – он не системный, он всеобщий. Мне понравилась фраза Андрея Григорьева, питерского автора: "Сильного нельзя хвалить. Вдруг заметят". Да, холодком его, сильного! Равнодушием. Ни слова. Ни гу-гу. А то, не дай Бог, воспарит. Над суетой. И над посредственностью. Спасибо витебской публике за тёплый приём! От коллег я уже давно ничего не жду. "Хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспаривай глупца". А. С. Пушкин. Лучше не скажешь. А зрителю доверяю. Но вернёмся к фестивалю. Большой гостевой концерт проходил в КЗ "Витебск". Это самая крупная крытая городская концертная площадка. На тысячу мест. Большой зал принимал гостей из Москвы – Гошу Куценко и Ирину Апексимову. Кстати, гримёрки бардов и московских звёзд были в шаговой близости. Некоторые этим нагло воспользовались. Склонили Гошу Куценко к фотографированию, да ещё прокомментировали в соцсетях, что мол, на "Витебском листопаде" побывал (сам того не ведая) Гоша Куценко. Круглый зал, где выступали барды, оставил очень приятные впечатления. Сцена, декорации, звук – всё очень красиво и на уровне. Мне понравилась организационная работа и грамотно выстроенная программа вечера. Концерт слушался на одном дыхании. Уровень выступающих не оставлял сомнений. Разнообразие стилей и бардовских школ работало только в плюс. В финале выступал Вячеслав Ковалёв. Как хэдлайнер. Как приглашённая звезда. Ну, типа, как Гоша Куценко. Вячеслав Ковалёв умеет работать с залом. Умеет его взять и потом нести туда, куда ему захочется, хоть в смех, хоть, в слёзы. Это умение можно назвать как угодно: манипулирование, массовый гипноз, личное обаяние, энергетический захват – результат один: Вячеслав Ковалёв неизменно завоёвывает публику там, где он выступает. Я слышала много недовольных отзывов. Вот, дескать, Ковалёв позволяет себе много лишнего – шуточки-прибауточки, заигрывания со зрителем, целенаправленные действия по охмурению. Ну, в общем, да. Слава этого и не скрывает. Он успешно внедряет в жизнь тот положительный опыт, который и до него использовали. Может, не так явно. Кукин на своих концертах больше говорил, чем пел. Он постоянно шутил. И всякий раз одни и те же шутки. Но публика с неизменным восторгом принимала его излияния. Делал это Кукин обаятельно. Недавно я была свидетелем, как работает на сцене Юлий Ким. Он тоже шутит, каламбурит, подогревает публику, располагает к себе (хотя она заочно уже вся расположена), а потом усиливает впечатления своими песнями, большинство из которых, каждый знает назубок. Ким прекрасно аккомпанирует себе, прекрасно поёт. И вполне соответствует духу нового времени. Если сказать современным языком, он смог перестроится под требования нового времени. Да, сейчас просто выйти на сцену и скромно исполнить пусть даже хорошую песню, мало. Надо владеть приёмами сценического действа. Законами существования на сцене. Успешного существования. Ковалёв их освоил на пятёрку с плюсом. Да, было ощущение, что своим выступлением он как катком размазал все старания предыдущих бардов. Стёр из памяти зрителей всё, что было до него. Добил публику и припечатал к своей музыке. Но тут уж каждый за себя. Сейчас время такое. Время индивидуалистов. Кто вам мешает сделать тоже самое? Выйти и убить всех наповал?! Я не могу. У меня песни другие. Я другая. Поэтому даже не пытаюсь. С точки зрения организаторов – Слава незаменимый артист. Он может поставить яркую точку в концерте. Он может поднять зал на уши. Объединить его. Заставить подпевать. Это уже шоуменство. Шаманство. Оно слабо сочетается с главной идеей авторской песни, идущей от сердца к сердцу. Но с точки зрения сценического действа, такие артисты просто необходимы. И смиритесь, коллеги, что все цветы в зале они заберут себе. Не удивляйтесь, почему у Славы Ковалёва после концерта уходят с латка все диски. Народ надо брать горяченьким, как пирожок. Пока он под впечатлением. Это вам лень, а Слава, прямо со сцены устремляется к зрителю, общается с ним. И зритель, видя кумира рядом, возгорается желанием оставить себе хоть что-нибудь на память: фото со звездой или диск с автографом. И бегут, сметают дисочки... И Слава пишет, пишет уверенной рукой свои вензеля и дарит свои вьетнамские улыбки. Между прочим, после выступления Вячеслав Ковалев выходит со сцены весь мокрый. Может, конечно, надо легче одеваться. А может, так и надо работать на сцене. Чтобы потом не было мучительно больно, что не додал, не допел, не дотянул. Выходить и сгорать до конца! Каждый раз, как последний. Именно последний, а не крайний, как любят нынче говаривать в бардовских кругах. Новая мода на слово. Как будто она убережёт от судьбы... Конечно, и организаторы подогревают интерес публики к Вячеславу – его ставят в финале, дают ему исполнить шесть песен, вместо двух, как всем. Его представляют по-особенному, как одного из самых известных и титулованных бардов, но ведь потом можно выйти и всю эту фору профукать. А Славка выходит, и зритель понимает, что всё, что говорили о нём, правда! В общем, Ковалёв крутой! Но не забываем, что за этим стоит большой труд. Ежедневный. Другое дело, нравятся ли вам песни Ковалёва?! Это уже сугубо личный выбор. И здесь спорь, не спорь, бесполезняк. Дело, что называется, вкуса! Опять же время всё расставит на свои места. Я в этом убеждена. Кто великий, а кто нет. Кто настоящий, а кто фикция. Эх, дожить бы... После концертного фейерверка фестивальщиков ждала традиционная "Чайхана". Она традиционно проходит без чая. Это время, когда можно пообщаться и попеть песни. Общение на таких мероприятиях перекрывает песенный процесс. Слушают плохо. Пение превращается в крик души, пытающейся прорваться к ушам присутствующих. Но, на мой взгляд, всё и здесь удалось. Попели, попили, поговорили. Кто хотел, услышал. Кто не хотел, напился. Третий день фестиваля – это концерт-награждение победителей. И долгие проводы гостей и участников. На заключительном концерте "Новые мелодии" вместе с лауреатами выступили организаторы фестиваля, театр-студия авторской песни города Витебск. Замечательные ребята! Володя Цвики спел с дочерью Ульяной. У этого дуэта хорошее будущее! Алеся Медведева – мотор оргкомитета, руководитель клуба, продемонстрировала замечательные песни, красивый вокал и любовь к джазовым гармониям. Елена Цыганкова и Игорь Бабыдов тоже не удержались от блюза. Но всё внимание, конечно, было приковано к лауреатам. В авторской номинации первое место жюри единодушно присудило Юрию Пинчковскому из г. Орша. Яркий самобытный автор. Его песни "Диван" и "Доминиканка" порадовали глубиной образов и музыкальной оригинальностью. Достойна похвалы исполнительская манера этого барда. Песни Юры подкупают своей жизненностью, неподдельной правдой. Я всегда говорю, что автор – это прежде всего Личность. Именно личность человека интересна мне в этом жанре. И здесь я такую личность увидела. Среди авторов музыки был отмечен композитор из Минска Дмитрий Устинов. Он исполнял свои песни на белорусском языке. И я ещё раз убедилась, насколько красив и благозвучен белорусский язык, как он музыкален. Дмитрий в своих песнях продолжает лучшие традиции белорусской песенной школы, мулявинские традиции. Это отрадно. Потому что "Песняры" – это классика. Это гениальная музыка всех времен и народов. Среди исполнителей звание лауреата досталось Светлане Жук. Светлана принадлежит к традиционной бардовской школе, исполнительской манере. Без надрыва и театральности, доверительно и музыкально рассказывает она песни. В г. Пинск Светлана руководит студией авторской песни "КАП-ля" и проводит свой бардовский фестиваль. Специальные призы жюри получили две юные участницы, две Насти: десятилетняя Анастасия Бекарюкова и Анастасия Иванова из г. Тверь. Вообще, детские конкурсы принято проводить отдельно от взрослых. Но поскольку тверичанки были единственными представителями России на этом фестивале, и особых запретов организаторы не выставляли, то никто против их участия не возражал. Дети показались замечательно. Все три девочки. Их было трое. Просто призов не хватило. К тому же, когда ребёнок с большой гитарой выходит на сцену, играет и душевно поёт, он даст фору любому взрослому. Потому как дети и животные с лёгкостью переиграют даже гениального актёра. (Животные в конкурсе не участвовали. Хотя запретов тоже не было). Ещё один спецприз жюри достался витебскому дуэту Тимофея Чистякова и Анатолия Проценко, который исполнил песни американского барда Пола Саймона. Честно скажу, меня этот выбор страшно порадовал. Я люблю творчество этого музыканта. Не часто на русскоязычных бардовских фестивалях услышишь такой материал. Есть риск прийтись не ко двору. Но Тимофей сделал замечательный перевод с английского. И Саймон зазвучал на русском, как будто это его родной язык. А с каким упоением исполняли Анатолий и Тимофей песни американского менестреля! А как заразительно пели Тимофей с Андреем! Красавчики. И при этом никаких специальных усилий. Просто они такие! Завершал воскресный концерт Анатолий Шенберг. Родом он из Питера, но когда-то, как многие это делают, покинул город в поисках лучшей жизни. Пытался зацепиться в Москве, теперь обитает в Нижнем Новгороде. Он уже многое успел на бардовском поприще. Ездит по фестивалям, знакомит организаторов и тусовку со своим творчеством. Профессиональный музыкант, вокалист. Работает на сцене прекрасно. Я его окрестила "натюнингованным". За использование новейших технических средств во время выступления. Эти маленькие волшебные электронные штучки позволяют ему практически не зависеть от звукорежиссёров и позволить себе дополнительный звуковой ряд. Это тоже современный подход к сценическому действу. А дальше, вы помните, дело вкуса! Фестиваль в Витебске проходит уже в 28-ой раз. Двадцать восемь лет подряд на лучших площадках города поют барды из разных стран и городов. Были времена, когда авторская песня собирала большой зал Концертного комплекса "Витебск". И сесть было некуда, и Гоша Куценко остался бы без работы. Сейчас другие времена. И можно бесконечно спорить о том, жива или мертва авторская песня. Можно бесконечно обвинять средства массовой информации, что не пускают бардов в телевизор, можно косо смотреть на народ, который поэтическое слово разменивает на шансон, с которым ему легче и проще. Можно бесконечно жаловаться на нелёгкую судьбу барда, но реальность такова, авторская песня нынче на задворках. Не делает рейтинги, не собирает залы. Да, когда-то собирала стадионы. Теперь кафешечки. Так жалуется на судьбу старый актер, когда-то снявшийся в главной роли, а теперь прозябающий без работы. Барды и так хорошо живут. Фестивалей с каждым годом всё больше и больше. Спеть есть где и есть кому. А что до славы... Здесь важно, какие цели вы преследуете? Если вам нужна слава, то учитесь у Славы умению продвигать себя. Либо зудите на кухнях о нелёгкой доле и утешайте себя любимого и гениального признаниями в любви парочки верных поклонников, которая найдётся у каждого, кто пишет песенки. Всё воскресенье лил дождь. Я надеялась в этот день погулять по городу, который смогла увидеть лишь из окна автомобиля. Подняться на Успенскую горку к Свято-Воскресенской церкви. Посетить Благовещенскую церковь, жемчужину города, построенную ещё в 12 веке в византийском стиле. Пройтись по улице Толстого к Ратушной площади, а дальше к улице Суворова, которая теперь стала пешеходной. И в "Духовской круглик" заглянуть. Это выставочный зал. Но может, будет повод приехать снова! Нельзя сразу объять необъятное. Всё, что удалось, это посетить музей Марка Шагала. Получить удовольствие от экскурсии. Сфотографироваться с памятником. Погладить овальный угол дома, где жил Шагал, загадать желание. Пока не сбылось. Может, кто-то видел, как я гладила угол? Тогда всё насмарку. А может, надо подождать. Всему своё время. Фестиваль закончился. Я вернулась домой. И теперь спустя дни, доверяя своему ощущению послевкусия, могу сказать – спасибо, Витебск! Я окунулась в атмосферу, которой у нас уже нет. В Беларуси ещё жива коллективная психология. Тёплые взаимоотношения. Там не каждый за себя, а все вместе. Как когда-то было у нас. В советское время. Когда хлеба горбушку и ту пополам. Там улицы носят имя Ленина, а городской мост зовётся Кировским. Там многоэтажки, как Атланты, держат на своих плечах многотонные неоновые лозунги: "Слава советскому народу". Там чтят память солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. И стеклянные пирамиды супермаркетов соседствуют с пятиконечными звёздами на фасадах зданий. Историю надо уважать. Мы любим, отрекаться от Богов, которым когда-то слепо поклонялись. Мы не ценим, то, что имеем. Мы плюём на будущее, потому что не помним прошлого. Я не за советский строй ратую. Хотя много в нём было позитивного и с социальной точки зрения правильного. Идея-то была хорошая, только испортить можно и самое благое дело. Столько веков существует человечество, но никаких уроков не извлекло. Цивилизация, прогресс, условия жизни – всё для человека, а человек, как был порочным, так им и остаётся. Грешит по страшной силе. И ничего не боится, ни кары Божьей, ни смерти. Эко меня пробило! А потому что не важно, при каком строе мы живём. И какая у нас экономика. Вот белорусы ещё социализм строят, а мы на рыночные взаимоотношения перешли. Демократией увлеклись. Которая скоро Европу в могилу сведёт. Только лучше-то человек не стал. Я знаю, фестиваль делался на малые деньги. Но атмосферу за деньги не купишь. Спасибо команде фестиваля за их бессонные ночи, гостеприимство, заботу о каждом, независимо от статусов и званий. Спасибо Володе, что провожал нас под проливным дождём в глубокой ночи. Спасибо Алесеньке, Раисе Грибович, театру-студии, КЦ "Витебск". Вы – молодцы! Так держать! Я уже скучаю!
Елена Гудкова, октябрь 2014 г.
|
© bards.ru | 1996-2024 |