В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

11.07.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
Капустин А.

Источник:
архив КСП "Поиск", г. Владивосток, машинописная копия
 

Фантазии на тему будущего авторской песни

Тридцатилетнее прошлое движения самодеятельной (авторской) песни было трудным. Фактически это была борьба за выживание. Движение то запрещалось, то ему давали некоторые поблажки. А оно всё выдержало, сохранило свои гражданские позиции, и его настоящее положение более чем радужное: появилась заинтересованность центрального телевидения, в прессе систематически публикуются соответствующие материалы, торопится наверстать упущенное фирма "Мелодия", прошёл первый всесоюзный фестиваль самодеятельной песни, создан и всесоюзный совет КСП. Но у нашего движения есть будущее. Какое оно? Конкретных высказываний по этому поводу я почти не встречал. Вероятно, предполагается, что, если настоящее такое хорошее, то уж будущее...! Дай-то бог. Искренне нам всем этого желаю. И всё же, не откажу себе в удовольствии пофантазировать, то бишь, помечтать на эту тему.

Предварительно оговорюсь. Мне кажется, в движении самодеятельной песни существуют два самостоятельных течения, которые, как сросшиеся близнецы, не могут существовать друг без друга. Это, во-первых, деятельность клубов самодеятельной песни, и, во-вторых, непосредственно, творчество самих авторов. Я осмелюсь говорить о втором течении, к которому, в очень малой степени, себя причисляю. Будущее же клубов самодеятельной песни, на мой взгляд, во многом зависит от этого второго течения. Но любая фантазия грозится перерасти в чистую фантасмагорию, если не будет питаться фактами настоящего. Поэтому, приведу некоторые данные.

В двадцатых числах сентября с.г. в Москве прошел всесоюзный семинар руководителей клубов самодеятельной песни, в котором посчастливилось участвовать и мне. Семинар этот был первой попыткой подобного рода и, безусловно, принесёт много полезного. Были среди участников семинара и авторы самодеятельной песни — руководители клубов или различных творческих объединений. Семинар шёл своим чередом, решались организационные, финансовые и другие проблемы (что тоже важно), но не было одного: обсуждения наболевших авторских проблем. Вот почему в один из предпоследних дней семинара авторы почти стихийно собрались вместе и проговорили всю ночь. Здесь были как начинающие, так и известные в стране авторы (Г. Жуков, Г. Дикштейн, Л. Духовный, С. Булгаков и другие). Всего несколько десятков человек. Из этого разговора можно сделать ряд выводов. По всей стране идёт активный процесс выделения авторов самодеятельной песни из рамок обычных КСП и организация ими своеобразных творческих объединений (Театр песни в Москве, "Лаборатория своих песен "Экперимент" в Кемерове, авторская мастерская "Поиск" во Владивостоке, Заозёрная школа в Ростове-на-Дону). Мы думаем, что это объективный процесс, который знаменует собой новый этап в развитии самодеятельной песни, этап, когда наше движение, пройдя в диалектическом развитии один виток, начинает новое восхождение. На мой взгляд, хорошо говорил об этом С. Булгаков (г. Владивосток), который сумел подвести под данное явление философское обоснование. Во всей стране чувствуется тяга авторов самодеятельной песни к непосредственному общению друг с другом, тяга к централизации творческих сил. Итогом нашего разговора стало создание инициативной группы с центрами в городах Киеве, Ташкенте, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Кемерове и др., члены которой искренне хотят разобраться в происходящем, чтобы вовремя поддержать здесь всё лучшее и не пустить дело на самотёк. Ближайшей целью мы поставили повсеместное создание творческих мастерских или школ авторской песни, которые помогут выявить и объединить всех авторов страны для создания условий максимального развития их творческих возможностей.

А теперь давайте пофантазируем. Итак, фантазия первая. Школы авторской песни созданы. Они объединяют вокруг популярных авторов, пишущих песни в одном стиле, начинающих авторов, желающих творить так же (например, школа Б.Окуджавы, С.Никитина и т.д.) Таких школ в стране может быть несколько. Главное, чтобы нашёлся автор или несколько авторов, которые захотят создать такую школу и руководить ею. Школы поддерживают тесные творческие контакты между собой. В масштабах страны действует постоянный семинар авторов самодеятельной песни, работают такие семинары (лаборатории, мастерские) на местах. Идет серьёзная учёба, ведется творческий поиск, шлифуется мастерство, ищется индивидуальность. Отлажен механизм выступлений авторов всех рангов по стране, как отчёты школ перед слушателями. Здесь уместно вспомнить, что Е. Клячкин уже в зрелом возрасте занимался в семинаре по работе с авторами самодеятельной песни при Доме композиторов Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР, что уже третий год Д. Сухарев ведёт занятия литературного объединения молодых авторов самодеятельной песни в Москве. А закончить эту фантазию я хочу одним ответом А. Розенбаума на вопросы корреспондента "Огонька". "Я довольно часто езжу по стране, — говорил Александр.— Сотни пустующих по вечерам клубов встречались мне на пути, десятки тысяч прекрасных дворцов культуры. И это при том, что у нас есть великое множество талантливых, самобытных исполнителей, которые жаждут встречи со своим слушателями и готовы хоть на край света лететь ради творческого общения с ними. Но, увы, никто этим не занимается всерьёз, никому до этого нет дела.

Фантазия вторая. Процесс централизации авторских сил завершился образованием союза авторов самодеятельной песни страны. Союз ставит своей целью создание наилучших условий для творчества авторов и защиту их интересов во всех инстанциях. Вот это загнул, скажут одни. Но почему? Есть же кактусоводов. А у нас что сейчас творится?! Б.Окуджава, например, являясь членом Союза писателей, считает авторскую песню литературным явлением и в одной из опубликованных в центральной прессе бесед говорит, что поддерживать поющих поэтов должен Союз писателей, но помогать композиторам, которые тоже есть в этом движении, — прямое дело Союза композиторов. Е. Бачурин — член Союза художников, ряд авторов самодеятельной песни выступают на профессиональной эстраде (А. Розенбаум). Автор из города Еревана В. Татыкян член сразу трёх творческих союзов. А сколько у нас докторов и кандидатов всяческих наук! В нашем же союзе будут как авторы-профессионалы, так и любители, сочетающие основную деятельность с творчеством (по меркам высочайшего профессионализма). Ещё один союз? — с иронией спросят другие. — Мало недостатков в уже существующих? Вот тем и хорошо, что, зная все недостатки других творческих союзов, мы попытаемся избавиться от них в своём зародыше. Надо, как мне кажется, понять главное: авторская песня — неразрывный специфический сплав трёх начал: поэзии, музыки и собственного исполнения.

Нельзя разводить эти начала в разные стороны и пестовать их в изоляции друг от друга. Только в едином союзе этот сплав и даст наилучший результат.

Фантазия третья. Создан централизованный фонд движения, на средства которого и будут существовать наши школы, семинары, клубы, проводиться фестивали, оплачиваться поездки авторов по стране, элементарно оказываться помощь нуждающимся творческим объединениям и лицам. В настоящее время нас призывают поддерживать, заработанными от концертов авторов и других мероприятий, средствами Фонд детских домов, многие авторы и КСП отдают эти деньги в Фонд Мира. Всё правильно, необходимо и, естественно, будет продолжаться. Но, товарищи дорогие, сколько же можно существовать за чужой счет (ВЛКСМ, Министерства культуры, ВЦСПС)? На семинаре в Москве нас, например, упрекнули работники ЦК ВЛКСМ, что они потратили на организацию этого семинара 70 тысяч рублей, а многие участники не ходят на занятия, а ведь деньги надо отработать. Очень показательный упрёк. Но суть, как мне кажется, в другом: если мы хотим, чтобы уровень авторской песни (в лице лучших сегодня авторов) оставался таким же высоким, чтобы всё чаще появлялась талантливая молодёжь, чтобы, просто, было что петь в тесном кругу друзей, необходимо затратить немалые деньги, которые, как будет честнее, и заработать нужно самим.

Фантазия четвертая. Создан институт авторской песни, где учится молодёжь и идёт теоретическая работа. Возможно, это один институт или отделения институтов культуры на местах. Зачем? Давайте разберемся. Сейчас почти все авторы самоучки. Да, да. Есть, например, у него музыкальное образование, а литературного, наверняка, нет. Есть (невероятное везение) и то, и другое, но, как исполнитель, он, точно, самоучка. А это и школа вокала, и школа игры на музыкальном инструменте, и сценическая пластика, и режиссура концертной программы, и многое другое. Сейчас у большинства авторов всё это заменяется одним — талантом. Но какому таланту помешает хорошая школа?! Так отец В. Высоцкого в одном из интервью вспоминал, что Володя учился играть на гитаре по самоучителю, а позднее жаловался, что не хватает ему музыкального образования. Выпускники такого института получат специальность руководителей творческих объединений авторской песни или профессиональных исполнителей своих песен.

Например, в нашей Лаборатории своих песен "Эксперимент" (г. Кемерово) есть профессиональные литераторы, режиссеры, актёры, но каждый из нас чувствует острую необходимость в совершенствовании всех компонентов авторского творчества. И приходится нам искать руководителя гитарной школы, заниматься друг с другом вокалом, стихосложением и т.д. Думается, что это сейчас проблема многих авторских объединений и КСП. А как было бы здорово, если бы во главе таких объединений стоял человек, профессионально владеющий инструментом, вокалом, могущий показать начинающему автору как держаться на сцене, режиссировать свою программу и, конечно, сам талантливо пишущий песни. Сложно будет учиться в таком институте, ведь он объединит в себе и консерваторию, и литературный институт и, частично, театральный, но желающие, я думаю, найдутся.

Фантазия пятая. При авторском союзе создано своё издательство (редакция), которое, в силу вышеизложенной специфики, объединит в себе издание специализированного журнала (другой соответствующей печатной продукции и атрибутики), фирму грамзаписи, теле— и радиовещание. Думается, что читатель, зритель, слушатель у нашего движения есть. Сейчас же, например, о проблемах самодеятельной песни, в силу всё повышающегося к ней интереса, пишут "Турист", "Физкультура и спорт", "Молодежная эстрада", "Человек и природа", "Комсомольская жизнь" и т.д. Не легче ли будет объединить весь этот информационный поток в одном издании, где можно будет найти высокого уровня теоретические высказывания, профессиональную критику, ноты и тексты авторских песен. Далее, фирма "Мелодия" выпустила, наконец, ряд авторских пластинок. Но с каким опозданием! Смущает здесь и странность ситуации: наши авторы пишут песни, которые поёт вся страна, затем несколько человек (Худсовет "Мелодии") — люди, конечно, заслуженные, но очень далёкие от нашего движения, решают: какие песни авторов записать, а только затем мы уже в качестве подарка получаем пластинку. Думается, будет правильнее, если эти вопросы будут решать члены нашего движения и сами слушатели. Теперь о телевидении. Выскажу общее мнение: передачи о самодеятельной песне редки, делаются некомпетентными людьми на крайне низком уровне (даже по Центральному телевидению). Пока такие передачи, не боюсь этих слов, приносят нашему движению больше вреда. Кажется, что они делаются потому, что не делать их уже нельзя, но людьми, которые авторскую песню не любят и не понимают. Ждать, пока на телевидении появятся другие люди?

Фантазия шестая. Движение авторской песни выдержало и времена официального признания, не утратило своего социального значения в поисках истины, заняло подобающее ей место в происходящих в нашей стране переменах, и, наконец, появилось большое количество талантливой молодёжи, по праву носящих высокое звание автора самодеятельной песни.

 

Послесловие. Сейчас можно услышать многочисленные сетования, что движение наше вышло из своего привычного русла, что появилось множество пишущих авторов. Но плохо ли это? По-моему, это прекрасно! Чем больше авторов, тем больше песен, шире возможность выбора, а, значит, выше критерии требовательности к ним. Не иссякает родник народного творчества, а корни свои мы видим именно здесь.

 

1987-88г.

 

 © bards.ru 1996-2024