В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

28.11.2013
Материал относится к разделам:
  - АП и школа
  - Конференции научные (доклады, публикации и стенограммы конференций)
Авторы: 
Ирина Конова

Источник:
Рукопись автора (мат-лы науч. конф. "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?") ноябрь 2013 г.
 

Приобщение ребенка к миру песни: от слышания к слушанию


"Обучаю играть на гитаре и учусь у людей доброте..." (Ю.Визбор).

 

 

Интерес школьников к авторской песне в Республике Коми проявляется с 80-90-х годов, когда в городах появились клубы и центры авторской песни для школьников и молодёжи, детско-юношеские фестивали авторской песни. В Сыктывкаре в 1986 году городской клуб авторской песни "Параллель" вёл занятия со школьниками на базе школы 36, в городе Инте в 1987 году появился клуб самодеятельной песни при средней школе № 9, который и сегодня является своеобразным Интинским центром авторской песни (руководитель – Любовь Вадимовна Караченцева).



С 1992 года работает клуб любителей авторской песни в гимназии имени А.С.Пушкина г.Сыктывкара, объединяя школьников 4-11 классов, выпускников клуба и педагогов (в клубе работают 4 педагога дополнительного образования: Ирина Генриховна Конова, Василий Владимирович Филимонов, Юрий Владимирович Беляев и Анелия Владимировна Лянцевич). Основное содержание занятий в клубе – встреча с песней, разговор о Слове, игра на музыкальных инструментах, совместное пение, слушание песенных произведений, встреча с "мастерами" жанра, театральные мастер-классы, подготовка ко встрече со слушателями, а также многочисленные выступления на различных площадках города. Ребятам интересно заниматься и общаться в клубе, петь вместе и путешествовать. Однако исполнение авторской песни не обязательно приводит к ее пониманию. В работе я столкнулась с такой трудностью, что "слышать" еще не означает "слушать", услышанное не обязательно воздействует полноценно и глубоко, для этого необходимо ребятам научиться понимать песню.



В поездках клуба на российские фестивали авторской песни во встречах с членами жюри, на мастер-классах необходимо не только исполнить песню, но и объяснить смысл спетого, а иногда и вступить в диалог со слушателем, который делится своими впечатлениями. Это потребовало особенного внимания к тексту авторской песни и создания специальных методов работы с детьми. Сегодня хотелось бы поделиться некоторыми приемами.

В клубе чередуются групповые занятия с индивидуальными, а также работа педагогов-выпускников клуба по различным направлениям, углубляющих интерес учащихся в области слова (литературная студия), искусства гитарного аккомпанемента и художественная студия, в которой создаются рисунки-ассоциации к песне, программки, декорации, обложки дисков и песенников.



В начале каждого года ребята вместе с педагогами выбирают тему года, в результате такой работы создается проект – тематическая программа в творческой форме — композиция, спектакль или музыкальная история, которая посвящена творчеству одного из авторов-исполнителей. Для подготовки к такой программе необходимо так называемое "погружение" в песенное творчество авторов, подробное знакомство с авторскими и существующими песенными вариантами, с интервью, нотными и текстовыми изданиями, аудио и видеозаписями.



Один из интересных приемов, который используется на занятии литературной студии клуба (руководитель – Василий Владимирович Филимонов), – работа с карточкой "Мир песни". Например, при знакомстве с песней Булата Окуджавы ребята говорят и о мифологическом трехчастном представлении мира, и о грузинской мифологии, а также об идее песни и о смысле её названия.



Всё это помогает поставить акценты при создании исполнительских вариантов. Такая работа предваряет или сопровождает собственно разучивание песни.



На первых занятиях знакомства с творчеством автора помогает и педагог-художник, который организует создание живописных ассоциаций на звучащую песню. Объединются все эти наработки в единой тематической программе, которая создается как совместный проект учащихся и взрослых.



Всего в клубе разработано более 50 программ, одна из значительных работ клуба – спектакль "Песни студеной земли", показанный затем дважды в драматическом театре города. В программе собраны клубом песни о Севере. Для этого ребята вместе с педагогами совершили путешествие за песнями в северные города – в Печору, в Инту и в Воркуту. В программе прозвучали песни местных авторов – Виктора Гагина, Вячеслава Кушнира, Владимира Перова, Ольги Шалаевой, Марины Щербининой, Владислава Можайкина, Светланы Зибен и других.

Интонации бардовской песни помогают открыть ребятам мир человеческих взаимоотношений, поэтому важной задачей становится подбор вопросов для диалога, который сопровождает знакомство с песней при работе в группе.



Вот один из вариантов работы над текстом песни Б.Окуджавы "Бумажный солдатик". Знакомство начинается со слушания всей песни и определения общего настроения, затем выделения важной детали – повторяющегося словосочетания "бумажный солдатик". Для беседы можно использовать следующие вопросы. Зачем автор повторяет это словосочетание несколько раз? Попробуйте заменить другим, близким по значению выражением? Почему автор использует несколько "простой" аккомпанемент? Что изменится, если мы каждый куплет будем петь в новой тональности? (прослушивание исполнительского варианта) Продолжение беседы. Кто герой, каков он? Кто тот, для кого поется песня? Есть ли прямые обращения? В каких отношениях рассказчик и его собеседник? Зачем он рассказывает? Каково состояние рассказчика? Как музыка помогает понять состояние героя? Новое прослушивание. Определите, есть ли в тексте тот, кто знает о мире больше, чем чувствующий герой? Кто это — автор? Какую мысль и какое чувство заключено в песне? Какие другие средства (интонация, жесты) могут помочь понять мир песни? В какой жизненной ситуации песню можно было бы рассказать другому как притчу, с целью понимания происходящего? Чем вам понравилась песня? Хотели бы ее спеть? Какие строчки захотелось переслушать еще раз? Почему?

Уже со второго года ребята отмечают в своих анкетах-размышлениях, что слушать песню и петь (исполнять) с друзьями или перед слушателями – разные вещи. Найти песню, близкую настроению исполнителя, его душевному состоянию – непростая задача. Удачей в своей работе считаю, когда ребята начинают самостоятельно слушать авторские песни, не только современные, но и классические, самостоятельно выбирать песни или создавать собственные произведения. Так, осмысляя роль песни, участники, занимающиеся 2-3 года в школьном клубе авторской песни, на вопрос анкеты 2013 года "В чем песня может помочь человеку?" отвечали: "выразить свои чувства", "помочь найти единомышленников и друзей", "общаться не прямо, а через песню", "песня помогает лучше понять реальность", "не отчаиваться, радоваться жизни, надеяться на лучшее", "раскрыться перед зрителями", "подсказать мысль, направить на верный путь", "подумать о чем-то важном, найти ответ", "открыть талант", "песня – зеркало чувств и мыслей человека", "через песню можно понять то, что нельзя понять через слова", "песня помогает человеку найти себя, а еще не потерять себя", "песня может помочь человеку в судьбе".



Для ребят важно, что разговор о песне не заканчивается в рамках учебного кабинета. Один из важных приемов – организация совместно с педагогами и взрослыми проекта песенной встречи неконкурсного типа.







Школьный клуб одиннадцатый год выступает инициатором городского Молодежного слета "Сыктывкарские костры", где собираются около 10 клубов Сыктывкара и Республики Коми,на котором ребята не только выступают, но и оформляют сцену, озвучивают площадки, встречают гостей, продумывают программу Слёта.







Конечно, как и в любой работе, в клубе есть свои сложности: прежде всего, это отсутствие своей сцены и необходимость превращать в концертный зал или место для занятия обычный учебный кабинет; а также создание всех своих проектов на условиях самоокупаемости (выпуск дисков и буклетов, выезды учащихся на фестивали).



Помогает в этих условиях поддержка родителей и оптимизм клубовцев, их жажда творческой деятельности. И каким бы ни было количество заработанных дипломов, по которым сегодня оценивается в образовании деятельность творческого коллектива и педагога дополнительного образования, главным успехом является ощущение, что ребята начинают понимать: слушание песни часть диалога, а песня – способ общения с друзьями, со слушателями, с самим собой.


Конова Ирина Генриховна, г.Сыктывкар, Республика Коми

руководитель клуба любителей авторской песни гимназии им.А.С.Пушкина


 

 © bards.ru 1996-2024