В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

03.11.2013
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Френкель Ян

Источник:
Френкель, Я. Как крылья для полета / Я. Френкель; беседу вел Б. Петров // Советская Россия. – 1982. – № 173. - С. 6.
 

Как крылья для полета



– Ян Абрамович, о самодеятельной песне теперь говорят и пишут много, авторы ее выступают по Центральному телевидению, выходят их пластинки, сочинения их нередко звучат и с профессиональной сцены... Все это привлекает к самодеятельной песне внимание, и возникает целый ряд проблем, о которых писала и наша газета.

 

– Хорошо, что "Советская Россия" выступает по проблемам самодеятельной песни. Интерес молодежи к ней действительно необыкновенно велик. Но мне кажется, что автор статьи "На семи ветрах" ("С. Р." № 172 от 27.07. с. г.), проявляя заинтересованность и справедливо критикуя ведомства культуры, профсоюзные и комсомольские комитеты за невнимание, несколько субъективно оценивает ситуацию. Особенно это касается двух моментов – проведения фестивалей самодеятельной песни и создания клубов песни. Всякому доброму делу должны быть приданы конкретные организационные формы, исключающие стихию. И тут защита всякого рода "романтической" неразберихи, как это делает автор статьи, не во всем верна. Фестиваль – дело чрезвычайно ответственное, трудоемкое, сколь привлекательным оно не выглядело бы со стороны.

И, мне кажется, сегодня самодеятельная песня стала настолько гражданским, патриотическим, творческим делом, что сводить ее лишь к пению у костра просто неправильно. Ее место не только в поле, но и в клубах, дворцах культуры. Размах этого движения, а он несомненен, настойчиво наводит на мысль, что оно нуждается во всеобщем внимании и взыскательном рассмотрении всех вопросов, связанных с жизнью самодеятельной песни.

 

– А как относятся к этой проблеме композиторы?

 

– Наш брат профессионал-композитор, как-то так случилось, оказался в стороне от этого популярного среди молодежи вида творчества. Создание песни – занимаешься ли ты этим профессионально, или "в свободное от работы время" – это творчество, вдохновение, и именно поэтому мне не нравится само определение "самодеятельная", когда речь идет о песне. Недаром в народе говорят: "Душа поет". Песня – это когда духовный взлет, стремление выразить свои чувства, мысли, свое восприятие мира через слово, музыку... И если это получается – у профессионала или любителя, тогда рождается песня. Можно быть трижды профессионалом и не создать ни одной песни, в том смысле, как я это понимаю.

Вот почему, когда мы говорим о клубах песни (может быть, так их лучше называть?), то, думаю, не следует относиться к ним снисходительно. А вот поискать возможность помочь их становлению и распространению, оказать творческую поддержку – стоит. Рождение песни – это прежде всего проявление личности человека, его самовыражение. И "человеческий фактор" приобретает первостепенное значение, когда речь идет о народном творчестве, где запевалами, как правило, является молодежь.

Помнится, в вашей газете выступала народная артистка СССР Людмила Зыкина, которая с тревогой говорила о том, что песня исчезает из нашей повседневной жизни.

В том смысле, что она становится предметом потребления, а не духовной потребностью. Исчезает традиция исполнительская, которая испокон веков присуща русскому народу. Мне кажется, что восполнить этот пробел с успехом могли бы клубы песни. Ведь, как правило, их участники – барды – сами создают и являются исполнителями песен. Это не только традиция – это уникальное, ни с чем не сравнимое раскрытие души человека. И пусть, быть может, несовершенен слог, и, может, не тот аккорд, но неподкупность интонации, обаяние этого несовершенства, искренность стремления выразить себя ни с чем не сравнимы.

А разве мы, профессиональные композиторы, не стремимся в своем творчестве к тому. Чтобы песня стала популярной в народе, чтобы она звучала так, будто написана специально для вас, обращена к вам. Тогда и человек откликнется – душа отзовется. И, думаю, со мной согласятся многие мои коллеги, мы питаем эту доверительную интонацию из опыта народной песни.

Как-то, уже много лет назад, я показывал новую песню в кругу коллег, и по тому, как они говорили, чувствовалось, что, мол, я оказался "под влиянием" песен бардов и это, мол, ее недостаток, и вряд ли она "приживется". И тут же другой композитор показал свою песню, которая получила безоговорочное "добро" – это, мол, профессионально, и песне уготована популярность... Признаться, в душе я очень обрадовался такому "недостатку". Речь шла о "Журавлях"...

 

– Ян Абрамович, песня, ее рождение, исполнение неотделимы от того, в какой "окружающей" среде она живет.

 

– Безусловно. Ведь так же, как не всякая песня, написанная профессионалом, достойна звучать с эстрады и по радио, так же и песни, рожденные у походного костра, в стройотряде, на завалинке у околицы, не зазвучат с концертной площадки. Молодежная песня адресована прежде всего другу, единомышленнику, и только в непосредственной, непринужденной атмосфере она звучит полнокровно. Наверное, это естественно, когда исполнитель оказывается в центре, а слушатели – товарищи по клубу, устроятся вокруг кто как, кто сидя, кто стоя, ведь это творчество не только сугубо индивидуальное, хотя, безусловно, и здесь есть свои признанные и непризнанные лидеры, но и массовое, совместное. Наверное, в этом и главное достоинство народного творчества, что оно объединяет людей, делает их единомышленниками, наконец, самовоспитывает. И это, естественно, не всегда совпадает с нашими "вчерашними" представлениями о самодеятельном творчестве.

Ведь легче всего "разрушить" атмосферу непосредственности создания и исполнения песни. А без этой атмосферы она просто прекратит свое существование... Ведь и в нашей профессиональной практике песня не рождается только в кабинетах. Она рождается в непосредственном общении с людьми.

 

– Как вы думаете, какую помощь необходимо оказать клубам молодежной песни, чтобы их деятельность более активно была бы направлена на формирование духовного мира?

 

– Тут я могу высказать только свою, сугубо личную точку зрения. Как я уже говорил, всякое самодеятельное творчество, а тем более то, которое связано с молодежью, требует и большего участия и большего внимания. При этом наше вмешательство должно быть неформальным и влиять на содержание творчества молодежи. Мне кажется, что необходимо учесть опыт другого сильного увлечения молодежи – дискотеки, которые в некоторой степени утратили свой дух созидания и творчества. Во многом "благодаря" формальному отношению к формированию их программ, которое было поручено местным управлениям культуры, и которым было трудно, не имея специалистов, справиться с этой задачей.

Главное здесь в умении всякое проявление творчества молодежи использовать в нужных воспитательных целях. Ведь всего проще отмахнуться от ребят с гитарами, которые собираются на лестничных площадках. Ну а если они сами пришли в клубы песни, если у них неизбывно желание проявить себя в сочинительстве или исполнительском искусстве, то этим, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Разумеется, следует опасаться и унификации, "стрижки под одну гребенку". Я профессиональный композитор, и, может быть, поэтому мне ближе пример из опыта профессиональной эстрады. Не далее как двадцать лет назад широкое распространение получили вокально-инструментальные ансамбли. Это тоже была "самодеятельность". Ребята все делали своими руками. И в этом ощущали себя творцами, не боюсь сказать, художниками. И, наверное, останься они в этом качестве, этот процесс, движение существовало бы и по сей день. Но эти ансамбли всеми правдами и неправдами устремились на профессиональную сцену. И тут же, пройдя не видимый на глаз Рубикон, становились похожими друг на друга как близнецы. Их "причесали", "одели", и они утратили то своеобразие.

Мне кажется, клубы молодежной песни должны сохранять свое творческое лицо, направление, свои симпатии, к той или иной теме, проблематике. Пусть будут клубы патриотической, гражданской песни, студенческой, походной, лирической. Пусть сами участники создадут песню, которая нужна, "как птице крылья для полета". И тогда, собравшись на свой фестиваль, а он, наверное, мог бы стать традиционным, мы увидим и услышим разноголосую палитру творчества молодежи...

Что касается нас, композиторов, тог думаю, что со своей стороны мы могли бы оказать посильную творческую помощь. Тактичным советом, поддержкой помочь раскрытию личности художника, который нашел в песне свое второе "дыхание", призвание...

 

Беседу вел

Б. Петров

 

Фото С. Хенкина

 

 © bards.ru 1996-2024