В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

03.11.2013
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Норкина Елена

Источник:
Норкина, Е. КСП вчера, сегодня, завтра... / Е. Норкина // Политехник (г. Владивосток). – 1984. – № 14 (840). – 4 апр.
 

КСП вчера, сегодня, завтра...

Сейчас очень важно и актуально взглянуть на дни самодеятельной песни, проходившие во Владивостоке по инициативе КСП "Поиск", своими глазами, глазами КСП-шника: что они дали нашему клубу, нашим друзьям, приехавшим из разных городов страны, какое значение имели для культурного воспитания молодежи.

Наряду с традиционными, привычными формами самодеятельного песенного творчества сегодня параллельно развиваются новые. Процесс этот захватил уже большинство КСП страны и, видимо, объективен. Ведь если растет уровень исполнительского мастерства и повышается серьезность восприятия песни и слова, значит требуются и более выразительные формы их подачи. Так какие же?

Прошедшие дни самодеятельной песни познакомили нас с некоторыми направлениями творческих коллективов, вышедших из КСП.

Клуб-студия песенной поэзии "Секунда" (г. Томск) – музыкально-поэтическая программа, без сценического движения, без костюмов. Все замерли на сцене – вытянулись в зал, устремив туда свои руки, глаза, всю силу своего слова, которое им надо донести до слушателя. И восприятие поразительное!

Так было и в прошлый приезд ансамбля, в 1982 году, и теперь. Нельзя, конечно, говорить, что "Секунда" воспитала своего зрителя, не воспитала, а, скорее, завоевала его доверие: и серьезным отношением к фольклору, и выбором тем: поэт, взаимоотношения поэта и его времени. Разное время, разные люди – и состояние напряжения, предвещающее большие перемены в жизни народа, – в психологии, в мироощущении. Об этом программа "Жаворонок" (стихи В. Сосноры, мелодия ансамбля).

В. Высоцкий говорил, что ставит во главу угла каждого произведения обыкновенное человеческое волнение. Здесь – именно это. "Трудные" стихи В. Сосноры, сложное музыкально-голосовое оформление, большая смысловая нагрузка песен, весь этот спектакль (ведь это был именно спектакль) рассчитан был на тонкую душевную организацию и был принят зрителем. Думается, что это лучшая для него награда.

Группа "Мышеловка" КСП "Сокол" (г. Москва). На сцене: "Сон Попова" К. Пруткова. Здесь все совершенно иначе. Костюмы, движения по сцене (хотя и несколько ограниченные), декорации, жесты и даже мимика играют немаловажную роль. Ребята группы "Мышеловка" ставят свою задачу – ввести зрителя в действие, сделать его активным участником спектакля. Эту задачу они выполняют, хотя есть мнение об их "грубой" работе со зрителем. Но за каждое свое слово они отвечают головой. И жесты, и слова имеют свой контекст, который в них вкладывается сознательно.

То, что показывается со сцены, для них прежде всего является злобой дня, а это уже гражданская позиция. Не случайно они обратились к такой комедийно-сатирической форме, как фарс, где весьма недвусмысленно высмеиваются недостатки показанного мира. И люди эти честны, не было ни одной фальшивой ноты в их песнях.

Клуб "Поиск" ДВПИ своей постановкой пьесы Д. Фонвизина "Недоросль" (с песнями Ю. Кима) продемонстрировал еще одну форму. Задор, бесшабашная удаль, бесстрашие какое-то даже – все это сразу взволновало зрителя. Мюзикл – не мюзикл, комедия – не комедия, может быть, водевиль? – тоже нет. Песни, танцы, смена костюмов, масок, декораций – все закружилось в карнавальном действии. И все это сделали люди, недавно пришедшие в самодеятельную песню, клуб. Но они верили, свято верили в то дело, которое делают, вера и бесстрашие где-то даже оправдывали и актерские, и технические огрехи. И опять тот же эффект – искренность и волнение на сцене порождали волнение в зале. И в смешном, на первый взгляд, вдруг улавливалось печальное. "Непрофессиональное" исполнительство, скверные микрофоны не мешали залу затихать вдруг, вслушивались в каждую строчку, каждое слово.

И здесь, видимо, нужно говорить не столько о нехватке профессионализма, сколько о своевременности обоих спектаклей ("Али-баба", 1983 г., "Недоросль", 1984 г.). Они стали для "Поиска" необходимостью, отсюда – отхлопывание зрительских ладоней. Нельзя стандартно, с точки зрения профессионализма подходить к творчеству КСП, ждать от него академической подачи материала. Думается, что результат любого творчества нельзя подогнать специально под общеизвестные, уже существующие рамки. А отсутствие аналогов не должно рождать предвзятые недоброжелательность и скептицизм.

Движение СП нуждается в умном и благожелательном комментарии. Любая настоящая работа требует искренности и самоотдачи, требует преданных людей и объективной критики.

В конечном итоге, как показали "Мышеловка" и "Секунда", круг зрителя СП должен расширяться. Мы сами должны идти к зрителю, нести творчество, которое должно быть понятно не только посвященным, а всем желающим.

Наша форма еще рождается, мы не будем повторять ни "Мышеловку", ни "Секунду", но приемлемое и нужное для себя возьмем. У нас есть свой путь. Это показал опыт с "Али-бабой" и "Недорослем". Наверное, следующей работой клуба будет не спектакль со множеством ролей. Поиск своего творческого выхода идет.

Встречи с единомышленниками очень нужны всем нам. Благодаря семинарам, мы имеем возможность обмениваться необходимой информацией, учиться друг у друга, ведьт полезным является любой опыт.

 

Е. Норкина

КСП "Поиск"

 

 © bards.ru 1996-2024