В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
02.03.2014 Материал относится к разделам: - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина Персоналии: - Городницкий Александр Моисеевич - Хомчик Галина Викторовна |
Авторы:
Чугай Ольга Источник: Чугай, О. Гостями и проектами блеснули Мастрюки и Фёдоровка / О. Чугай // Волжские вести. - 2012. - 15 июля. http://vvs-syzran.ru/2169-gostyami-i-proektami-blesnuli-mastryuki-i-fedorovka.html |
|
Гостями и проектами блеснули Мастрюки и Фёдоровка |
Завершили работу два крупнейших в России фестиваля авторской песни – XXXIX имени Валерия Грушина на Федоровских Лугах и "Платформа" на Мастрюковских озерах. Кто и что бы ни говорил, лично я убедилась в полной творческой состоятельности и того, и другого. Возможно, развод Грушинки для обеих команд стал тем своеобразным пинком, что отправил оба фестиваля в полет и вынудил искать новые идеи, создавать интересные проекты. Хотя послеразводные страсти еще не утихли, и до "высоких отношений" в духе "Покровских ворот" ой как далеко.
Немного статистики
На Мастрюках в концертной программе выступили 225 гостей. 180 человек участвовали в конкурсе. С четверга по пятницу работали 18 творческих площадок. Спортивная программа (волейбол, футбол, скалодром, байдарки, парусная регата, веселые старты) объединила около 600 человек.
Численность палаточного населения оценивают в 37-40 тысяч человек, что, на мой взгляд, соответствует действительности. В то же время данные о том, что в фестивальные дни зафиксировано ноль криминальных происшествий, вызывают усмешку. Мне, к примеру, известно о пяти кражах и одном угоне.
На Федоровских Лугах зарегистрированы 34 тысячи участников, хотя, на мой взгляд, цифра несколько завышена. На парковочной стоянке фестиваля размещались 1250 единиц транспорта. Работали шесть творческих площадок. В конкурсной программе пробовали себя 214 человек:78 авторов,11 музыкантов, 14 ансамблей и 35 исполнителей. Только в рамках детско-юношеского конкурса на прослушивание подали заявки более 200 человек.
О происшествиях криминального характера организаторы сообщили честно: четыре кражи, одно незаконное хранение наркотиков, один грабеж, один без вести пропавший около турбазы в "Раздолье". Было бы по меньшей мере странно, если бы при таком скоплении народа все тысячи людей вели себя исключительно законопослушно и ответственно. Теперь – к главному.
Грушинский на Лугах
Федоровка подарила мне в этот год встречу с замечательным (поющим!) поэтом Владимиром Шемшученко, автором горьких строк:
Бессмысленно былое ворошить – Пока я к лучшей участи стремился, Двадцатый век оттяпал полдуши И треть страны, в которой я родился.
(Из сборника стихотворений "Поэзию чувствуют кожей").
Шемшученко взял под свое крыло поэтическую мастерскую, рождение которой высоко оценил председатель жюри Грушинского фестиваля лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, академик Российской Академии наук Александр Городницкий, известный своей строгой взыскательностью к поэтической составляющей песни.
На Лугах прошла творческая встреча с главным редактором "Литературной газеты" писателем, поэтом, драматургом Юрием Поляковым.
Здесь, на Поляне, состоялась презентация книги Александра Майсюка "В лодке плыву золотой". Автора не стало в сентябре прошлого года, но остался архив с неизданными при жизни удивительной силы стихами, рассказами, повестями. Друзья издали книгу, куда включили еще и статьи Майсюка об истории романсов, о творчестве и жизни Вертинского, воспоминания о встречах с Булатом Окуджавой, да еще два песенных диска, написанных Александром Михайловичем на стихи русских поэтов, и свои собственные.
Ольга Качанова и Вадим Козлов представили грушинцам новую книгу песен "Голос из Интернета" (стихи, ноты, фото, CD). Кстати, в творческом онлайн-конкурсе были поданы более полутысячи заявок на участие в восьми номинациях.
Из концертных площадок мне более всего к душе легли "Пилигримы" (хозяин сцены Эдуард Филь). Грушинцы встретились с Алексеем Иващенко, Андреем Крамаренко, Натальей Кучер, Валерием Боковым, Ириной Суриной, Виталием Харисовым, Дмитрием Бикчентаевым, Борисом Есиповым, Алексеем Апполинаровым, Юрием Карповым...
Здесь, на Лугах, познакомилась с исключительно интересным человеком, который вот уже 30 лет путешествует по России, из них последнее десятилетие – в одиночку. Интервью с Александрой Марчук и Владимиром Шемшученко читатели "ВВС" увидят в ближайших номерах.
Насколько были сильны лауреаты?
Галина Хомчик:
— Интересная тенденция в этом году сложилась: большинство лауреатов в этом году – девушки, и очень талантливые, яркие. Среди них — дочка наших прежних лауреатов Игоря и Марины Саркисовых Таисия (Москва) — совершенно уникальный ребенок, который взрослым даст сто очков вперед. Ансамбль из Тюмени "Интервал", который много лет остается детским. Здорово, когда есть преемственность поколений.
Самая сложная номинация – автор музыки. Очень интересные были композиторы. Лауреатом стала Яна Бабицкая, и пока еще дипломантом, но тоже очень нам понравилась,— Оксана Варушкина, которая пишет прекрасную нестандартную музыку. От всех нас хочу сказать "спасибо!" всем участникам за сильный, хороший конкурс настоящей интересной авторской песни. Дай Бог, чтобы это было всегда.
Александр Городницкий:
— Творчество – это не бокс и не футбол, здесь нет первых, вторых, лучших и худших. Есть талантливые и бездарные. Пушкин затмил всех поэтов своего поколения. Но он не мог написать за Батюшкова строчки "О память сердца! Ты сильней рассудка...".
Грушинский возрождает старые добрые времена фестивалей. Авторская песня – это единство тех, кто пишет и тех, кто поет. Гора снова вставала на Булате Окуджаве. Подпевала. Не было пьяни, которой в последние годы грешили эти многотысячные скопища. Не было случайных людей – были любители авторской песни. Наконец мы снова вернулись к чистому роднику. Подчеркиваю: конкурс — не главное на этом фестивале. Главное – праздник песни и возвращение к идеалам, которые эта песня провозглашает.
На фестивале, кстати, возникла идея: отправить Грушинку в кругосветку. Пройти лауреатам и дипломантам фестиваля кругосветное путешествие по маршруту парусника Седого, который ушел в путешествие 20 мая. Проехать вдоль него в авто по всему миру. И отчитаться песнями, видеоматеиалами, фотографиями. Интересно?
"Платформа" на Мастрюках
Для себя выделила три ярких события фестиваля. Во-первых, мощный образовательный проект – фестивальный университет. В чистом поле, на центральной поляне, что стояла неприкаянной последние годы, возникла "табуретка": строение о четырех ногах с площадкой наверху (для палатки, Интернета). По одну сторону встала наука, по другую – всякое-разное. Художественно-научные мастерские, тольяттинские реконструкторы, мастер-классы, лекторий, кинотеатр (в гости к "Платформе" приехал фестиваль туристических короткометражных фильмов "Юшут" из Казани)... Очереди стояли в геокупол, где Дом ученых из подмосковного Троицка представлял эскпонаты своей физической кунсткамеры.
На двух ПАЗиках и грузовой "ГАЗельке" (спасибо сызранской администрации) приехал на "Платформу" Муниципальный оркестр русских народных инструментов под руководством Сергея Иванченко, заслуженного работника культуры, лауреата Грушинского фестиваля. Принимали – "на ура!". Из-за того, что концертное время (час на главной сцене фестиваля) "съели" аплодисменты, коллективу — многократному лауреату всероссийских и международных конкурсов — пришлось даже сократить программу. Маститые барды, включая Александра Мирзаяна и братьев Мищуков, не скупились на похвалы.
Совершенно потрясла зрителей встреча с "Норд-Остом" (авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев), который в этом году отмечает десятилетие премьеры. Поставленный по мотивам романа В.Каверина "Два капитана", мюзикл 411 раз срывал аплодисменты в Москве. И вот концертная версия знаменитого и трагичного музыкального произведения, избранные арии и ансамблевые сцены – на фестивальной поляне Мастрюков. Подробности творческой встречи с участниками премьерного состава мюзикла "Норд-Ост" – в ближайших номерах "ВВС". Идея "Платформы-2012" — показать разные ипостаси творчества бардов – получила оглушительный успех.
"Платформа" сделал ставку на полиформатность. Здесь есть место для "О!строва" с Андреем Козловским и "АЗии +" (современная камерная песня) с Виктором Вороновым, "Вудстока" (площадкой руководит Сергей Гурьянов, тольяттинский фестиваль "Акустика"), "Победы". Живет своей неповторимой жизнью (увы, уже без Сергея Каплана) Кольский Бугорок. Радует любимая мною камерно-интеллектуальная сцена "Междуречье". Делает успехи "Ветер степей". Именно на ней я услышала очень интересные ансамбли "Пятый корпус" (г. Пермь) и "Своя среда" (г. Минск).
Зоя Куран, солистка ансамбля "Своя среда", лауреат "Платформы", рассказывает:
— Главная идея нашего творческого объединения — исполнение авторских песен с той аранжировкой, которая, по нашему мнению, раскроет песню больше, чем бы она звучала под гитару. В нашу группу входят замечательные музыканты, которые чувствуют слово и музыку, и получаются классные аранжировки. Они для меня отражают глубинное содержание песни. Всегда с удовольствием поешь их и живешь этим.
Пресс-секретарь и технический координатор проекта "Своя среда" Галина Гога добавляет:
— Мы третий год делаем в Минске вечера неформатной музыки, основу которой составляет авторская песня. Собрали вокруг себя ребят, и публику высоко интеллектуальную, которой попросту негде приткнуться. Нам нравится концепция "Платформы".
Есть ли на Всероссийском фестивале авторской песни место собственно авторской песне? Ну, если его выбрали Вадим Егоров (председатель жюри), Владимир Туриянский, Владимир Васильев, Вера Вотинцева, Раиса Нур, Александр Мирзаян, Александр Вольдман...
Да пусть будет два фестиваля, и оба – добрых, интересных, сильных... Только бы развести их во времени, чтобы не ставить людей перед проблемой выбора, чтобы успели мы насладиться и тем, и другим. Ну скажите, кто бы от этого проиграл?
Заявление Александра Городницкого, на пресс-конференции Грушинки (Федоровские Луга):
— Хочу пожелать успеха творческим людям и участникам фестиваля как на Федоровских Лугах, так и на Мастрюках. Я считаю, нужно наладить нормальные дружеские контакты между двумя Полянами. Будет правильно, если творческие люди не станут передоверять проблемы официальным лицам, а возьмут дело по налаживанию связей между двумя фестивалями в свои руки.
Совершенно недопустимо, когда фестивали авторской песни во главу угла ставят не творческие проблемы, а имущественные, денежные. Возникает абсурдная ситуация, когда люди, с которыми мы дружны, поставлены в фальшивое положение, когда конкурсанты бегают за лауреатством с Мастрюков на Луга и наоборот. Давайте покончим с этим раз и навсегда!
Нужно спокойно все обсудить и найти решение. Всего-то надо — развести фестивали во времени! Авторская песня – это то, что объединяет. Давайте постараемся вместе положить этому всему мирный конец. Вспомните: Грушинский фестиваль был гордостью Советского Союза.
Ольга Чугай 15.07.2012
|
© bards.ru | 1996-2024 |