В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
03.10.2010 Материал относится к разделам: - Клубы, творческие объединения, театры, студии, школы АП Персоналии: - Смагина (Масальская) Светлана Евгеньевна ("Белая ворона") |
Авторы:
Смагина Светлана Евгеньевна |
|
Школа "Белая ворона". Преподавание авторской песни в Орске (Немного истории и теории) |
Преподавание авторской песни в г. Орске. Школа АП "Белая ворона". (Немного истории и теории)
Преподавание авторской песни в подростковой среде нашего города ведёт свой счёт с 1988 года и связано с моим возвращением на родину после получения консерваторского образования в г. Уфе. Неприятие академизма профессионального музыкального образования, огромная увлечённость самодеятельной гитарной песней в студенческие годы, опыт туриста-водника направили меня к дверям образовательного учреждения дополнительного образования. Только там оказалось возможным в данном месте и в данное время создать "кружок" авторской песни и попробовать интуитивно "отдать" своё умение исполнять хорошую костровую песню под гитару. Редкое по тем временам совмещение музыкального профессионализма и увлечённости одним из популярных, но "дилетантских", по мнению консерваторских педагогов, жанром привело меня, в качестве оправдания двух десятков лет музыкального обучения, к постоянной жажде осмыслить главные моменты преподавания самодеятельной песни и страстного стремления вывести результаты своего преподавания на высокий уровень качества и общественного признания. Ничего подобного в нашем городе и области в тот момент не наблюдалось. Интернета не существовало, и узнать существует ли что-нибудь где-нибудь, связанное с преподаванием авторской песни, не представлялось возможным. Так я начала изобретать свой "велосипед"... Начав преподавать с нагрузкой 9 часов в неделю, окружив себя пятью десятками страждущих подростков, я поняла, что пора проб и притирок закончилась и, получив две ставки педнагрузки, взялась за организацию студии авторской песни всерьёз. Основные свои находки и открытия записывала в блокнот. Руководство никаких программ с меня не требовало. Мне нужно было написать программу "для себя", чтобы почувствовать систему в своей деятельности. А результаты говорили о том, что путь выбран правильно – учить легко, не стандартно, но системно, увлекая, а не заставляя, видеть в ученике равного, выбираться с гитарой к костру при любой возможности, отдавать свои умения всем, кто готов воспринять. Так в городе стали узнавать студию авторской песни "Апрель" на базе Центра Детского Творчества Ленинского района. Подростки начала 90-х годов оказались жаждущими творчества, кто писал стихи сам, оформляя в песню, кто придумывал мелодию и аккомпанемент к стихам любимых поэтов. Кого-то, не обделённого музыкальным слухом от рождения, я собирала в ансамбли, дуэты и мы учились исполнительскому многоголосию. В 1996 году на базе Центра творчества детей и юношества Октябрьского района я открыла школу авторской песни "Белая ворона". К тому времени потребность в основательной программе возникла как необходимость в поддержании статуса школы, как методически обоснованного самостоятельного структурного подразделения учреждения дополнительного образования. Массовая бедность населения в 90-е годы не позволяла отправлять выпускников средних школ учиться в вузы в другие города, поэтому в нашей школе воспитанники задерживались до 5 лет, школьники становились студентами, но это не мешало им серьёзно заниматься авторской песней. Поэтому ансамбль "КапЛя" добился качественного четырёхголосия и смог победить на Грушинском фестивале в 1999 году, стать лауреатами "Ильменки", получить наивысший бал первого тура "Петаккорда" в 2000 и 2002 годах. С повышением с 2004 года уровня жизни населения нашего города, с появлением возможности выпускникам средних школ поступать на коммерческой основе в ВУЗы других, более престижных городов, в нашей школе резко сократился период обучения воспитанников от пяти лет до двух-трёх, что естественно, резко сократило количество лауреатских дипломов. А доступность интернета, навязывание низкопробной попкультуры в телевизоре привело к потере подростками истинных культурных ориентиров. В этот период школа поставила целью не завоёвывание дипломов на многочисленных фестивалях АП, а воспитание культурного вкуса подростков города на материале авторской песни. Началась целенаправленная концертная деятельность педагогов школы. Записывались диски с концертов, дарились сотнями ученикам и библиотекам школ. Школа приобретала всё большую популярность в городе и области как уникальной образовательной структуры для подростков. Выпестованная образовательная программа получила признание на Областном конкурсе инновационных программ в системе дополнительного образования. В настоящее время контингент воспитанников школы значительно "помолодел" — сказалось влияние нашумевшего телесериала "Ранетки", толкнувшего к освоению гитары молоденькими девочками от 11 лет. Мотивированность их прихода в школу настолько серьёзно не осознана и не стабильна, что накладывает на преподавание особую энергетическую сложность, заставляет педагога играть несвойственные ранее роли пионервожатого, мамки-няньки, организатора ярких детских мероприятий. И только после появления стойкого интереса к авторской песне, к умному слову, к постижению своих исполнительских возможностей, после приобретения удовлетворения от процесса освоения предмета, педагог получает возможность "выдохнуть" и войти в свою желанную роль наставника от авторской песни. Результат образовательной деятельности в школе нисколько не снижается (как склонны думать многие непосвящённые административные чиновники), он приобретает новые необходимые реальные формы, может быть менее эффектные чем победа на областном фестивале, менее яркие и звучные, но от того не менее значимые для самого педагога и воспитанника. Параллельно с осмыслением системы образования в школе я придумывала учебные пособия, такие, которые бы позволяли освоить азы гитарного аккомпанемента на материале классической авторской песни без знания музыкальной грамоты, которые бы раскрывали основные параметры исполнительского мастерства, проводила эксперименты на предмет действенности учебных пособий. Так с 2001 года существует учебник "От нуля до первых песен", с 2003 года в школе работает пособие "От первых песен к любимым". В плане – написание пособия "От любимых песен к своим авторским". Разработано несколько десятков ритмов аккомпанемента, оформленных в дидактическое пособие. Кроме того постоянно составляются всё новые и песенники. Песенник состоит из двух компонентов – аудиозапись внятного акустического сольного исполнения песни и текст песни в распечатанном компьютерном варианте с указанием аккордов, характера исполнения, особенностей аккомпанемента. Остановимся подробнее на образовательной программе. Программа школы "Белая ворона" рассчитана на подростков от 13 до 20 лет (администрация ограничивает возраст до 18) и реализует потребность "умной" молодёжи в самореализации через исполнение (сочинение) авторской песни. Настоящая программа – программа открытого типа, предполагающая постоянное экспериментирование, совершенствование форм и методов педагогического воздействия. Достоинство программы – её абсолютная реалистичность, доступность, адекватность конкретным социально-экономическим условиям городской жизни, соотнесённость с общим культурным уровнем молодёжи. В основном виде программа является профессионально-прикладной, даёт подросткам возможность получить определённые знания, умения, навыки по исполнению, сочинению песен под гитарный аккомпанемент. На последнем уровне обучения программа предполагает формирование личности молодого специалиста-педагога, владеющего профессиональными знаниями и навыками исполнителя АП. Помимо основного профессионально-прикладного вида, программа имеет дополнительный вид – досуговый, так как предполагает систему воспитательных мероприятий – тематических вечеров, концертов, встреч с профессионалами жанра, школьных мероприятий, выезды на фестивали в другие города и проведение летних водных сплавов на байдарках для воспитанников школы и их родителей. Цели программы школы авторской песни "Белая ворона": создание условий для формирования и развития духовно-нравственного и творческого потенциала обучающихся, методическое обеспечение обучения исполнению авторской песни; воспитание социально-адаптированной и профессионально-ориентированной личности на лучших традициях авторской песни, отечественного музыкально-поэтического искусства и мировой гитарной классики, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников школы. Определяя тактику авторской модели обучения, выделяем следующие основные задачи: Обучающие: • ознакомление и приобщение воспитанников к жанрам авторской песни; • обучение исполнению, а в последствии – сочинению песен; • приобщение к историческому и культурному наследию; • развитие навыков концертной деятельности.
Развивающие: • развитие личностного потенциала; • развитие коммуникативных и эмпатийных качеств личности; • развитие музыкальных качеств; • мотивация творческой самореализации, коллективного творчества; • обучение навыкам психической саморегуляции, способствующих достижению эффекта душевного комфорта и социальной адаптации; • развитие качеств "сильной личности", уверенности в себе и своих поступках; • развитие потребности в добрых делах, сопереживании, милосердии.
Воспитательные: • укрепление ориентиров добра, истины и любви на основе лучших традиций искусства Музыки и Слова; • создание условий для формирования цельной, сильной, высокообразованной, профессионально ориентированной личности (для особо одарённых воспитанников). К детальному прогнозу результатов обучения следует отнести задачи: • развитие навыков критической оценки коллективных творческих дел; • проведение досуговых мероприятий в кругу друзей; • составление и ведение концертных программ; • техническое обслуживание и ремонт гитар; • воспитание любви к родному краю, природе; • изучение правил походно-туристической жизни, поведения на воде, на массовых фестивальных мероприятиях, знание основных экологических законов.
Педагоги школы не упрощают себе жизнь тестированием начальных музыкальных способностей претендентов на обучение, отбором наиболее способных, а принимают всех безотказно, уважая само желание подростка научиться петь под гитару. Вся программа обучения опирается на условие изначальной музыкальной неграмотности и неподготовленности подростка. Это, непременно, создаёт значительные сложности в обучении и растягивает по времени первый базовый этап. Но, мотивированность обучения, поддержание увлечённости в освоении упражнений, свет грядущего результата позволяет основной массе воспитанников "не сойти с дистанции". Программа предлагает трёхуровневый образовательный комплекс с органичной взаимосвязью обучающих и досуговых занятий, индивидуальных, групповых и массовых. Предполагается постепенное и поступенное осуществление образовательного базового минимума и моделирует идеальный вариант выпускника каждого уровня обучения. Курс обучения рассчитан на 3-5 лет, реализуется по принципам интеграции и дифференциации с использованием системы комбинированных индивидуальных и групповых предметных занятий и общих досуговых мероприятий. Дифференцированное и интегрированное обучение позволяет взаимодействовать с учеником на уровне его способностей и возможностей. Уровень первый – первый год обучения, познавательный, общекультурный, "базовый". Фактически является начальным курсом освоения пения и основ гитарного аккомпанемента. Подаётся в органичной системе обязательных индивидуальных (1 час в неделю) и групповых (2 часа в неделю) занятий. Теоретический материал подаётся в группе составом до 10 человек, на индивидуальных занятиях происходит корректировка навыков, дальнейшее мотивирование занятий, воспитательное воздействие. Часть группового занятия отводится на предмет "Введение в жанр АП", задачей которого является поддержание интереса к жанру, осмысление воспитанником своей роли в группе, осознание уровня успешности в освоении образовательных нормативов. Воспитательной задачей педагога является развитие стойкой мотивации у ученика, готовность преодолевать обязательно возникающие трудности, побуждение интереса к себе как личности, способной к духовному развитию. Надо отметить, что самый высокий процент потери учеников наблюдается именно на первом уровне. К концу первого года он в некоторые года составляет треть. Не все подростки оказываются психологически готовыми к выполнению монотонных упражнений, не приучены родителями к усидчивости и вниманию, ярко проявляют "синдром средней школы" — "два" не ставят, не кричат, родителей не вызывают – значит, можно не делать. Педагогу остаётся проявлять колоссальную выдержку, профессиональный такт и сохранять веру в успех своего труда и призвание. Уровень второй – "школа мастерства", как правило, второй и третий годы обучения. Это уровень углублённого изучения и освоения базовых предметов, позволяющий при успешном освоении применять на практике достигнутые результаты – выступать в концертах, участвовать в конкурсах фестивалей АП. Предмет "Исполнение авторской песни" (индивидуально 1 час в неделю) позволяет углублять и развивать освоенные на первом уровне знания, умения и навыки, реализовывать творческий потенциал. Предмет "Индивидуальный репертуар и аранжировка" (индивидуально 0,5 часа в неделю) позволяет выбирать индивидуальный репертуар, "снимать" с аудионосителей понравившиеся песни, подбирать аккомпанемент, соотносимый с источником, транспонировать в удобную тональность. Занятия в группе (до 10 человек) по предмету "История и антология авторской песни" позволяет расширять репертуар, знакомиться с традициями жанра, творчеством местных авторов, готовиться к школьным вечерам, проводить "гитару по кругу" при свечах. Отсев на втором уровне обучения происходит исключительно по объективным причинам – старшеклассники оканчивают среднюю школу и поступают в вузы других городов (поскольку дипломы местных ВУЗов не попадают в рейтинги востребованных работодателями). А наш принцип воспитания в ученике отношения к себе как к личности большой и успешной только увеличивает процент уезжающих абитуриентов. Третий уровень – "творческая мастерская", профессионально-ориентированный, творческий уровень самореализации и партнёрства. Уровень "шлифовки" профессиональных качеств начинающего педагога, уровень творческого совершенствования авторов, исполнителей. В рамки предполагаемых предметов этот уровень укладывается как в "прокрустово ложе", всякий раз нарушая почасовые нормативы и вызывая многочисленные нарекания административных чиновников. На этом уровне реализуется педагогическая практика начинающих педагогов, ведётся работа над индивидуальными концертными программами. Воспитанники этого уровня мотивированы на творчество личным примером педагогов, переходят на уровень дружбы и взаимопомощи. При возникновении уникальной возможности сохранить многоголосный ансамбль второго уровня и перевести его по развитию в третий (что случилось в 1997-2003 годах), воспитанники получают возможность осваивать навыки многоголосной аранжировки на базе ведущих правил классической гармонии. Качественно реализованная фантазия команды, получившая признание на фестивальном или концертном выступлении – очень серьёзный мотив к постоянному совершенствованию личности. В программу школы заложены и вариативные, дополнительные предметы – "Комната доверия" и "Поэтическая мастерская". Предметы проводятся нестандартно с воспитанниками, проявившими искренний интерес и потребность. "Комната доверия" — групповое занятие по психологической разгрузке, проходит за чашкой чая и при свечах. Это своего рода свободный разговор "по душам", где педагог выступает в роли доброго старшего друга, готового найти ответы на все мучившие подростка вопросы. Задачей таких занятий является раскрепощение подростка, освобождение его от комплексов, побуждение к ощущению себя не частью серой "толпы", а личности свободной и многогранной, к пониманию, что ощущение мира зависит от него самого, насколько он духовно развит. Занятия проходят в свободной форме искренних бесед, используются разнообразные игровые технологии. По мнению самих воспитанников этот предмет является "самым необходимым" — настолько яркий след он оставляет в их памяти. "Поэтическая мастерская" проводится либо индивидуально, либо в группе до 6 человек среди воспитанников второго и третьего уровней при возникающей потребности разобраться в основах правил стихосложения, в редактировании написанных стихов, в разборе поэтических текстов изучаемых песен. Здесь могут постигаться азы художественного чтения, освоение навыков ведения концертных программ. Досуговые мероприятия в школе – вечера, тематические концерты, встречи с авторитетными бардами проходят один раз в месяц. Школа располагает небольшой сценой с микрофоном, салоном на 60 посадочных мест за столиками с чаем. Эти мероприятия направлены на приобщение родителей к увлечению их детьми авторской песней, к поддержке этого увлечения, к моральной помощи школе. На эти вечера приглашаются друзья воспитанников, наших потенциальных учащихся, потому как у них пока нет более сильного мотива, чем увидеть друга, стоящего на сцене с гитарой, поющего любимую свою песню при полном внимании зала и последующем грохоте аплодисментов. Грядущий тяжёлый труд в достижении подобного результата им ещё не ведом. Остановимся на основных принципах образовательного процесса в школе. Основной принцип – единство воспитания, обучения и развития. Ведя воспитанника к цели педагог комплексно, продуманно и деликатно использует индивидуальные подходы и методы. Организация образовательного процесса в школе предполагает возможность не одномоментного, а постепенного включения учащегося в полную обязательную предметную нагрузку, отражая принцип – от пассивного интереса на досуговых мероприятиях – к профессиональному обучению на предметных занятиях. Так, например, если ученик изъявил желание "осмотреться", взвесить достаточность своего интереса и не готов ещё к серьёзным плановым занятиям, ему предоставляется возможность посещать досуговые и вариативные занятия без посещения обязательных в течение месяца, после чего он должен определиться. Образовательная базовая программа предметных инвариантных занятий (обязательный профессионально-прикладной курс) построена по спиралевидному принципу подачи материала. То есть, темы уроков начального уровня (курсы АП) повторяются на более продвинутом уровне с более углубленным изучением и освоением. Так, например, знакомство (поверхностное) с творчеством ведущих бардов на начальном этапе предполагает более детальное изучение на последующих этапах, сохраняя цельное восприятие предмета и не допуская пробелов. Определим ещё некоторые основные принципы: Принцип индивидуализации. Создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности воспитанника и педагога. Принцип природосообразности. Образовательный процесс строится следуя логике (природе) развития личности учащегося, вследствие чего группы школы формируются по гомогенным признакам: По интересу; По поло-возрастным психофизиологическим особенностям; По способностям и начальной культурно-музыкальной подготовке. Учитывается оптимальность расписания занятий, комфортность условий. Принцип дифференцированного, разноуровневого обучения. Принцип базируется на развитии индивидуальности ученика, на создании комфортного, естественного состояния на занятии. Позволяет педагогу формировать группы по равным входным параметрам, создавая студийцу равное окружение. Реализует обучение каждого на уровне его способностей и возможностей. Принцип поэтапности и преемственности. Позволяет создать систему поступенно восходящего творческого диалога между наставником и воспитанником. Программа каждого уровня обучения построена с учётом психофизиологических особенностей учащихся, на каждом этапе в основу положен механизм спирали, позволяющий осуществить преемственность и комфортность умственного, эмоционального, духовного и социального развития личности ученика, добиваться высоких качественных результатов. Принцип сотрудничества и партнёрства. Принцип безграничного доверия, взаимоподдержки, обоюдной симпатии, равенства. Принцип: "каждый ученик талантлив". Педагог стремится вселить ученику уверенность в конечном успехе, в разнообразии его способностей, в его прекрасных человеческих качествах. Типовое занятие, как основная форма образовательного процесса, предполагает взаимопроникновение теоретических и практических элементов урока, проведение комплексных комбинированных занятий, направленных на создание естественного творческого общения педагога и ученика. Примерный перечень систематических элементов на групповом занятии. Пятиминутка "Здравствуй" – момент анализа психического состояния учащихся, коррекция настроения; Распевка, упражнения на развитие дикции; "Гитара по кругу" — индивидуальное выступление каждого учащегося, с выявлением достоинств и недостатков исполнения; Коллективное пение с комментариями педагога; Сценическое (итоговое) выступление студийца на сцене в микрофон с последующим коллективным обсуждением; Знакомство с новым песенным материалом; Детальный разбор качественных параметров песни с программированием последовательности работы с ней; Беседы об авторской песне, рассказы о фестивалях, концертах, впечатления о поездках в другие города; Чаепитие как итоговая форма занятия, как условие создания душевного комфорта, определение и программирование тем и задач следующих встреч в непринуждённой обстановке.
Занятие может содержать не все, а отдельно взятые элементы, тем не менее, стремиться к использованию максимально большего количества таких элементов необходимо. Для того чтобы каждое занятие было интересным и побуждало к самостоятельной работе, полезно применять развивающие, активные методы обучения, нетрадиционные формы проведения занятий, такие как уроки-обсуждения, уроки-концерты, занятия с элементами ролевых игр, занятия-конференции, уроки на природе. Определим педагогические подходы к реализации программы. Разнообразие различных видов деятельности в образовательном комплексе в учебное и летнее время; Экспериментирование; Создание ситуации доверительного общения, ровного эмоционального состояния, душевного комфорта; Создание ситуации успеха; Использование игровых технологий; Проведение коллективных творческих дел как этапных мероприятий в оценивании результативности образовательного процесса; Стимулирование стремления к повышению образовательного уровня; Опора на зону ближайшего развития ученика. Восприятие учащегося как взрослой самостоятельной личности. Партнёрство и сотрудничество. Концертно-фестивальная деятельность как этап образовательной. Учащемуся школы чётко определяются ближайшие и дальние цели образования с учётом его возможностей, задатков и характера; информация сообщается в индивидуальном порядке на основе обобщённых оценочных суждений. Прививаются навыки самооценки деятельности и своих возможностей. Условия осуществления образовательной программы. 1. Наличие компетентного преподавательского состава. 2. Универсальность и взаимозаменяемость педагогического коллектива школы, служение общей цели. 3. Достаточная материально-техническая база: инструменты, компьютер, видео— и аудиотехника, дидактический материал, нотная и песенная библиотеки, архивные и наглядные материалы, удобный светлый и просторный кабинет для занятий (желательно два смежных), сопутствующие материалы (свечи, чайные приборы и т.п.) для создания комфортного внутреннего состояния, желательно наличие звуковоспроизводящей аппаратуры для оформления концертов, концертная одежда. 4. Необходимо систематическое финансирование поездок учащихся на фестивали авторской песни городского, областного, регионального и всероссийского масштабов для приобщения их к традиции АП, общения с подобными структурами других городов страны и обмена опытом. 5. Создание максимально комфортных условий на занятиях, вследствие чего: не перегружать количественный состав групп; осуществлять тактику максимальной заинтересованности в предмете; производить коррекцию настроения воспитанника в случае необходимости; сохранять равные условия для каждого ученика на занятии в группе; развивать доверительность общения, доброжелательный настрой на уроке. 6. Персонификация (индивидуализация) образовательного процесса как необходимое условие успешности и профессиональности педагогического воздействия. 7. Совершенствование профессионального мастерства педагога, осуществление обмена опытом, повышение квалификации. 8. Соблюдение режима труда и отдыха, создание условий для полноценного отдыха педагогов во внерабочее время. 9. Пропаганда успехов работы школы на различных культурных мероприятиях города, области, страны с целью вовлечения юношества в эту благодатную сферу творческой деятельности, возрастания и укрепления статуса структуры на различных общественных уровнях. 10. Поддержка и развитие материальной базы летнего выездного профильного бардлагеря "Белая ворона" — уникальной акцентной позиции образовательной деятельности школы. Ориентиры результативности. Под результатом образовательной деятельности следует понимать спланированный положительный итог, соотнесённый с его целями. Параметры знаний, умений и навыков – не единственные в оценивании результата деятельности педагога. Необходимо ещё учитывать воспитательные результаты, результаты социализации личности. И, поскольку внешкольная сфера выполняет функцию социальной защиты подростка, то следует дифференцированно подходить к особенностям восприятия учащихся (одарённые – девиантные). Следует учитывать время накопления информации, эмоций, социальных качеств, после чего только возможна результативность ученика. Диагностируя образовательные результаты, педагог отслеживает их динамику, рост, постепенное "сложение" результатов каждого педагогического действия по отношению к воспитанникам в большие, итоговые. Необходимо прогнозирование длительного педагогического процесса, что возможно при максимальной компетентности учителя. Профессиональная компетентность (по определению Железновой Л.Б.) – мера соответствия понимания, знаний и умений педагога реальному уровню сложности выполняемых задач и разрешаемых в профессиональной деятельности проблем. Это способность педагога принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного, гражданского и нравственного долга. Ценность педагогического труда – в стабильности образовательных результатов. Текущая и перспективная стабильность характеризует педагога как профессионала. Следует отметить, что в дополнительном образовании довольно часто весь многогранный комплекс образовательных результатов сводится к формальному накоплению грамот и дипломов отдельных одарённых воспитанников — самому простому способу предъявить результат по первому требованию вышестоящего административного чиновника. Возведение в степень ценности бумажного диплома как единственно значимого результата, требование от педагога максимального количества конкурсных побед "любой ценой", естественно в ущерб педагогической этике и всему остальному образовательному процессу, ставит педагога в трудное положение перед остальными воспитанниками и перед самим собой, лишая, таким образом, права на честь и призвание. Напомним, что результатом является этапное, поступенное, но реальное достижение каждым воспитанником образовательной цели. При определении ориентиров результативности занятий необходимо определить: какие цели ставит педагог, насколько они актуальны, перспективны, социально значимы, соответствуют предназначению сферы дополнительного образования, ориентированы на комплексный учебно-воспитательный результат. насколько содержание преподаваемого курса актуально, целесообразно, практически значимо для учащихся, многообразно и комплексно, насколько велик его развивающий, воспитательный потенциал. насколько связаны все направления педагогического воздействия, насколько творчески педагог подходит к организации всей своей деятельности и образовательному процессу. Раскрою маленькую тайну. В образовательной деятельности школы отдельную "половину" занимает класс классической гитары, рассчитанный преимущественно на "непоющий" контингент подростков. Освещение деятельности этого сектора не входит в задачу настоящей публикации, но в деятельности школы является органичной её составляющей, особенно на досуговых мероприятиях, при проведении концертов, выездах на фестивали, при организации летних походов. И то, что школа держится на надёжных плечах одной семьи педагогов (жена, муж и дочь), скорее всего, служит плюсом в жизнеустойчивости школы, ставшей образом жизни для трёх по-хорошему одержимых людей, понимающих и поддерживающих друг друга.
|
© bards.ru | 1996-2024 |