В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
21.12.2013 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП - Клубы, творческие объединения, театры, студии, школы АП |
Авторы:
Татьяна Короткова Источник: Короткова, Т. Барды нашего века / Т. Короткова // Учительская газета. - 2013. - № 49 (10494). - 3 дек. http://www.ug.ru |
|
Барды нашего века |
Международный фестиваль авторской песни "Зеленая карета" — новые песни о главном
Очередной, четвертый по счету, Международный фестиваль авторской песни "Зеленая карета-2013" завершился в подмосковном Красногорске трехчасовым песенным марафоном. Это единственный представительский детско-юношеский песенный праздник начинающих бардов на территории постсоветского пространства. Экспертный отбор осуществлялся заочно, в Москву съехались победители - в гала-концерте приняли участие 66 детей. География самая обширная: Украина, Казахстан, Беларусь, города и поселки Сибири и Урала, Алтайский край, города Центральной России. "Зеленая карета" по праву считается самым значительным форумом для детей, занимающихся авторско-исполнительским песенным творчеством. "Зеленая карета" — это деятельная и искренняя заинтересованность в судьбах детей, удивительная в наше прагматичное время. Инициатор и руководитель-координатор фестиваля Леонид Беленький в бардовских кругах — человек-легенда, сумевший создать сплоченную команду людей неравнодушных и творчески одаренных. Его личный вклад в движение авторской песни переоценить невозможно: он в этом деле и теоретик, и практик, лично знает бардов нескольких поколений, многих педагогов страны и ближнего зарубежья, прививающих детям любовь к авторской песне. А теперь вот пестует тех, кто только пробивает себе дорогу в жизнь и на сцену. Украдкой наблюдаю за Леонидом Петровичем во время фестивальных концертов и мастер-классов. Вижу: гордость и радость переполняют человека, на каждое выступление ребят отзывается он всем своим существом и тоже украдкой поглядывает на зрителей, ловит реакцию... Сейчас он создает то, что называется профессиональной школой. Кстати, творческий союз деятелей авторской песни уже существует наравне с общественными объединениями композиторов, писателей, кинематографистов. Анна Пахомова из новосибирского села Барышево привезла на фестиваль не только своего ученика-самородка Олега Попова, но и коллекцию анимационных клипов, их производство — результат общего труда детей местной школы искусств. Одни писали сценарий, другие рисовали и монтировали, третьи сочиняли и записывали музыку. Вот о чем мечтает Леонид Беленький: чтобы творчество соединяло всех детей, одаренных по-разному, а стержнем может стать авторская песня. На данный момент в стране нет такой профессии — "учитель авторской песни", зато есть содружества преподавателей музыки, вокала и даже стихосложения. Эти педагоги, работающие в клубах и студиях, центрах детского творчества, школах искусств, центрах дополнительного образования и при домах культуры, приехали на фестиваль вместе с учениками. У каждого накоплен собственный опыт. — Мы набираем всех от 7 до 17 лет. Приходят дети практически не поющие. Но голос от рождения есть у всех, — говорит педагог по вокалу Кристина Новокшонова из солнечногорского клуба "Б'Арт" и делится секретами, которые пригодятся всякому вокалисту, артисту или оратору: — Если есть страх перед выступлением, стресс можно снять приседаниями. Волнение проходит после дыхательного упражнения, которое мы называем "7-14". То есть на счет до семи – спокойный вдох, на счет до четырнадцати — спокойный выдох через нос. — Педагогика и авторская песня связаны крепко, — уверена Людмила Новикова из Осташкова Тверской области, — на нашем фестивале "Распахнутые ветра" мы придумали такую традицию: каждый ребенок спускает на воду кораблик из материалов, разлагающихся в природе, на кораблике — письмо, в нем описана мечта. Вечерами проводим конкурс костровых. У нас есть один мастер, каждый его костер — это произведение искусства. Он учит и как собрать костер, и как прибрать место кострища, чтобы не пострадал лес. У нас была одна девочка, до пяти лет жила в жуткой семье, потом попала в детдом, потом ее удочерили. И через авторскую песню душа у девочки раскрылась, обнаружился настоящий светлый певческий дар... Светлана Тюрина преподает в детском клубе авторской песни "Жемчужина" при тверской школе с углубленным изучением немецкого языка. Клуб имеет звание "Народный коллектив". — В первом и втором классах с детьми у нас занимаются только вокалом, с третьего класса дважды в неделю введен урок игры на гитаре, — В первом и втором классах с детьми у нас занимаются только вокалом, с третьего класса дважды в неделю введен урок игры на гитаре, — рассказывает Светлана Тюрина. — Занятия бесплатные, в рамках дополнительного образования. Мы часто выезжаем в Германию с концертами. А вот происходящее в Ярославле можно назвать феноменом — ежемесячно местные концерты авторской песни собирают тысячный зал. — Для меня самой это загадка, — улыбается руководитель ярославс-кого образцового детского коллектива авторской песни "Акварель" Светлана Дудалева, — но народ с удовольствием приходит на все встречи и концерты. Опыт "Акварели" уникален без преувеличения. В активе клуба 120 человек, а преподаватель один — Светлана. В день она проводит по три групповых занятия. Прием в клуб — с пятого класса, вступить можно лишь по результатам собеседования, педагог стремится понять: чье это желание, родителей или самого ребенка. Новички проходят ритуал посвящения, существует форма наставничества старших над младшими. Клубные дни, эмблема "Акварели" на футболках, общие праздники, спортивные походы, музыкальные спектакли на сцене местного ТЮЗа и даже выезды за рубеж — авторская песня в исполнении этого коллектива звучала в Испании, Чехии, Франции. А вот томский руководитель студии "Акцент" Юрий Миргородский увлекает идеей авторской песни, начав с почти рекламного утверждения: научу играть на гитаре за два месяца. — Слух внутренний есть у всех, а владение голосом — дело техники, — убежден Юрий. — Как привить понимание авторской песни? Не надо ставить человека в жесткие рамки - пусть поют или слушают всё: чем больше узнают, тем легче будет выбрать свое. Неожиданную форму работы внедряют в Волгограде. Центр "Высота" разработал систему комплексного творческого развития ребенка на платной основе, здесь налицо зачатки профессионального подхода к исполнению авторской песни, когда с воспитанником работают сразу во всех направлениях, от музыки до сцендвижения. А вот опыт украинцев из города Сумы — противоположного характера, здесь клубом авторской песни "Булат" вот уже четверть века занимаются исключительно энтузиасты на общественных началах. Правда, с оговоркой: мэр города и губернатор области проявляют к этому явлению личный интерес, педагоги клуба регулярно обходят школы с выступлениями-агитациями, а на обучающие фестивальные программы "Булат" получает спонсорскую помощь. В администрации Алтайского края есть штатный сотрудник, озабоченный исключительно вопросами бардовского движения. Наверное, такое внимание объясняет тот факт, что алтайский краевой фестиваль авторской песни — один из сильнейших в стране, а его лауреаты — непременные участники гала-концертов "Зеленой кареты". Пять дней фестиваля оказались до предела наполнены встречами, стихийными и запланированными концертами, которые проходили ежедневно, а то и по нескольку раз в день и в усадьбе Нахабино, где традиционно базируется "Зеленая карета и в столичной Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова, и в красногорском Дворце культуры "Подмосковье". Мастер-класс по созданию видеоклипов провели известные авторы-исполнители Галина и Сергей Брусницины. На их счету — десятки клипов к собственным песням. — Мы намерены расширять пространство, которое занимает авторская песня, — объясняет Леонид Беленький. — Возможно, на "Зеленой карете" вскоре появится номинация "Видео". От желающих попасть на мастер-класс актера и композитора Бориса Кинера, одного из участников известного дуэта Кинер-Цитриняк, отбоя не было. "Разбор" песенных номеров касался и актерского проживания, и понимания глубины песенного текста, и интонировния. — Давайте признаемся в любви к Родине по-честному, пусть чиновники пафосом занимаются, а мы не будем! — Борис Кинер оказался и прекрасным рассказчиком, и прекрасным педагогом, очень чутко чувствующим ученика и аудиторию. — На мастер-классе было много открытий и разных радостей, дети и ноты извлекать умеют, и понимают, что поют, — поделился гитарист, потомственный московский бард Лев Кузнецов. — Но авторская песня — это прежде всего личность. Главное, чтобы человек нес песню в своей душе. Кажется, с этим у всех победителей — участников "Зеленой кареты" полный порядок. — Люблю классическую мужскую музыку, Высоцкого и Визбора, — Олег Коньков приехал из подмосковного Чехова, в дни фестиваля ему как раз исполнилось 13 лет, а за плечами уже несколько больших конкурсов и побед. — Страшно только за кулисами, а когда выходишь на сцену — становится легко, — 11-летний Егор Барахов из Ульяновска знает, что говорит: в этом году он покорил юбилейный Грушинский фестиваль, ему как лауреату выпала честь выступления на "большой гитаре".
Олег Коньков из г. Чехова.
|
© bards.ru | 1996-2024 |