В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
27.11.2013 Материал относится к разделам: - Конференции научные (доклады, публикации и стенограммы конференций) |
Авторы:
Пахомова А.В. Источник: Рукопись автора (мат-лы науч. конф. "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?") ноябрь 2013 г. |
|
Авторская песня и кинематограф |
Меньше всего хотелось бы, чтобы читатель заснул посредине статьи, поэтому представим ее не в виде теоретического доклада, а как описание практических действий. То есть, вот молоток, вот гвозди: забивай их в доску! Как придумать что-то новое, когда все до тебя уже придумано? Да еще так здорово! Все, что мы видим, создал Господь Бог – честь и хвала Ему за это! Кое-что за столетия изобрели и усовершенствовали люди. Но как? Древние механики скрестили спицы, соединив их по краям круглым ободом. Получилось колесо, которое и до сих пор катится впереди планеты всей. Есть множество примеров из области искусства: художнику Пабло Пикассо, писавшему портрет, попался под руку учебник геометрии. С тех пор не одно поколение живописцев изображает человеческую натуру скоплением кубов, шаров и треугольников. Так в авангардном искусстве был изобретен кубизм. (Кстати, спасибо за книгу о Пикассо. Мы прочли ее в поезде с большим интересом). Итак, выведен первый принцип: соединяй обычные вещи, чтобы получить необычный результат. Последуем ему: посмотрим направо, посмотрим налево, оглянемся вокруг – сколько всего интересного! Поэзия, музыка, живопись, прикладное творчество, театральное искусство, мультипликация и кинематограф, – а давайте в колбе педагогики смешаем эти ингредиенты. Вдруг получим эликсир талантливости? В нашем творческом объединении дети пишут стихи, перекладывают их на музыку, рисуют иллюстрации или мультфильмы к получившейся песне, снимают фильмы и видеоклипы, также пишут сценарии и разыгрывают по ним спектакли. Соединяя различные явления, мы учитываем их способность к взаимопроникновению. Авторская песня по своей сути кинематографична. Не случайно поэт Татьяна Дрыгина однажды обратилась к молодому автору со следующими словами: "Я слушаю твою песню, будто смотрю фильм. Если возникает сбой в видеоряде, если не срастаются кадры фильма или искажается образ, значит, ищи неполадку в тексте". Возникает следующий вопрос. В каком случае какой видеоряд должен соответствовать песне? Есть ли общее правило или принцип? Ведь мы все так индивидуальны и у каждого фантазия работает, как ей заблагорассудится. Отвечаем: правил нет. Есть наблюдения за детьми. Когда ребенок младшего или среднего школьного возраста рисует мультфильм к авторской песне, он буквально следует за текстом. Если речь идет о доме, в кадре – дом, если о мальчике, в кадре – мальчик и т. д. Но это правило не относится к старшей возрастной группе. Подросток трактует образ аллегорически (говорится об ослике, в кадре – мальчик, говорится о море, в кадре – толпа и т. д.) По статистике, если интенсивно в течение нескольких лет развивать группу детей, то из общей массы двое-трое будут очень талантливы, а один обязательно гений. Педагог и поэт Вера Некрасова пять лет назад выпустила группу, где таким гениальным ребенком оказалась Олеся Бармина. Сейчас ее творчество сравнивают с творчеством М. Цветаевой. Мы подумали: а если усилить эффект? И группой детей займется не один педагог, а коллектив литераторов, музыкантов, театралов и живописцев? Окажется ли результат тоже кратным? Сформируется ли разносторонний гений, каждая грань которого одинаково блестяща и сильна? Прошли годы непрерывного труда, и мы убедились: коллектив единомышленников может воспитать гениальность. И она действительно выходит за рамки одного искусства (авторской песни, театра и т. д.). Олег Попов, самый яркий воспитанник группы, создает песню как режиссер (опыты по визуализации сделали свое дело). Герои нестандартны и высвечены крупным планом, второстепенные детали, мелькающие на горизонте, одухотворены. Поэтическая мощь таится в свежести речевых оборотов, драматургическая – в столкновении контрастов, в динамике развития образа. Мало сочинить песню, ее надо исполнить, донести до слушателя. Это зависит от вокального и актерского мастерства, владения инструментом. Фразы, исполненные на яркой динамике, соответствуют тому, что в кино называется "крупным планом", фразы, исполненные приглушенно, отодвигают образ на "дальний план". Постепенное нарастание от тихой звучности к громкой, сравнимо с приемом "камера дает наплыв". Олег снимает фильмы и это отражается на драматургии его песен, они кинематографичны. Слушаешь их, и в мозгу словно загорается огромный экран со стереозвуком:
Я даю вам миллиард лет, Что бы вы узнали, что меня нет, Что бы я купил себе один билет, И уехал до "Конечной", бесконечно засыпая. Я даю себе один шанс, Чтобы мы сыграли "на ура" фарс. Чтобы мне дарили яркие цветы, Чтобы ты, смеясь, испуганно вдруг закричала:
"А вас нет! И во сне всех вас нет, и во сне..."
(Олег Попов, 16 лет)
Попробуйте сесть на полтора часа перед стеной и, глядя на нее, концентрироваться на чем-то одном, важном для вас. Ничего не выйдет, вы довольно быстро начнете отвлекаться, скучать и чувствовать принуждение. Именно это и происходит на песнях, которые вам неинтересны. Человеку не свойственно просто так войти в состояние длительной концентрации. Аудитория должна погрузиться в песню. Песня должна сообщать нечто такое, что непрерывно повышает интерес слушателя так, чтобы в кульминации он достиг максимума. Другой пример детского авторства. Дети любят перевоплощаться. Сильное воздействие оказывает произведение, где автор идентифицирует себя с другим существом, например, волком. Строки отрывисты, словно реплики внутреннего диалога. Интонация насыщена пафосом, в ней звучит вызов:
Я – волк, я – одиночка! Просить ночлег с едой? Уж нет, Увольте. Точка. Живу сама собой.
Ни близких, и ни стаю Прошу я у богов, – Ходить всю жизнь по краю И наживать врагов...
(Вероника Волковицкая, 13 лет)
Есть множество фильмов и особенно мультфильмов, героями которых являются животные. Они думают и говорят как люди, от их лица ведется повествование. Герой Вероники обращается непосредственно к зрителю, его вопросы прямолинейны, ответы безапелляционны. Еще пара строф и сердце зрителя дрогнет, проникнется уважением к сильному характеру персонажа, а значит – цель достигнута. Так идеология контакта с аудиторией становится смыслом и сутью художнической жизни. Имеет место сочинение песен на историческую тему. Бывает, в основу ложится литературное произведение, легенда. Следующая песня родилась под впечатлением от "Одиссеи" Гомера. Ей соответствует спокойный повествовательный тон. В аккомпанементе уместен ритм качки. Мелодия широкого дыхания похожа на волны, раскачивающие корабль:
Там, где море рождает из пены, Острова белых рифов и скал, Голос дивный коварной сирены Одиссей с корабля услыхал.
Голос звал в запредельные дали И к неведомой цели манил, Был он соткан из звездной печали, Тайну моря и неба хранил...
(Кристина Пахомова, 14 лет)
Любая песня – маленький короткометражный фильм (попробуй в лаконичной форме рассказать о многом). Перед автором стоит трудная задача найти нужные краски для полуреальных-полумифических образов далекого прошлого. И если это удается, автор и слушатели становятся богаче на несколько столетий культурного контакта. Таким образом, выведен второй принцип: создай "кинотеатр в мозгу", чтобы твои образы стали зримее, объемнее, ярче. Даже если это мимолетная зарисовка природы: в ночном тумане – пылающие искры, костер разгорается и камера выхватывает из темноты дерево – оно пляшет в отсветах огня.
Туман гуляет по лесам, Пылают искры в тьме ночной. Дым подбирается к стволам. Деревья чувствуют корой, Как прикасается рука, Так осторожна и легка.
Воздушным пеплом на щеках Танцуют языки костра. Мерцаньем пламени в глазах Наполнят пряностью ветра. Во мне поет душа огня – Огня, согревшего меня.
(Кожевникова Александра, 15 лет)
Здесь не будет широких мазков во всю ширь полотна. Интонационно выделяются не строфы, не строки, и даже не слова, а легкими акцентами, как уколами подчеркиваются отдельные слоги-искры. В авторской песне и кино много общего. И то, и другое – дело коллективное. Посмотрите в конце любого фильма на длинную вереницу титров – это все одна команда. Поэтому менее одаренные дети тоже не обделены. В кино ходит поговорка: "коллектив заменяет гениальность". Если не под силу одному ребенку выдать значимый авторский продукт, это может сделать содружество. И песня и мультфильм, и видеоклип возникают как плод содружества, где каждый вносит свою лепту. Один пишет текст, другой – музыку, солист или ансамбль исполняют. Другие ребята создают видеоряд. Мы снимаем фильмы на обычную фотокамеру, затем монтируем их дома на компьютере. Но и это не главное. Главное – создать "кинематограф в мозгу"! Можно не иметь киностудию "Парамаунт" с дорогими суперкамерами, бригады операторов, декорации и спецэффекты. Все это успешно заменяет воображение. Фантазируйте, придумывайте, как экранизировать авторскую песню. Просто включив внутреннюю видеокамеру. Успеха!
А. Пахомова
|
© bards.ru | 1996-2024 |