В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

08.12.2012
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)
Авторы: 
Иванов-Остославский Павел

Источник:
Иванов-Остославский, П. Андрей Березин: "Мой прогноз – самый оптимистический!" / П. Иванов-Остославский. – Режим доступа: http://stihiya.org/work_3165.html.
http://stihiya.org/work_3165.html
 

Андрей Березин: "Мой прогноз – самый оптимистический!"

Андрей Березин – самый известный херсонский бард, член клуба бардовской песни "Жираф"; по образованию инженер-технолог и режиссер культурно-массовых мероприятий.

 

– Андрей, скажи, пожалуйста, как ты пришел к бардовской песне, вообще, как становятся бардами? Ведь человек в юности мог пойти по совершенно другой стезе, стать кем-то или чем-то другим, но с течением лет он становится именно тем, кем становится. Как ты начал исполнять бардовские песни?

– Дело в том, что до института я даже и не задумывался, чем отличается бардовская песня от простого шансона например... Я только слышал, что есть такое понятие "бард", "бардовская песня", но четкого определения я не дал тогда самому себе, не понял различий между песенными направлениями. Учась в институте и принимая участие в различных фестивалях именно бардовской песни, я соприкоснулся с настоящими бардами. И только тогда я определил для себя, чем отличается бардовская песня от небардовской. Это песня, под которую не захочешь плясать, не будешь её включать в качестве шумового фона для поднятия настроения. То есть это та песня, которую сопереживаешь, в каждое слово вникаешь, вслушиваешься... Каждая бардовская песня обязана нести определенную смысловую нагрузку и влиять не только на сознание, но и на подсознание. Я считаю, что не должно быть бардовских песен с элементами пошлости, с элементами эротики, нецензурщины, блатняка. Но сейчас, к сожалению, на многих бардовских фестивалях поют песни, как раз содержащие все эти нежелательные "небардовские" элементы. На мой взгляд – это уже немножко другое течение. Настоящая бардовская песня – это чистая, духовная, "смысловая" песня. Она помогает человеку задуматься, для чего он живет, как он живет и что он может сделать в этой жизни не только для себя, но и для других.

— Бардовская песня, наверное, несет в себе глубокий философский смысл?

— Глубокий ли?.. Бардовская песня все-таки рассчитана на простых людей, которым большая философия не нужна, но в тоже время, человек, слушая эти песню, задумывается и над какими-то философскими моментами собственной жизни.

– Андрей, расскажи, пожалуйста, о клубе "Жираф", в котором ты состоишь.

– Дело в том, что на данный момент, к сожалению, как такового клуба бардовской песни в Херсоне нет. Он был, но так сложились обстоятельства, что от него сейчас остались только люди – бывшие члены "Жирафа", живущие в городе, но клубом они уже не являются. Некоторые наши "бывшие" пришли в клуб, уже заболевши бардовской песней, а кто "заразился" ею уже в клубе... Тех людей, которых я знаю и которые сформировались в этом клубе, бардовская песня очаровала на всю жизнь. Хотя исполнитель не должен зацикливаться на одной узкой тематике – бардовская песня, он должен быть всесторонне развитой творческой личностью. Он должен чувствовать и классическое искусство и знать в нем толк, интересоваться хорошей популярной музыкой.

– Скажи, а афганские песни – это ответвление бардовской музыки вокала?

– Я не скажу уверенно, что афганские песни – это бардовские песни. Между ними есть определенные различия, хотя, наверное, где-то эта грань почти неразличима. Иногда я слышу бардовские песни, повествующие об афганской войне, и стилистически близкие к афганскому искусству. Это действительно был настоящий бардовский вокал. Ну а в основном афганские песни "грешат" натурализмом, нарочитыми страданиями, "тяжелой", так сказать "фронтовой" поэтикой, и потому бардовскими не являются. Это буквальная передача фактов, хроники с театра боевых действий. Это совсем не то.

– Скажи, а кто из известных исполнителей является для тебя образцом исполнения бардовской песни? Может быть, Окуджава, Высоцкий?

– Что касается примеров, то их-то как раз очень много. Если говорить о классиках бардовского движения, то мне очень нравятся как барды и Городницкий, и Окуджава, и Матвеева. То есть их очень много. Послушав современных бардов, я пришел в восторг от песен Киреева, Олега Митяева и многих-многих других. Количество первоклассных современных бардов переходит за сотню. Для тех, кто интересуется этим вопросом, могу дать совет – выйдите в Интернет, найдите там сайт бардовской песни и посмотрите список исполнителей выставляющих там свои вокально-музыкальные произведения.

– Какие песни из твоего собственного репертуара являются для тебя самыми дорогими, самыми важными, самыми близкими сердцу?

– Самыми дорогими для меня являются те песни, которые где-то в подсознании были посвящены человеку, который меня с головой окунул в бардовское движение. Это моя покойная супруга Ольга Бобровник (Березина). Она была в свое время основателем и руководителем клуба авторской песни в нашем городе. Те песни, которые я посвящал после её смерти ей, и являются для меня самыми дорогими.

– Скажи, а отразилось ли в твоем творчестве происхождение? Ведь ты потомок дворян Московской губернии.

– Мою душу всегда трогали стихотворения и песни, написанные о том поколении – о том чистом, культурном, благородном поколении дворян, которое уничтожила новая на то время большевистская формация. Для меня это тот культурный и человеческий слой, представители которого несли в общество образованность, понятия о чести, духовность. А ведь это самые важные качества. Именно они делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Все остальное в нашей жизни – это производные от культуры и духовности. В нашем современном мире основными должны быть понятия – доброта, искренность, душевная чистота. Между аристократией и этими тремя понятиями можно поставить знак равенства. Именно в этом и состоит для меня аристократическая идея.

– Как ты оцениваешь, ну скажем на протяжении 19-20-го веков, отношение художника и власти, художника и народа? Какими они должны быть и какими они, по-твоему, являются в нашей истории и в нашем современном мире?

– Скажу так – художник без народа – это не художник. Народ без художника может быть народом, но художник без народа мертв. В тоже время, художник не может быть прямым отражателем интересов народа. Он должен показывать эстетический идеал, вести людей за собой к вершинам духовности, красоты и благородства. Он должен находиться на той вершине, к которой народ обязан стремиться. А это значит, что художник должен быть на голову выше, чем основная масса народа.

Художник и власть... Наверное только скажу – власть всегда боролась с людьми, которые свободно выражали свое "Я". Эти люди, как правило, власти неугодны. Но в тоже время мы не имеем право не признавать власть, потому что власть – это отражение того состояния народной души, которое есть на данный момент. Не просто так говорят – "Какой народ – такая и власть"... Поэтому художник должен, присматриваясь к власти и замечая её порочность, понимать, что порочность власти происходит от порочности простых представителей народа. Значит что-то надо менять в народе и в обществе, чтобы хоть немножко в лучшую сторону поменялась власть.

– Какова, по-твоему, роль интеллигенции в обществе, особенно в современном обществе?

– Роль интеллигенции самая прямая и ясная. Она не дает катиться основной массе народа глубоко вниз, в яму бездуховности и бескультурья. В основном, народными массами в нашей стране управляет буржуазия, а не интеллигенция, поэтому мало в нашей стране высоко духовных людей. Но они все-таки есть, иначе и быть не может. По-настоящему интеллигентный человек всегда духовно богат. Интеллигентный, культурный человек всегда дает отчет своим мыслям и своим поступкам. Поэтому он всегда хочет слушать что-то достойное, возвышенное, смысловое. Для меня это смысловое заложено в песнях с конкретным сюжетом и содержанием, где четко заметен философский смысл.

Молитвы и духовное сопереживание духовных людей прошлого на невидимом сакральном уровне не дают нашему обществу окончательно впасть в "мерзость духовного запустения". Души предков молятся о потомках...

– Каков твой прогноз о ближайшем будущем Украины, ну скажем на ближайшие 20 лет?

Как сложатся судьбы Украины?

– Прогноз мой – самый оптимистический. Я уже радуюсь тому, что сейчас происходит в нашем обществе. Прогуливаясь иногда по Херсону, я замечаю внешние элементы культуры, которые начинают проявляться в нашем городе. Пусть по началу культура людям навязывается, но потом они воспримут её как что-то естественное и родное. Человек привыкает к чистоте. Навряд ли потом ему захочется бросить на чистый тротуар бумажку или окурок. В общественных местах стало чище и спокойнее. Такими мелкими шажками мы постепенно прейдем к тому, что научимся уважать то место, где мы живем. Все больше и больше людей начинает произносить слово "духовность". Люди стали задумываться над содержанием этого слова. Человек, чувствующий, что значит быть духовным, неизбежно сталкивается с понятием "религия". Я сторонник православия, но с уважением отношусь к другим конфессиям. Каждый человек к духовности идет своим путем. И неважно когда он придет к этой цели – в начале, в середине или в конце своего жизненного пути. Главное дойти...

Что ж, да осилит дорогу идущий... Спасибо за интервью, Андрей!

 

Вел беседу Павел Иванов-Остославский, поэт.

 

© Copyright: Павел Иванов-Остославский

 

 © bards.ru 1996-2024