В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

09.11.2013
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Окуджава Булат Шалвович
Авторы: 
Логинова Светлана

Источник:
Логинова, С. Молитва об Окуджаве / С. Логинова // Выборгские ведомости. – 2012. – № 53. – 17 июл.
 

Молитва об Окуджаве

Вечерняя программа первого дня выборгского театрального фестиваля открылась спектаклем "Монолог об Окуджаве" в исполнении заслуженного артиста РФ Леонида Мозгового.

 

Во вступлении артист сказал, что лихие девяностые "нашему поколению помог пережить Булат Шалвович, он давал веру и силы жить". Известное выражение, что Окуджава – это целая эпоха, проиллюстрировала публика, собравшаяся на спектакль. Все те, кто вырос на его песнях, слушал и любил их всю жизнь, знает эти тексты практически наизусть.

 

Моноспектакль выстроен из фактов биографии барда, отрывков его автобиографической прозы, стихов и, конечно, песен. Автор сценария и режиссер – Галина Губанова. Как говорят его создатели, сам поэт благословил этот спектакль, помог советами. Поскольку немаловажно музыкальное сопровождение, на гитаре играл Сергей Ильин, известный петербургский музыкант, а Леонид Мозговой – пел.

 

Такими музыкальными постановками зрителей не удивишь. О жизни известных шансонье и бардов часто создаются моноспектакли, и здесь артист не может превзойти основу, да и не надо это пытаться делать. То же – со внешностью. Многие артисты и не пытаются ее изменить с помощью грима, чтобы стать похожими на кумира. Главное – суть, душа автора-исполнителя, и того, о ком идет речь, и того, кто на сцене.

 

Но здесь же и сложность. Для современной публики, которая еще помнит живого человека, очень важно, чтобы совпадали интонации исполнения, да и внешнего сходства зритель подсознательно ждет. Некоторые рискуют, идут от прямо противоположной манеры. И это бывает интересно.

 

Спектакль Мозгового начался очень просто, безо всяких ухищрений. Факты биографии, война, военные песни. Как-то очень отстраненно, практически безэмоционально. С изумлением вдруг понимаешь, сколько, оказывается, военных песен написал Окуджава. В их числе знаменитые и любимые, но кто автор – уже подзабыли. Для меня открытием стала "Бери шинель, пошли домой!", столько раз слышанная, но не в бардовском исполнении, потому я ее относила к авторству более пожилого поколения. Окуджава же был современен, с "пожилым" поколением никак не соотносился. "Шестидесятники" вечно молодые...

 

Думаю, что многие в зале сделали для себя такие открытия, заново услышав любимые песни.

 

Но вот исполнение ее Мозговым мне показалось уж очень бесстрастным. Тоже самое – со "Старинной студенческой песней" ("Поднявший меч на наш союз..."), неразрывно связанной для меня со студенческими посиделками.

 

Не было романтической приподнятости, акцента в наиболее значимых фразах. Хотя, рассматривая публику, я увидела, что многие шевелят губами, проговаривая знакомые слова, видимо, немалая часть воспринимала выступление всем сердцем.

 

Ближе к середине спектакля эмоции все же проступили. Как-то очень мило и душевно прозвучала "Дежурный по апрелю" ("Мама, мама, просто я дежурю, я дежурный по апрелю"). Хотя у каждого свои предпочтения. Кого-то тронуло "Прощание с новогодней елкой", и вряд ли кого оставила равнодушным "Молитва Франсуа Вийона". В исполнении артиста появился нужный нажим и страстность обращения.

 

С щемяще-мудрой и грустной "Грузинской песни" прорезались окуджавские интонации, и спектакль пошел по нарастающей. Артист все же "взял" зал. Или это сделал Окуджава? Уже по завершении спектакля Мозговой исполнил по желанию публики еще две песни, а в конце все зрители вместе с артистом спели "Давайте говорить друг другу комплименты". Именно спели, а не подпевали. Все знали слова, и среди публики выделялись очень хорошие голоса, потому совместное исполнение получилось не только трогательным, но и музыкальным.

 

Постановка "Монолог об Окуджаве" прошла уже три тысячи раз.

 

 © bards.ru 1996-2024