В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

05.04.2014
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Богдасарова (Татевосова) Светлана Борисовна
Авторы: 
Азаров Анатолий Яковлевич

Источник:
tram11.ru
http://www.tram11.ru/viz/bog01.html
 

Синий перекресток

Стоить вспомнить, как рассказывал Юрий Визбор о своем поступлении в пединститут. Он приехал с Владимиром Красновским на Пироговку. "Мы заглянули в одну пустую аудиторию — там сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации на тему "Лу-ла-бай". Это была Света Богдасарова ... Мы попереминались с ноги на ногу, и я сказал ему: "Поступаем". Был 1951 год"

Это было счастливое стечение обстоятельств. Случайное музицирование С.Богдасаровой явилось решающим фактором поступления Визбора в этот институт и становления его как барда.

В это время Визбор уже числил себя в цеху поэтов, но никак не автором музыки (слово "композитор" барды в отношении себя употребляют c изрядной долей иронии). Однако к музыке, к песне он тяготел не менее чем к слову.

Впоследствии Ю.Визбор написал к музыке С.Богдасаровой немало стихов. Светлана создавала свои мелодии "песенного формата", а местные "поэты" тут же пытались положить на них соответствующий текст. А нужно отметить, институт был песенным и поющим, недаром говорили, что МГПИ — это Московский государственный ПОЮЩИЙ нститут.

Те годы были на редкость щедры талантливыми и, надо сказать, самозабвенно работающими над СЛОВОМ людьми. Может по другим предметам они и хватали "неуды" и заваливали сессии (Визбора однажды "пропечатали" в институтской газете "Ленинец" за слабую политическую подготовку), но слово, стихи, поэзия — были той наукой, которую осваивали и денно и нощно.

Знатокам известна поэтическая дуэль между Юлием Кимом и Юрием Визбором. Кроме уже названных В.Красновского и Ю.Кима в одно время с Богдасаровой и Визбором учились С.Богуславский, В.Сурганов, Ю.Ряшенцев, М.Кусургашев, О.Гинзбург, П.Фоменко, Б.Вахнюк, А.Якушева, — все они состоялись как яркие творческие личности. Все вышеуказанные персонажи были, как отмечено выше, в первую очередь "мастерами художественного слова".

Светлана же Богдасарова — мелодист, музыкант. Впитывая в себя окружающие ее звуки: русскую народную песню, советскую массовую и эстрадную песню, оперетту, музыку из кинофильмов; слыша дома классические произведения, исполняемые мамой; и, — это самое крамольное — джаз — Светлана Богдасарова неосознанно синтезировала, сплавила в себе этот музыкальный поток и выплеснула ручейками собственных мелодий.

И эти "попевки" как нельзя кстати пришлись на "ухо" ее сверстникам.

В это время самодеятельная песня в целом не отличалась оригинальностью мелодий, в чем-то стремилась подражать "взрослой", профессиональной песне, и на начальных этапах развивалась на заимствованных мелодиях. Богдасарова смогла воплотить в своей музыке задушевность, мелодичность, легкость и запоминаемость,— даже "прилипчивость" песен. Она не только создавала конкретные мелодии, к которым многие охотники искали соответствующий текстовый, поэтический смысл, но и задала тон, интонацию неофициальному жанру свободной песни: студенческой — самодеятельной — авторской -бардовской, как бы мы ее не называли.

Определенным неоноваторством после "забвения" советского джаза 30-х годов, при глухом замалчивания в начале 50-х Л.Утесова, О.Лундстрема, Э.Рознера были джазовые мелодии Богдасаровой. Новая музыкальная форма прочно входила в самодеятельную песню. Об этом говорит и параллельный процесс независимого песнесочинительства на биофаке МГУ и джазово-мелодические композиции Г.Шангина-Березовского. Поколение искало свой музыкальный язык, поколение наряду с традиционным русским мелодизмом выражало себя в загадочной, неизвестной, распространявшейся на "ребрах" музыке.

К слову сказать, все эти джазовые забавы строго пресекались (так и хочется сказать советской властью, да так он по сути дела и есть) "близстощим" начальством. Богдасарову, Визбора и Красновского вызывал на ковер сам ректор института Поликарпов и разносил: "Богдасарова, ты что, не знаешь, что джаз провоцирует сексуальные наклонности?" Что такое джаз Светлана знала, а что такое "сексуальные наклонности" только могла догадываться — время тогда было более целомудренное и более глупое. За поцелуи устраивали публичный разбор на комсомольских собраниях и выгоняли из институтов. От такого пуританизма пострадал, кстати, Борис Вахнюк. Поликарпов дальше что-то там грохотал про буржуазную музыку, про тлетворное влияние запада... "А вы чего ходите вокруг нее и облизываетесь?" — переключился он на Визбора с Красновским... О темпора! О море!

По прошествии студенческих и многих других лет С.Богдасарова вновь обратилась к поэзии Ю.Визбора. Время, социальные потрясения, ментальность и система ценностей сегодняшних создателей песен неизбежно отразились и на самой авторской песне. "Время делает песни" -как говорил Ю.Визбор. С.Богдасарова, оставаясь в канонах мелодизма традиционной авторской песни, в последние годы положила на музыку около двадцати его стихов. Современные поклонники и исполнители авторской песни найдут и в ее новых произведениях достойные внимания и любви песни.

В золотом фонде авторской песни остаются и по сей день поются песни С.Богдасаровой "Карельский вальс" и "Синий перекресток" — яркие примеры национальных и "буржуазно-джазовых" корней. Если ларчик авторской песни, как заветный волшебный сундук, открывается несколькими ключами, то, несомненно, один из этих волшебных ключей дала Светлана Борисовна Богдасарова.

 

Анатолий Азаров,

октябрь, 2004

 

 © bards.ru 1996-2024